Понятия к теме «Музыка и театр»

 

1. Пентатоника – лад, состоящий из пяти ступеней. В нем отсутствуют полутоны, поэтому нет напряженных тяготений.

2. Модуляция – переход мелодии в новую тональность.

3. Сурдина- приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах для приглушения звучности и частичного изменения тембра.

4. Синкопа – звук, начинающийся на слабой доле такта и выдерживаемый на следующей за ним сильной доле. Синкопа – пропуск сильной доли такта – переносит ритмический упор на предшествующую слабую долю и этим нарушает плавность ритма. Обычно синкопа акцентируется, что усиливает ее остроту.

5. Хроматизм – повышение или понижение на полтона основных ступеней диатонических ладов.

6. Динамика – громкость (сила) звучания музыки.

7. Балет- вид музыкально- сценического искусства, основа которого – танец и пантомима. Также в балетном спектакле объединяются другие виды искусства: музыка, живопись, архитектура.

8. Пантомима – язык выразительных жестов, поз и мимики.

9. Опера – вид музыкально – сценического искусства, основу которого составляют сольные и ансамблевые вокальные номера. Оперный спектакль состоит из 3-4 действий (актов).

10.  Seria – «серьезная опера».

11. Buffa- «комическая опера».

12. Увертюра- оркестровое вступление к опере.

13. Либретто- текст оперы, составленный на основе литературных источников.

14. Ария –вокальный монолог героя (героини), в ней раскрывается душевное состояние героя и его характер. Ария представляет собой развернутое и законченное музыкальное произведение.

15. Речитатив – род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. В опере речитатив является, обычно, вступлением к арии. Речитатив также соединяет номера оперы, отражает ход развития сюжета.

16. Ансамбль – законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей, ансамблевые номера называются дуэтами (2), трио (3), квартетами (4), квинтетами (5) и т.д.

17. Хор – певческий коллектив, коллективное действующее лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор – это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов.

18. Увертюра – инструментальное вступление к опере, балету, оратории, подготавливающее внимание слушателей к предстоящему действию.

19. Антракт – 1) перерывы между оперными действиями, 2) оркестровые вступления к действиям оперы.

20. Либретто- литературный текст оперы.

21. Каватина – небольшая ария лирического характера.

22. Канон – проведение одной и той же мелодии по очереди в разных голосах, причем каждый голос вступает еще до окончания звучания предыдущего голоса.

23. Дивертисмент (в балете) - сюита танцевальных номеров, не связанных с основным действием. Она помещается, как правило, в сценах празднеств и балов.

24. Пасторальный – значит «пастушеский».

 

Музыкальный материал к теме «Музыка и театр».

 

1. Э. Григ. «Пер Гюнт»: «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг» (диск 3).

2.  П. Чайковский. «Щелкунчик»: Увертюра, «Марш», «Рост елки», «Сцена сражения (диск 3), «Вальс снежных хлопьев» (пластинка), дивертисмент («Танец кофе», «Танец чай», «Трепак») – диск 3; «Танец пастушков», «Вальс цветов», «Па –де-де», «Танец феи Драже» (диск 4).

3. М. Глинка. «Руслан и Людмила»: Увертюра, Интродукция (две песни Баяна), 1 действие («Каватина Людмилы», «Сцена похищения»), 2 действие («Дуэтино Фарлафа и Наины», «Ария- рондо Фарлафа», «Речитатив, ариозо и ария Руслана», «Сцена с головой»), 3 действие («Персидский хор», «Ария Ратмира»), 4 действие («Ария Людмилы», «Марш Черномора» – диск 4, «Турецкий танец», «Арабский танец», «Лезгинка», Хор «Погибнет…»), 5 действие (Хор «Ах ты, свет, Людмила», хор «Не проснется птичка», хор «Слава великим богам»)- диск 5.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: