1. Пентатоника – лад, состоящий из пяти ступеней. В нем отсутствуют полутоны, поэтому нет напряженных тяготений.
2. Модуляция – переход мелодии в новую тональность.
3. Сурдина- приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах для приглушения звучности и частичного изменения тембра.
4. Синкопа – звук, начинающийся на слабой доле такта и выдерживаемый на следующей за ним сильной доле. Синкопа – пропуск сильной доли такта – переносит ритмический упор на предшествующую слабую долю и этим нарушает плавность ритма. Обычно синкопа акцентируется, что усиливает ее остроту.
5. Хроматизм – повышение или понижение на полтона основных ступеней диатонических ладов.
6. Динамика – громкость (сила) звучания музыки.
7. Балет- вид музыкально- сценического искусства, основа которого – танец и пантомима. Также в балетном спектакле объединяются другие виды искусства: музыка, живопись, архитектура.
8. Пантомима – язык выразительных жестов, поз и мимики.
9. Опера – вид музыкально – сценического искусства, основу которого составляют сольные и ансамблевые вокальные номера. Оперный спектакль состоит из 3-4 действий (актов).
10. Seria – «серьезная опера».
11. Buffa- «комическая опера».
12. Увертюра- оркестровое вступление к опере.
13. Либретто- текст оперы, составленный на основе литературных источников.
14. Ария –вокальный монолог героя (героини), в ней раскрывается душевное состояние героя и его характер. Ария представляет собой развернутое и законченное музыкальное произведение.
15. Речитатив – род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. В опере речитатив является, обычно, вступлением к арии. Речитатив также соединяет номера оперы, отражает ход развития сюжета.
16. Ансамбль – законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей, ансамблевые номера называются дуэтами (2), трио (3), квартетами (4), квинтетами (5) и т.д.
17. Хор – певческий коллектив, коллективное действующее лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор – это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов.
18. Увертюра – инструментальное вступление к опере, балету, оратории, подготавливающее внимание слушателей к предстоящему действию.
19. Антракт – 1) перерывы между оперными действиями, 2) оркестровые вступления к действиям оперы.
20. Либретто- литературный текст оперы.
21. Каватина – небольшая ария лирического характера.
22. Канон – проведение одной и той же мелодии по очереди в разных голосах, причем каждый голос вступает еще до окончания звучания предыдущего голоса.
23. Дивертисмент (в балете) - сюита танцевальных номеров, не связанных с основным действием. Она помещается, как правило, в сценах празднеств и балов.
24. Пасторальный – значит «пастушеский».
Музыкальный материал к теме «Музыка и театр».
1. Э. Григ. «Пер Гюнт»: «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг» (диск 3).
2. П. Чайковский. «Щелкунчик»: Увертюра, «Марш», «Рост елки», «Сцена сражения (диск 3), «Вальс снежных хлопьев» (пластинка), дивертисмент («Танец кофе», «Танец чай», «Трепак») – диск 3; «Танец пастушков», «Вальс цветов», «Па –де-де», «Танец феи Драже» (диск 4).
3. М. Глинка. «Руслан и Людмила»: Увертюра, Интродукция (две песни Баяна), 1 действие («Каватина Людмилы», «Сцена похищения»), 2 действие («Дуэтино Фарлафа и Наины», «Ария- рондо Фарлафа», «Речитатив, ариозо и ария Руслана», «Сцена с головой»), 3 действие («Персидский хор», «Ария Ратмира»), 4 действие («Ария Людмилы», «Марш Черномора» – диск 4, «Турецкий танец», «Арабский танец», «Лезгинка», Хор «Погибнет…»), 5 действие (Хор «Ах ты, свет, Людмила», хор «Не проснется птичка», хор «Слава великим богам»)- диск 5.