Цель занятия: изучить работу сердца и методы ее оценки.
Вопросы входного контроля:
1. Проводящая система сердца.
2. Сердечный цикл и его фазы.
3. Регуляция работы сердца.
4. Внешние проявления деятельности сердца: верхушечный толчок и сердечные тоны.
5. Показатели работы сердца и их изменения в условиях разной тренированности.
6. ЭКГ и ее значение.
Задание для самостоятельной подготовки:
1. Заполните таблицу терминов:
Термин | Определение |
Учащение сердечных сокращений | |
Урежение сердечных сокращений | |
Отсутствие сердечных сокращений | |
Внеочередное сердечное сокращение | |
Нарушение ритма сердечных сокращений | |
Обратный ток крови в полостях сердца | |
Исследование звуковых проявлений сердечной деятельности | |
Исследование электрической активности сердца | |
Верхушечный толчок |
2. Отметьте все указанные элементы проводящей системы сердца. Опишите расположение всех узлов и направление распространения возбуждения по миокарду (лекция 20).
|
|
1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
6 –
3. Заполните таблицу «Сердечный цикл», используя предоставленные видео и текст лекции 20:
Характеристика фазы | |||
Название фазы | |||
Продолжительность фазы, с | |||
Состояние миокарда камер сердца | |||
Давление крови в полостях сердца | |||
Состояние клапанов | |||
Внутресердечная гемодинамика |
4. Заполните схему регуляции сердечной деятельности:
5. Пользуясь текстом лекции 20 опишите в чем заключается рефлекторная регуляция сердечной деятельности:
Рефлекс | Реакция |
Рефлекс с хеморецепторов артерий | При увеличении количества углекислого газа или уменьшении количества кислорода в крови сонной артерий частота и сила сердечных сокращений увеличивается, и наоборот. |
Рефлекс Бейнбриджа | |
Рефлекс с механорецепторов аорты | |
Рефлекс с механорецепторов перикарда | |
Рефлекс Гольца | |
Рефлекс Ашнера |
6. Пользуясь предложенными видео, заполните таблицу основных тонов сердца:
Характеристика | I тон | II тон |
Название тона | ||
Момент возникновения | ||
Причина возникновения | ||
Продолжительность | ||
Область наилучшего выслушивания |
7. Пользуясь видео «Основы ЭКГ», подпишите названия зубцов и интервалов, укажите откуда они берутся и что отражают:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
|
|
8. Частота сокращений сердца 70 ударов в минуту. Минутный объем сердца составляет 7 литров.
1. Дайте определение показателя ЧСС. Оцените указанный ЧСС в задаче.
2. Дайте определение показателя МОС (минутный объем сердца). По какой формуле он рассчитывается?
3. Вычислите систолический объем крови (СО). Дайте определение СО, назовите его величину в покое.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Двое юношей участвовали в беге на дистанцию 1 км. При этом у первого из них наблюдалось учащение сердечной деятельности до 120 уд/мин и увеличение МОС до 15 л. У второго та же работа сопровождалась учащением сердцебиений до 200 уд/мин и увеличением МОС до 15л.
1. Вычислите показатель СО у каждого спортсмена после нагрузки. Сравните результаты.
2. Какой из юношей более тренирован к нагрузкам? Объясните свой вывод.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.