World Drink Trend 2003, Global Status Report on Alcohol 2004

 

 

содержанием цинка и марганца, формальдегида, канцерогенных и других веществ.

В Африке доминирует потребление пива или подобных пиву напитков с использованием солода, дрожжей или хмеля. Исходными продуктами могут быть различные злаки (сорго, просо, кукуруза, ячмень, пшеница, рис), маниок (род молочайных), чечевица, различные фрукты (часто бананы или апельсины, реже кокос), ягоды и цветы (анис). Выбор исходного продукта обычно имеет сезонный характер. В некоторых местностях готовят кислое пиво (кислота 0,5%; Бенин), в других при приготовлении пива используются специи, в частности перец, листья душистых растений, табак. Крепость такого пива, как правило, 2-5% алкоголя, но иногда доходит до 11%. В Нигерии пиво готовят настолько густым и плотным, что его используют впрямую как пищевой продукт. Пиво домашнего производства в 5-6 раз дешевле промышленно произведенного, бутилированного пива, которое в силу этого потребляется в десятки раз меньше, иногда не более 0,5% общего потребления пива (Танзания). Однако в других странах, например в Кении, потребление промышленно произведенного пива составляло 16% (Partanen, 1991).

Широко распространено, особенно в прибрежных районах, вино из сока пальмы, кокосовых орехов или других плодов (анакард, ананасы), из сока молодого бамбука. Для африканцев, как и для всего человечества, спиртные напитки часто выполняют многие социальные, в частности, религиозные и ритуальные функции. Для этого чаще используется пальмовое или кокосовое вино, которые применяются также в медицинских и в некоторых других традиционных целях.

Вино сбраживается в собственной скорлупе (кокос), в сосудах из тыквы, бамбука или глины. Крепость таких напитков от 3-5% до 8-15%, но иногда для повышения содержания алкоголя в вино добавляют сок сахарного тростника, сахар или патоку. Приготовление вина в некоторых районах принимает экзотические формы. Например, кокосовые орехи оставляют на дереве, предварительно сделав в скорлупе дырку. Когда вино начинает созревать и его аромат распространяется по окрестностям, жители в течение недели круглосуточно дежурят под пальмами и бьют палками по их стволу, чтобы отогнать обезьян и слонов, привлекаемых запахом вина, и сохранить напиток для собственного употребления.

 Крепкие напитки в результате перегонки перебродившего сока пальмы, сахарного тростника, «браги» на основе злаков, иногда с добавлением сахара или патоки, обычно содержат 30-40% алкоголя. Однако применяется и двойная перегонка, доводящая крепость до 80% (например, в Ботсване). При этом часто используется примитивная технология, а техническое оснащение составляют канистры из-под бензина или бочки из-под нефти. В Уганде, где крепкий напиток waragi - главная форма потребления, довольно широко используется фальсификация крепости этого напитка, например, за счет добавления аккумуляторной кислоты.

Достоверная статистика алкогольных психозов в Африке отсутствует, но отдельные наблюдения (Ботсвана) свидетельствуют, что это нередкое явление, как и отравления некачественным алкоголем (Кения). Алкоголь на этом континенте, как и на других – важный фактор травматизма, но здесь это чаще проявляется в виде взаимной агрессии и драк на палках, ножах или копьях. Нередкими стали случаи тяжелых избиений женщин и детей пьяными мужчинами, чего раньше не наблюдалось (Ботсвана). Во многих странах зафиксирована высокая доля пьяных водителей (до 60% проверенных; Кения) и связанного с этим травматизма на дорогах. В последние годы началось широкое распространение алкоголизма среди молодежи в связи с возрастающей безработицей.

Производством спиртных напитков в домашних условия заняты в основном женщины, для которых торговля алкоголем становится существенным источником доходов семьи. При этом потребление алкоголя замужними женщинами порицается, а основными потребителями остаются мужчины (до 18-20 литров на взрослого мужчину; Танзания). Однако из-за осложнений семейной жизни в связи с пьянством мужей начинают злоупотреблять алкоголем и женщины.

В большой и драматичной проблеме Африки, ВИЧ-инфекции, алкоголь играет важную роль как стимулятор случайных сексуальных контактов. В Уганде эта инфекция встречается в два раза чаще среди тех, кто употребляет алкоголь по сравнению с трезвенниками (10% v.v. 5%), а в Замбии алкоголь – одна из основных причин распространения ВИЧ-инфекции, особенно среди замужних женщин.

Во многих странах Африки (например, Кения, Уганда) нелегальное производство напитков для продажи и сама продажа считаются противозаконными. Однако эта деятельность широко распространена благодаря коррупции должностных лиц (Partanen, 1991, Haugerud, 1995), особенно в Кении и Танзании. В Уганде почти официальная коррупция вокруг крепкого спиртного (Obbo, 1980) сменилась небрежением властей к этой проблеме и свободным производством и торговлей дистиллированных напитков (Willis, 2000).

Анализируя потребление алкоголя в Африке, R. Smart (1991) приходит к выводу о связи сравнительно низкого уровня потребления с низким экономическим развитием. Вместе с тем этот континент - потенциальный рынок спиртных напитков. Однако сейчас трудно сказать что-либо определенное о перспективах потребления в Африке. Можно только предполагать, что бедность еще долго будет сдерживать здесь значительный рост потребления алкоголя, особенно импортного. Не сможет обеспечить существенный рост также кустарное допотопное производство традиционных напитков.

*     *     *     *     *

В послевоенную пору вместе с ростом потребления в мире происходила монополизация индустрии алкогольных напитков с доминированием мощных транснациональных корпораций, особенно в области производства и продажи пива и крепких напитков. В 1980 г. их насчитывалось 27. Оборот каждой превышал 1 миллиард долларов США, а общая сумма мировой торговли перевалила за 170 миллиардов долларов (Ashley, Rankin,1988).

Это создает почти неограниченные возможности для рекламы спиртных напитков. Возникает опасение, что мощная реклама приведет к дальнейшему росту потребления алкоголя. Однако строго научные доказательства такого воздействия на взрослых потребителей все еще не получены (Partanen, Montonen, 1991). Научное обоснование получило только воздействие рекламы на выбор напитков, предпочтение фирм-производителей или торгующих фирм. Многочисленные исследование этих проблем подводят к выводу, что воздействие рекламы на среднедушевой уровень потребления все еще преувеличивается. К сожалению этого нельзя сказать про потребителей детского и подросткового возраста (глава 2-2).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: