Стратегический анализ внешней среды ООО «Евроритейл»

 

Анализ рынка.

В 2019 году в Калининградской области увеличился оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, непродовольственными товарами. Об этом свидетельствуют данные Калининградстата. Общий оборот розничной торговли в регионе за I полугодие 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 1,2%, составив 86 млрд 116,8 млн рублей. Из них 42 млрд 715,2 млн рублей — оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, а 43 млрд 401,6 млн рублей — непродовольственными товарами (рисунок).

 

Рисунок – Общий оборот розничной торговли в регионе за I полугодие 2019 года

 

Согласно статистике, 98% или 84 млрд 231,2 млн рублей пришлось на различные товары торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынка. Еще 2% розничного оборота Калининградской области – на рынки и ярмарки.

Заместитель руководителя торговой сети «Спар-Калининград» Алексей Елаев пояснил, что на увеличение показателя могли повлиять рост инфляции и продолжение внедрения онлайн-касс, влияющих на прозрачность товарооборота.

РБК:https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/23/07/2019/5d3713d69a794717f3d71af3

По его мнению, в 2019 году было два негативных момента — это снижение уровня жизни населения и государственное давление на бизнес.   

Заместитель генерального директора отмечает, что заметно явное падение доходов населения и, в целом, можно видеть снижение уровня жизни населения. Это отразилось на структуре потребления, на том, что люди приобретают и что они желают покупать. Население хочет покупать качественные товары по более низким ценам. Сложно привести конкретные результаты наблюдений по продукции, но, например, ясно, что люди предпочитают курицу говядине.

Самым ярким примером давления на бизнес является новый закон о сокращении времени продажи алкогольной продукции. Данные изменения со стороны внешней среды произвели неожиданный эффект. Несмотря на их влияние, ситуация с колебаниями потребительского спроса зависят от новых факторов макросреды. На 18 марта 2020 года известно, что из-за ситуации с коронавирусной инфекцией в Калининградской области введен режим повышенной готовности. Панические настроения уже спровоцировали рост спроса на определенные товары. В первую очередь, продуктов длительного хранения. Это крупы, макароны, средства гигиены и консервация. Растет спрос на крепкий алкоголь. Ситуация имеет уникальные характерные особенности. Новости со всех информационных каналов твердят о распространении болезни и провоцируют потребительскую панику. Российские телеканалы демонстрируют потребителям пустые полки в зарубежных супермаркетах. Европейские ритейлеры оказались не подготовлены к подобным ситуациям. В калининградской рознице такой ситуации нет. На конец марта показатель выручки в среднем по сети вырос на 25 %.

РБК:https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/09/01/2020/5e1700cc9a79471ae9d4629f

Кризисная ситуация, помимо увеличения выручки, таит потенциальные риски для торговли. Главная проблема в том, что карантин угрожает гораздо более серьезными экономическими последствиями. Если карантинный режим будет ужесточаться в дальнейшем, это приведет к закрытию значительного количества бизнесов. Часть населения потеряет работу и доходы. На сегодня сложно оценить размер будущих потерь для отрасли розничной торговли, но вероятно, что они точно будут, и самое трудное впереди. Как следствие, кризисные явления запустят цепную реакцию, сжатие спроса во многих секторах.

Если говорить «сверхплановом» наполнении складов, торговая сеть «Спар-Калининград» в 2,5 раза увеличила объем запасов. Для обеспечения бесперебойности в, дополнительно закуплено круп почти на 80 млн руб, количество туалетной бумаги и салфеток выросло почти в 5 раз.

 

Если предположить, что грузовые перевозки будут «заморожена» на какой-то период, местные торговые сети смогут придерживаться автономного режима. Доля импорта достаточно маленькая в продажах. В пределах 20 %. Хлеб, молоко, колбаса и основная часть овощей — всегда в наличии. Даже при попадании в изоляцию, компания пострадает только по дополнительному ассортименту. По основному ассортименту от местных производителей спрос обеспечивается без серьезных проблем. Хлеб на 100 % местного производства, молоко и мясо также полностью местные, количества овощей и печенья в наличии достаточно. Фрукты можно привозить, пока другие удаленные территории не будут закрыты. Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина заявила, что ограничения на сухопутной границе России с Польшей и Норвегией не окажут серьезного влияния на международные перевозки. В случае с Польшей основной поток грузов идет через Белоруссию в оба направления. А закрытие границы в Калининградской области если и повлияет на работу бизнеса, то только с точки зрения отдельных локальных игроков. То есть, даже в изолированном поставки сможет нормально функционировать.
РБК:https://www.rbc.ru/society/14/03/2020/5e6c984b9a79470f3d6952cc

Несмотря на продолжение движения грузовых потоков, девальвация рубля вновь создает серьезные проблемы в плане импортных поставок. Компания несет убытки, связанные с курсовой разницей. Существуют валютные контракты, но доставляемые продукты продаются по старым рублевым ценам. А через неделю-две рассчитываться по ним придется уже совершенно по другому курсу. По словам соучредителя торговой сети «Спар-Калининград», на конец марта наблюдается незначительный рост цен по биржевым товарам. Например тем, которые перевязаны на реальные биржевые валютные ставки, — сахар, мука. Но сейчас это незначительный рост цен. В любом случае, Олег Пономарев отмечает, по оценкам инфляция будет составлять около 30 % от сложившейся девальвации. Следовательно, есть вероятность, что будет инфляция, равная девальвации. Если она будет в районе 20 %, то инфляция в районе 6 %.

Есть сегменты, в которых определенно произойдет цен. Из-за проблем с отгрузкой в странах так называемой красной зоны на некоторые продукты увеличатся цены. Например, макароны, соусы, оригинальные западные продукты, которые не подпадают под контрсанкции. Это продукты тоже попали под повышенный потребительский спрос, потому что из-за изменения курса евро, когда они появятся в продаже, то будут уже несколько дороже.

Заместитель генерального директора компании «Spar-Калининград» Алексей Елаев прогнозирует рост цен на импортные овощи и фрукты из-за снижения курса рубля не не превысит 5–6%.

По словам заместителя генерального директора компании, пока поставщики не снижают цены на различные виды привезенной морской продукции. В супермаркетах можно найти устрицы, но цены на них не менялись, переоценок не случалось, а про изменение оптовых цен пока неизвестно. Но стоит учитывать, что «морская экзотика» закупается в валюте и в России устриц не выращивают. Со временем, сочетание двух факторов – ситуация с коронавирус и рост евро могут изменить ценовую политику. https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/12/03/2020/5e6a4a4c9a794726a9087808

Дальнейшее увеличение цен для сохранения маржинальности бизнеса зависит от поставщиков. Цены не будут манятся, если они их не изменят. Товары, которые покупают за иностранную валюту, будут продавать по новым ценам, но только после прибытия новых партий. До конца марта и в первые недели апреля не предполагается существенных изменений в стоимости товаров. Цены не повышают, но изменяется глубина акционной активности. Если, к примеру, еще неделю назад для нас нормальной акционной ценой на бананы была цена в 59 рублей, то теперь эта цена стала выше.

«Повышение цен будет носить временный характер, потому что скоро лето, скоро новый урожай, а новый урожай всегда снижает потребительские цены», — рассказал Елаев, отметив, что в магазинах области нет ажиотажа на товары первой необходимости.
https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/10/03/2020/5e67acf39a7947899ff5f684

Сергей Лютаревич, руководитель группы компаний «За Родину» в Калининградской области отмечает, что коронавирус влияет на розницу и отмечает глобальный вопрос рынка розничной продукции. Поскольку «эта тема каждый день нарастает». «Паники нет, но и ничего хорошего в рамках стабильности тоже нет. Почему люди в Польшу ездили за продуктами? Потому что там дешевле, и это не значит, что они придут к нам в магазины и будут покупать дороже, нет, люди просто меньше будут покупать и откроют запасы. Вот эта обстановка не очень комфортная, потому что прогнозировать объемы продаж и, соответственно, объемы производства во время таких моментов очень сложно.»

РБК:https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/12/03/2020/5e6a4a4c9a794726a9087808

 

Клиенты.

 

В основе деятельности компании лежит подход «Клиент в центре внимания». Данная концепция включает в себя полную цепочку создания стоимости и повышение производительности операций. Обеспечение поддержки розничных магазинов позволяет по-настоящему сосредоточиться на клиентах. Таким образом, значительный рост и расширение «Spar» обусловлены стремлением ритейлеров держать в фокусе своего покупателя.

Как глобальный бренд, «Spar» стремится адаптировать бизнес-стратегию и приоритеты для внесения реальных и ощутимых изменений на местах. Компания стремится приносить пользу тем регионам, в которых работает. Основными целями являются развитие, повышения конкурентоспособности, производительности и рентабельности розничных и оптовых партнеров.

 



Поставщики.

 

Одна из задач бизнеса заключается в популяризации продажи и потреблении здоровых отечественных продуктов. ООО «Евроритейл» заинтересовано в развитии российского сельского хозяйства и пищевых производств, поэтому открыто для сотрудничества с новыми поставщиками. Действия компании направлены на обеспечение взаимовыгодных условий. ООО «Евроритейл» ценит обратную связь, при необходимости высказывает претензии к поставщикам и стремится совместно работать над ошибками.

1250 наименований продукции от российских производителей способствует развитию промышленности, поддерживает локальных фермеров и дополняют ассортимент более крупных производителей, у которых «Spar Россия» закупает около 850 видов продукции. 570 международных продуктов выступают дополнением линейки из 2800 наименований собственной марки «Spar» на российском рынке.

На март 2020 все сильные поставщики сменили стратегии на подготовку к карантинному режиму работы. Панические настроения среди населения были спровоцированы в том числе информацией о том, что Литва и Польша закрылисвои границы. Основные группы рисков связаны с падением малых производителей, которые не имеют запаса финансовой прочности. «Spar» планирует поддерживать малых производителей, присутствующих на полках.

В настоящий момент активных фермеров около 45. К лету их становится значительно больше. Как будет ситуация развиваться дальше, покажет время. По словам генерального директора Олега Пономарева, положительным является факт входа в весну: теплицы начинают активнее работать, появляется больше местной продукции. Поэтому в процессе осложнения нашей внешнеэкономической деятельности, будет увеличиваться предложение отечественных продуктов.

Грузы международных поставщиков со стороны Польш и Литвы настоящий в момент пропускаются без ограничений. Отгрузки из дальних территорий Европы крайне затруднены. Нет погрузки в Италии, ни во Франции, ни в Испании. Со стороны Польши и Литвы грузы идут стабильно. Со стороны России тоже идут стабильно. Но с задержками. Потому что нагрузка, количество пунктов пропуска уменьшилось, и были введены дополнительные процедуры контроля. Машины идут медленнее. Но режим оценивается как нормальный.

Конкуренты.

 

Заместитель генерального директора «Спар-Калининград» Алексей Елаев считает, что ожидать низких цен на продукты в магазинах федеральной сети не стоит. «Я бы не назвал «Пятерочку» дискаунтером или ультрадискаунтером. Эти магазины бывают достаточно разнообразными по формату и являют собой совершенно различное качество оказания услуг потребителям. И пока мы не увидим и не поймем, какой будет калининградская «Пятерочка» и какие именно товары им удалось закупить, сказать что-либо сложно», — отметил он.

По мнению Алексея Елаева, несмотря на то что у компании есть мощная возможность влиять на поставщиков, закупочная цена — лишь один из многих показателей эффективности. «Мы не знаем, что там будет с логистикой, где именно им удастся разместить магазины», — пояснил замгендиректора «Спар-Калининград»

С ним согласен бывший совладелец торговой сети «Виктория», управляющий партнер международного хедж-фонда Lighthouse Николай Власенко. «Не думаю, что потребителям стоит ждать снижения цен на товары, хотя в «Пятерочке» что-то, конечно, будет стоить дешевле, чем в других сетях. Нужно иметь в виду, что в Калининграде очень высокий уровень конкуренции среди торговых сетей, и он не ниже, чем в Москве», — подчеркнул он.

Николай Власенко предположил, что в основном ассортимент «Пятерочки» будет состоять из товаров федеральных брендов, а не региональных производителей. «Насколько мне известно, возить товар «Пятерочка» собирается с распределительных складов, которые находятся в Москве и Подмосковье. Главная сложность — это логистика, границы и растаможка, которая, как мы прекрасно знаем, долго и дорого», — отметил бизнесмен.

Для того чтобы наладить отношения с местными поставщиками, торговой сети потребуется время, сказал Николай Власенко: «К тому же у нас традиционно пользуются спросом литовские и польские товары. Мы часто видим на полках «квазиимпортную» молочную, мясную продукцию. С польскими и литовскими товарами «Пятерочке» будет сложнее».

Как ранее сообщал РБК Калининград, «Пятерочка» анонсировала появление в Калининградской области 15 магазинов сети. Первые откроются в апреле 2020 года. Адреса точек пока не разглашаются. Также стало известно, что в одном из торговых центров Калининграда начали закрываться магазины на первом этаже. Продавцы связали это с приходом федеральной торговой сети.

Бизнес-омбудсмен региона Светлана Нижегородова сказала, что крупный игрок может поставить в трудное положение малый бизнес. Однако жители региона могут ожидать снижения цен на ключевые позиции в сетевых магазинах области. Мнения о том, что появление «Пятерочки» отразится на стоимости продуктов, придерживается и бывший вице-премьер правительства области Гарри Гольдман.

 


РБК: https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/20/02/2020/5e4e9f829a79475df618689d

 

PEST-анализ

Политические факторы Экономические факторы
1) Повышение налогов и аренды (последствия: повышение цен или прекращение деятельности организации). 2) Изменения стандартов пищевой отрасли (последствия: рост цен).   1) Рост уровня безработицы. 2) Падение курса рубля (последствия: снижение покупательской способности). 3) Рост инфляции (последствия: рост цен на продукцию).
Социокультурные тенденции Технологические инновации
1) Изменения в предпочтениях потребителей, тренд на здоровый образ питания без соли, сахара и муки (последствия: снижение спроса). 2) Изменения в бюджете потребителей (последствия: снижение спроса). 3) Рост рождаемости (последствия: повышение спроса на продукцию за счет новых клиентов).   1) Появление новой техники (последствия: сокращение времени цикла изготовления продукции в магазине, увеличение скорости обслуживания клиентов, то есть потенциальный прирост прибыли). 2) Развитие интернет-коммуникаций (последствия: повышение узнаваемости бренда и новые каналы связи с потребителями).

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: