I. Общие положения
1. Современный социальный заказ общества определяет школу как воспитательную систему, ориентированную на формирование образованной, творческой, социально ответственной личности, готовой включиться в обновление общества. Исходя из этого, в школе возникает потребность в самоуправлении.
2. Деятельность органов школьного самоуправления ориентирована на выполнение Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Администрация и коллектив школы признают право учащихся на уважение и свободное выражение их собственных взглядов, мнений и убеждений, и способствуют деятельности органов школьного самоуправления.
4. Деятельность школьного самоуправления ориентирована на учащихся школы.
II. Цель и задачи школьного самоуправления.
1. Цель – реализация права учащихся на участие в управлении школой.
2. Задачи:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков управленческой деятельности;
|
|
- создание условий для получения воспитанниками опыта действий в демократическом правовом пространстве, социально значимого опыта гражданских действий;
- ориентирование учащихся на коллективно-творческий поиск совместной деятельности, на развитие всех структур жизни коллектива;
- воспитание ответственности, организаторских способностей, стремления к самореализации.
III. Принципы школьного самоуправления:
- принцип сотрудничества;
- принцип полноты доверия;
- принцип предметной деятельности;
- принцип единого планирования;
- принцип сменяемости актива;
- принцип согласованности.
IV. Основные черты школьного самоуправления:
- каждому делу – свой организатор, каждому сложившемуся направлению работы – орган детского самоуправления (совет, штаб, центр и т.д.);
- школьным лидерам и органам коллектива должны быть даны не мнимые и фиктивные, а действительные права и обязанности;
- школьное пространство стимулирует гражданскую активность воспитанников, ставит их в активную позицию творца повседневной жизни.
V. Организация школьного самоуправления:
1. Структура школьного самоуправления строится на трех уровнях: индивидуальный, ученик – класс, ученик – школа.
2. На первом уровне учащийся выполняет индивидуальные поручения, участвует в выполнении групповых: чередование традиционных поручений. Второй уровень – ученическое самоуправление на уровне классных коллективов. Третий уровень – ученическое самоуправление на уровне школьного пространства.
3. Чередование традиционных поручений (ЧТП) – один из приемов коллективной организации жизни. Представляет собой соединение (серию) нескольких постоянных дел, которые выполняются по очереди каждым первичным (микро) коллективом для общего коллектива и для окружающих людей.
|
|
4. Сбор детского коллектива является высшей формой самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы.
5. Совет девяти является выборным органом самоуправления учащихся МОУ и избирается на основе Положения о выборах членов Совета девяти и лидера.
6. Совет девяти действует на основе Положения о Совете девяти:
- обсуждает и принимает решения по планированию деятельности на новый учебный год, вносит предложения в Совет школы;
- оказывает помощь учащимся детских коллективов в их организации и проведении КТД;
- защищает интересы учащихся, участвует в разрешении конфликтных ситуациях между учащимися;
- организует работу школьного печатного органа, информационного центра;
- рассматривает предложения по награждению учащихся.
7. Лидер Совета девяти избирается на основе Положения о выборе членов Совета девяти и лидера.
8. Лидер Совета действует на основе Положения о Совете девяти:
- созывает и проводит заседания Совета девяти;
- контролирует выполнение членами Совета девяти своих обязанностей;
- принимает участие в работе Совета школы.
9. Школьная конференция – орган ученического самоуправления. Конференция проводится два раза в год. Представительство на конференции обеспечивается путем выбора делегатов от каждого класса: от 5-х и 6-х классов по 5 делегатов; от 7-х классов по 7 делегатов; от 8-х классов по 8 делегатов; от 9-х классов по 9 делегатов.
10. Компетенция школьной конференции: обсуждение вопросов по теме конференции.
VI. Содержание деятельности школьного самоуправления:
1. Демократизация школы как составной части системы гражданского воспитания.
2. Социальная практика. Социальные проекты.
3. Реализация личностного потенциала в деятельности: политико-правовой; профориентационной; гражданско-патриотической; социально-экономической; ценностно-ориентировочной; общественно-значимой; экологической и т.д.
4. Познание себя через коллективно-творческое дело [7, с. 11–12].
* * *
СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
Задание 1: разработать тематику педсоветов по проблеме школьного самоуправления.