Основываясь на законодательстве РФ и Евросоюза в сфере защиты промышленных образцов, проведен сравнительный анализ для сближения законодательства ЕС и РФ в области дизайна и промышленных образцов и модернизации системы охраны прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации.
Исследование охватывает синтез правовых норм ряда законодательных актов, которые употреблялись как основа для проведения сравнения. Основными юридическими текстами, лежащими в основе изыскания и наиболее часто представленными в статье, являются тексты Регламентов и Директив Европейского Союза по товарным знакам Сообщества и по охране дизайна Сообщества, с одной стороны, и текст Части IV Гражданского Кодекса Российской Федерации, с другой стороны. Эти документы содержат основные правовые нормы, регулирующие особенности правовой охраны товарных знаков и дизайна/промышленных образцов в Европейском Союзе и в Российской Федерации.
В 1992 г. был принят Патентный закон Российской Федерации, в котором, в частности, устанавливалась правовая охрана промышленных образов по типу патентного права: патент на промышленный образец, действующий 15 лет со дня подачи заявки, предоставлял его владельцу исключительное право. В 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», предусматривающий правовую охрану произведений декоративно-прикладного искусства (очевидно, и при применении их к промышленным изделиям). 1 января 2008 г. вступила в силу четвертая часть ГК РФ. Были отменены и Патентный закон РФ, и Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». ГК РФ не внес существенных изменений в правовую охрану промышленных образцов и произведений декоративно -прикладного искусства[21].
На евразийском пространстве было принято Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности 2010 года (далее - Соглашение). В данном документе в качестве цели провозглашается создание скоординированной системы охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Обращаясь к нормам Соглашения, которые регулируют сферу патентных прав, можно указать, что в них закрепляется возможность получения патента на промышленный образец по национальной процедуре.
Данный документ не содержит нормы, в которых были бы прописаны другие ключевые аспекты правовой охраны промышленных образцов. В частности, Соглашение не отражает единого подхода к понятию промышленного образца, не регулирует вопросы приоритета промышленного образца, условия его патентоспособности, правила экспертизы заявки на промышленный образец, и ряд других. Такая ситуация свидетельствует о том, что Соглашение не решает вопросы унифицированной охраны прав на промышленные образцы и не содержит конкретных мероприятий по гармонизации действующих национальных законодательств в этой сфере. На территории государств-участников СНГ был принят Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств-участников СНГ от 07.04.2010 г. (далее - Модельный кодекс).
Промышленным образцом в соответствии со статьей 1352 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) считается художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Следовательно, промышленный образец - это дизайн изделия, направленный на улучшение декоративных свойств и функциональности изделия.
Промышленный образец по своей природе близок к объектам авторского права, изобразительному искусству, к области промышленной эстетики. Однако в отличие от произведений искусства промышленный образец создается с целью массового тиражирования, т.е. может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия.
Интеллектуальные права на промышленный образец включают исключительное право, срок действия которого исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента в Федеральную службу по интеллектуальной собственности и составляет пятнадцать лет.
В соответствии со статьей 1377 ГК РФ заявка на выдачу патента на промышленный образец (заявка на промышленный образец) должна относиться к одному промышленному образцу или к группе промышленных образцов, связанных между собой настолько, что они образуют единый творческий замысел (требование единства промышленного образца).
В 2014 году законодательство в области интеллектуальной собственности претерпело существенные изменения, что потребовало изменения практики Роспатента, а также организации масштабных работ по подготовке предложений по совершенствованию подзаконных актов. Традиционно особое внимание уделялось вопросам повышения качества предоставления государственных услуг. С этой целью осуществлялся мониторинг практики правоприменения, проводились мероприятия по совершенствованию технологического и организационного обеспечения процедур предоставления правовой охраны объектам промышленной собственности. Решена стратегическая задача по переходу к регистрации объектов патентных прав в электронном виде.
С целью повышения осведомленности населения в области интеллектуальной собственности и создания условий для повышения изобретательской и инновационной активности хозяйствующих субъектов Роспатентом осуществляется сотрудничество с регионами. В 2014 году заключены соглашения о сотрудничестве с правительствами шести регионов, в том числе с Советом министров Республики Крым и Администрацией города Севастополя[22].
В рамках реализации положений Меморандума о взаимопонимании между Роспатентом и Всемирной организацией интеллектуальной собственности в 2014 году созданы центры поддержки технологий и инноваций на базе 36 хозяйствующих субъектов, включая 17 центров второго уровня. Важным событием в рамках сотрудничества Роспатента с Всемирной организацией интеллектуальной собственности стало открытие Представительства Всемирной организации интеллектуальной собственности в г. Москве 22 июля 2014 года.
В 2015 г. Роспатентом продолжена работа по подготовке нормативных актов, направленных на совершенствование механизма осуществления контрольных и надзорных мероприятий.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 апреля 2015 г. № 209 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2015 г., рег. № 37309).
Система международной регистрации промышленных образцов была учреждена в 1925 году, когда по аналогии с Бернским союзом (образованным Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений 1886 года) и Парижским союзом (образованным Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 года) был создан Гаагский союз. При подписании Женевского акта Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов было переименовано и в настоящее время носит название Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов.
Женевский акт, проекты постановления Правительства Российской Федерации и федерального закона о его ратификации соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Женевский акт принят для упрощения процедуры получения одновременной охраны промышленных образцов в ряде стран. Главная цель принятия Женевского акта 1999 года как раз и состояла в привлечении в Гаагский союз стран, законодательство которых предусматривает проведение экспертизы по существу. Женевский акт допускает альтернативную возможность подачи международной заявки: как через национальное ведомство, так и напрямую в Международное бюро.
Основные функции в борьбе против поступления контрафакта на территорию Евросоюза возложены на таможенные органы стран-членов. Первоначальной правовой базой их деятельности в этом направлении был Регламент Совета №1383/2003/ЕС от 22 июля 2003 г. Регламент упростил технологию проверки и снизил ее стоимость, но главное - предоставил право таможенным органам уничтожать нелегальные товары без излишней бюрократической процедуры и выплаты какой-либо компенсации их владельцам. В некоторых случаях к последним применяются и штрафные санкции.
На основании проведенного сравнительного исследования способствование сближению законодательства Европейского Союза и Российской Федерации в области охраны товарных знаков и дизайна/промышленных образцов и содействие дальнейшей модернизации системы прав ИС в России сделаны следующие выводы:
В настоящее время определения дизайна Евросоюза и промышленного образца РФ и условия их охраны сходны, разница наблюдается только в терминологии. Применяют термины «информированный пользователь» и «информированный потребитель», которые нуждаются в дополнительном толковании. Термин «степень свободы дизайнера» для промышленного образца РФ упоминается только в Административном регламенте (Пункт 22.5.5. (2.1)) и нуждается в толковании для полноценного применения на практике.
Раскрыты различия в установлении видов сведений, ставших общедоступными в мире, которые детализированы для дизайна ЕС.
Применение Локарнской классификации (МКПО) осуществляется сходно и используется исключительно для административных целей в ЕС и РФ.
В ЕС для дизайна в отношении орнаментации может быть употреблено более одного класса Локарнской классификации (МКПО) в рамках одной и той же заявки[23].
Виды законодательства, регулирующего вопросы охраны дизайна ЕС и промышленных образцов РФ, отличаются. Охрана промышленных образцов РФ предоставляется патентным законодательством в Российской Федерации (в рамках ГК РФ), в Европейском Союзе существует специальный вид законодательства для охраны дизайна Сообщества.
Отличие законодательства РФ заключается в том, что оно определяет право работника на вознаграждение, выплачиваемое работодателем, если работником был создан служебный промышленный образец в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (Статья 1370 ГК РФ). Этот вопрос по дизайну в ЕС определяется национальным законодательством государств-членов Европейского Союза.
В России патент на промышленный образец выдается в бумажном виде, причем один патент на всех соавторов или правообладателей. Регистрация дизайна в ЕС Сертификат доступен в электронном виде и пожен быть распечатан с сайта Ведомства по гармонизации, а в бумажном виде может быть получен в исключительных случаях.
Условия в РФ и Европейском Союзе схоже в вопросах правовой охраны, сроков, порядка продления и льготные периоды по новизне.
Существует ряд терминологических различий (например, использование требования «оригинальность» (для промышленного образца РФ) вместо требования «индивидуальный характер» для дизайна Сообщества, которые в целом не влияют на сделанный вывод.
Кумулятивный принцип правовой охраны в отношении зарегистрированного дизайна Евросоюза и российского промышленного образца действует в обеих системах. Дизайн, охраняемый как дизайн ЕС, имеет право на охрану согласно авторскому праву государств-членов, которое осуществляется с даты создания дизайна или фиксирования его в какой-либо форме. Условия предоставления охраны определяется каждым государством-членом ЕС самостоятельно (Статья 96 (2) CDR)
В Российской Федерации охрана незарегистрированных промышленных образцов не предоставляется сверх тех условий охраны, которые предоставляются авторским правом.
Понятие «зависимый промышленный образец» получило новые положения в отношении охраны промышленного образца РФ, в результате использование возможно только в случае получения разрешения на использование от обладателя более ранних прав на промышленный образец, на основании которого был создан и запатентован новый промышленный образец. Права, возникшие ранее на промышленный образец РФ, охраняемый в соответствии с патентным правом (ГК РФ), является препятствием для их использования без разрешения патентообладателя в новом промышленном образце РФ. Похожие положения имеются для дизайна ЕС, но специального термина не используется.