Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
1 | 2 | ||
Аудиторные занятия (АЗ) | 32 | 32 | |
В том числе: | |||
Лекции (Л) | 16 | 16 | |
Практические занятия (ПЗ) | 16 | 16 | |
Самостоятельная работа студента (СР) | 37 | 37 | |
Контроль самостоятельной работы (КСР) | 3 | 3 | |
Контактная работа (КоР) | 35 | 35 | |
Форма промежуточной аттестации | экзамен | ||
Подготовка к экзамену и сдача экзамена (СР, КоР) | 36 | 36 | |
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ | 108/3 | 108/3 |
Код и наименование индикатора достижения компетенции | Оценочное средство | |
УК -1.1 Анализирует задачу, выделяя этапы ее решения, действия по решению задачи. | Контрольная работа (10) | |
УК-1.2. Находит, критически анализирует и выбирает информацию, необходимую для решения поставленной задачи. | Доклад/сообщение(10) | |
УК-1.3. Грамотно, логично, аргументировано формирует собственные суждения и оценки. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности | Эссе (10) | |
УК-5.1. Знает необходимые для осуществления профессиональной деятельности основные принципы философии культуры; закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте. | Тестирование (10) | |
УК-5.2. Умеет пользоваться понятийным аппаратом философии культуры; воспринимать и понимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах | Круглый стол/ дискуссия/ полемика/ дебаты (10) | |
УК-5.3. Владеет методами адекватного восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах; навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения | Кейс-задача (20) |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Всего, часы/зет | Компетенции** | Индикатор компетенции | Оценочное средство текущего контроля | Семестр | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ
| 108/3 | х | х | х | 2 | |||||
Семестр (курс) 2 Темы 1-12 | 108/3 | х | х | х | 2 | |||||
Тема 1: Философия как мировоззрение и культура мышления. Тема 2.Основные этапы развития мировой философской мысли | Лекционные занятия: Предмет философии. Своеобразие философского познания. Философия как рефлексия, ее роль в самоопределении личности. Философия и мировоззрение, место философских знаний в системе научного знания. Основные функции философии. Место и роль философии в развитии культуры мышления, анализа основных проблем экономики и управления. Место и роль философии в развитии духовной культуры общества. Феномен философской культуры. Философское и обыденное сознание. Значение философской культуры для осмысления социальных и экономических процессов в современном обществе. | 4 | УК-1 УК-5 | УК-1.1УК-5.1 | Тестирование | |||||
Практические занятия: Зарождение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Первоначала философии в Индии, Египте, Китае. Античная философия Греции и Рима, ее роль в становлении европейской духовной традиции. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм. Методология эмпиризма. Рационализм философии Нового времени. Русская философия, ее истоки, особенности направления и этапы исторического развития. Связь русской философии с мировой философской традицией. Классическая немецкая философия. Предмет и особенности диалектико-материалистической философии. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Принцип верификации научных утверждений. Проблема разграничения науки и метафизики. Наука и истина: модели развития научного знания. Философский структурализм. Философский постмодернизм. Критика интеллектуальной ценности культурного плюрализма. Постнеклассические модели философского анализа современной цивилизации. Рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм. Судьбы философии на рубеже ХХ-ХХI веков. | 4 | УК-1 УК-5 | УК-1.2 УК-1.3 УК-5.2 УК-5.3 | Контрольная работа№1 Круглый стол/ дискуссия/ полемика/ дебаты Эссе Кейс-задача | ||||||
Лабораторные работы: | 0 | |||||||||
Самостоятельная работа: Подготовка к аудиторным занятиям: 1. Прочитать главы 1-2 учебника: Липский, Б. И. Философия: учебник для бакалавриата / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. 2. Выполнить контрольную работу №1. | 11 | |||||||||
Тема 3. Единство и развитие мира как онтологическая проблема.
Тема 4 Философское учение о сознании. Тема 5 Познавательные во зможности человека. Методы и формы познания. Тема 6. Научные, философские и религиозные картины мира
| Лекционные занятия: Развитие мира как совокупной реальной природы, общества и человека. Современное понимание их единства. Понятие бытия и его философский смысл. Бытие как всеобъемлющая реальность и его философско-историческое осознание. Основные формы бытия. Материальное и идеальное, объективное и субъективное. Проблема самоорганизации бытия. Бытие мира как предпосылка его единства и устойчивости существования и развития. Движение и развитие как основные атрибуты бытия. Диалектическая сущность бытия. Особенности диалектической концепции развития и ее альтернативы. Категории, законы и принципы материалистической диалектики как выражение общей теории развития и универсальной взаимосвязи природы, общества и человека. Сущность и соотношение понятий «движение» и «развитие». Детерминизм и индетерминизм в понимании диалектики бытия. Динамические и статистические закономерности развития бытия. Диалектика и синергетика как методы познания бытия. Пространство и время в системе бытия. Понятие пространства и времени в философии, их сущность и основные свойства. Естественнонаучные представления о пространстве и времени. Философские аспекты общей и специальной теории относительности. Значение философии для понимания законов развития природы общества и мышления. Проблема происхождения, эволюции и сущности сознания. Современные научные представления о предпосылках развития сознания в онто- и филогенезе человека. Сознание человека и психика животных. Самосознание и рефлексия. Сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное в деятельности человека. Структура и основные функции сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Влияние общественного сознания на формирование духовного мира личности. Мышление и язык. Значение и смысл, знак и символ. Проблема искусственного языка и интеллекта. Качественные параметры культуры мышления и речи и их зависимость от уровня интеллектуального развития личности. | 6 | УК-1 УК-5 | УК-1.1УК-5.1 | Тестирование | |||||
Практические занятия: Сущность познания, его ступени и формы. Познание как диалектический процесс: рациональное и чувственное познание, их взаимосвязь и особенности проявления в познавательной деятельности. Учение об истине. Исторические разновидности понимания истины. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность. Хайдеггер об укорененности истины в бьггийности субъекта. Многообразие видов и форм знания, его компоненты, аспекты и уровни. Научное познание и его специфические признаки. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура, методы и формы научного познания. Эмпирические и теоретические методы познания. Форма и логика познания. Творчество как феномен познания и деятельности человека. Сущность творчества, его основные формы. Воображение, остроумие и интуиция как способы познания и творчества, их роль в науке и практике. Креативность мышления в профессиональной деятельности выпускника. Философское мировоззрение и научные картины мира. Сущность и жизненный смысл мировоззрения. Зависимость форм, типов мировоззрения от развития науки и научных картин мира. Философия как методология науки, ее роль в формировании научной картины мира. Научные революции и смена типов рациональности. Важнейшие концепции научного познания и техники в философии науки XIX-XX вв. Неклассическая наука 21 века. Особенности научно-философского мировоззрения и философской картины мира. Религиозная картина мира, ее специфика. Религия как фантастический образ мира. Вненаучность религиозной картины мира, ее иррациональность. Различие и точки соприкосновения философской и религиозной картин мира. Проблема взаимосвязи научных, философских и религиозных ценностей в формировании мировоззрения личности в современных условиях. | 4 | УК-1 УК-5 | УК-1.2 УК-1.3 УК-5.2 УК-5.3 | Контрольная работа№2 Круглый стол/ дискуссия/ полемика/ дебаты Доклад/сообщение Кейс-задача | ||||||
Лабораторные работы: | 0 | |||||||||
Самостоятельная работа:подготовка к аудиторным занятиям. 1. Прочитать главы 3-6 учебника: Липский Б.И. Философия: учебник для вузов. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавриата / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. 2. Выполнить контрольную работу №2. | 11 | |||||||||
Тема 7. Общество как объект философского анализа.
Тема 8 Человек и исторический процесс. Социальная типология истории
| Лекционные занятия:. Целостное единство всех сфер общества – важнейших принцип современной методологии социальных наук. Общество как саморазвивающаяся система. Общество и общественные отношения. Гражданское общество и правовое государство. Основные сферы общественной жизни и диалектика их взаимодействия. Экономические, политические, социальные, духовные связи, диалектика их проявления в жизнедеятельности человека, в социальной структуре современного общества. Активная роль идей, социальных норм и идеалов в развитии общественного сознания. Ценности, их природа и роль в жизни человека и общества. Социальная типология истории. Многообразие форм и путей развития общества и проблема адекватности их отражения в научных теориях. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития, их сущность и значение для понимания единства и многообразия культурно-исторического опыта человечества, критериев общественного прогресса. Насилие и ненасилие в истории. | 2 | УК-1,УК-5 | УК-1.1 УК-5.1 | Тестирование | |||||
Практические занятия: Развитие общества как исторический процесс. Понятие социальных связей и роль человека в их формировании. Определяющая роль человека в системе социальных связей и отношений. Связь, отношение, деятельность, их многообразие в общественной жизни человека. Человек и исторический процесс. Диалектика объективного и субъективного в истории. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Личность и массы в истории. | 4 | УК-1 УК-5 | УК-1.2 УК-1.3 УК-5.2 УК-5.3 | Контрольная работа№3 Круглый стол/ дискуссия/ полемика/ дебаты Доклад/сообщение Кейс-задача | ||||||
Лабораторные работы: | 0 | |||||||||
Самостоятельная работа:подготовка к аудиторным занятиям: Самостоятельная работа:подготовка к аудиторным занятиям. 1. Прочитать главы 7-8 учебника: Липский Б.И. Философия: учебник для вузов. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавриата / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. 2. Выполнить контрольную работу №3. | 11 | |||||||||
Тема 9: Человек какличность и смысл его бытия Тема 10. Свобода и ответственность личности. Тема 11. Культура как фактор развития общества и личности. Тема 12. Глобализация и модернизация социального развития в современном мире
| Лекционные занятия:Философия о сущности человека. Специфика философско-антропологического и научного подходов в познании человека. Единство биологического, социального и духовного как выражение неразрывной связи природы человека, общества и культуры. Современная наука о происхождении и эволюции человека. Понятие личности, ее сущность и основные признаки. Соотношение понятий «человек» и «личность». Личность как индивидуальность, субъект деятельности, познания и общения. Социальные роли личности и ее основные типы. Смысл бытия человека, личности. Понятия смысла жизни, смысла бытия и существования человека. Смысл бытия человека и проблемы смерти и бессмертия. Смысл жизни и судьба человека. Моральные ценности и их роль в обществе. Свобода личности, ее сущность и условия реализации. Свобода и воля. Свобода воли как основное качество личностного существования человека. Свобода выбора как существенный признак и реальная форма проявления свободы воли. Социальная ответственность личности, ее сущность и формы. Свобода и ответственность, их диалектическая взаимосвязь. Ответственность и справедливость. Корпоративная социальная ответственность. Эгоизм и альтруизм. | 4 | УК-1 УК-5 | УК-1.1УК-5.1 | Тестирование | |||||
Практические занятия: Культура как продукт жизнедеятельности человека и общества. Ценностное содержание культуры и его зависимость от уровня развития человека и общества. Материальная культура и производственная деятельность человека. Духовная культура и духовная жизнь человека и общества, их взаимосвязь. Культура как мир человека, способ его самовоспроизведения и развития. Человек как творец и произведение культуры. Единство и многообразие культур, их взаимодействие. Национальное и интернациональное в культуре. Проблемы аккультурации и культурной самоидентификации в эпоху глобализации. Диалектический подход к культурному наследию. Социальные функции культуры. Духовные ценности современной культуры: наука и образование, литература и искусство, ценности религиозной и светской культуры. | 4 | УК-1 УК-5 | УК-1.2 УК-1.3 УК-5.2 УК-5.3 | Контрольная работа№4 Круглый стол/ дискуссия/ полемика/ дебаты Реферат Кейс-задача | ||||||
Лабораторные работы: | 0 | |||||||||
Самостоятельная работа:подготовка к аудиторным занятиям и экзамену 1. Прочитать главы 9-12 учебника: Липский Б.И. Философия: учебник для вузов. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. Гуревич, П. С. Философия: учебник для бакалавриата / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. 2. Выполнить контрольную работу №4. | 12 |