ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт общественных наук и международных отношений
Кафедра «Социальные коммуникации»
Специальность социология
специализация «Социология цифрового общества»
Реферат
по дисциплине
«Древние языки и культуры. Латинский язык»
на тему
«Обучение в Древнем Риме»
Выполнил: обучающийся
группы СОЦ19/б-19-1-о
Дроздов Дмитрий Дмитриевич
«05» апреля 2020 г.
Проверил:
доцент кафедры «Теория и практика перевода»
к.ф.н. Селиверстова М.О.
«___» ______________
Оценка:
«___» ______________
Севастополь
2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..….3
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
В ДРЕВНЕМ РИМЕ …..……………………..……………………….……..……3
1.1. Тривиальные школы Древнего Рима…………….…………………..……….6
1.2.Грамматические школы Древнего Рима……………………………….……..7
|
|
1.3.Риторические школы Древнего Рима………..……………………..………...8
1.4. Школы для несвободного населения…………………………….………..….8
II. КОЛЛЕГИИ ЮНОШЕСТВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ ………………………9
III. ОТНОШЕНИЕ К КНИЖНОМУ ЗНАНИЮ ….…………………………..9
IV. НАУЧНЫЕ ТРУДЫ И ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
В ДРЕВНЕМ РИМЕ ……………………………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….……11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………….……………….………….……11
ВВЕДЕНИЕ
Каждое общество имеет свою систему образования со своими специфическими особенностями, заложенными когда-то в глубокой древности. Все процессы в мире взаимосвязаны, и уже новые, современные и устоявшиеся каноны переплетаются с древними, античными. Это касается абсолютно всего, в том числе и культуры, одной из отраслей которой является образование, о котором пойдет речь, и конкретно об образовании в Древнем Риме.
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Система образования была заимствована римлянами из Древней Греции, но позже они приспособили ее под свои социальные потребности. Древнеримское образование отличалось от древнегреческого тем, что в нем больше внимания уделялось гуманитарным дисциплинам и формированию всесторонне развитой личности, в то время как для древнегреческого образования была характерна наклонность в сторону естественных наук и физического развития.
Первой ступенью образования в Риме являлась начальная школа. Богатые люди Древнего Рима верили в необходимость и важность образования. Бедные жители Рима не имели возможности получить образование, однако многие самостоятельно учились читать и писать. Дети из богатых семей получали хорошее образование, занимались с репетиторами на дому, либо ходили в места, которые сегодня мы называем школами.
|
|
Школы в Древнем Риме были только для мальчиков. Кроме того, римские школы редко строились в качестве отдельного здания, а были частью магазинов и отделялись от толпы людей простым занавесом.
Обучение в римских школах основывалось на страхе. Мальчики избивались за малейшую провинность, так как существовало поверье, что мальчик будет учиться лучше, если он будет бояться быть побитым прутьями за ошибки и нарушение порядка школы. Ребят, которые продолжали на занятиях допускать ошибки, в некоторых школах, наказывали, удерживая их двумя рабами, в то время, как его наставник избивал его кожаным кнутом.
В римских школах был небольшой выбор учебных предметов. Поэтому детям быстро становилось скучно. Учебный день в школах Древнего Рима был намного длиннее, чем учебный день в наше время. Учебный день ребенка начинался на рассвете (опаздывать было нельзя, так как это вело к наказанию палками), весь день он должен был учиться, лишь с небольшим перерывом на обед, а на закате возвращался домой и ложился спать. Уроки ребята должны были учить наизусть. Занятия всегда проходили под диктовку, так как из-за слишком высоких цен, в школах не было книг.
В Древнем Риме было два типа школ. Первый тип – это школы для маленьких детей в возрасте до 11-12 лет, где они учились писать, читать и изучали основы математики. В этих школах чтобы научиться считать дети пользовались счетами, а чтобы научиться писать использовались стилус и восковые таблички. Дети старшего возраста ходили в более продвинутые школы, в которых они проживали, проводили исследования и практиковались в публичных выступлениях. Также в этих школах изучали труды великих умов Древнего Рима, таких как Цицерон.
Дети учились 7 дней в неделю – не было никаких выходных дней. Тем не менее такой график не был столь ужасным, как это кажется. Было множество школьных каникул – это были религиозные праздники (их было достаточно много), когда дети не должны были ходить в школу. Школы были закрыты, также, в дни проведения рынков и летние каникулы.
Девушки редко посещали школу. Им разрешалось выходить замуж в возрасте 12 лет, в то время, как мальчики должны были ждать исполнения 14 лет, чтобы жениться. Девушки из богатых семей получали образование в домашних условиях. Здесь их учили, как вести быт и быть хорошей женой, подготавливая к тому времени, когда пора было выходить замуж. Их образование включало обучение музыке, шитью и умелому управлению кухней.
Для мальчиков обучение было более интересным. Им не разрешалось писать на том, что мы сейчас можем считать бумагой, из-за того, что это было слишком дорого. Мальчики практиковались сначала на восковых табличках. И только после того, как ученик доказывал, что он умеет хорошо писать, ему разрешалось использовать бумагу, которая изготавливалась по методу египтян, из тростника папируса. В качестве ручек использовались перья, а чернилами служила смесь из резины и сажи, а иногда использовались чернила, которые выделяет осьминог.
Как пишет В.О. Никишин в учебнике «История Древнего мира», в Древнем Риме школы были частными (государство не вмешивалось в образовательный процесс), и преподавали в них неудачники и лица темного происхождения: труд учителя начальной школы не имел признания в обществе и стоил гроши. В начальной школе, которую посещали дети 7—12 лет (так называемые тривиальные школы), учили чтению, письму и устному счету (следует учесть, что учебный год длился не более семестра; остальное время было занято каникулами и праздниками). Главным средством воздействия учителя на ученика были брань и побои.
|
|
Дальнейшее обучение было доступно лишь детям более или менее состоятельных родителей (грамматические школы). В средней школе преподавали грамматики — ученые, писатели и литературные критики (чаще всего греки-вольноотпущенники). В массе своей они, как и их менее именитые и профессиональные коллеги из начальной школы, не пользовались уважением в обществе. У грамматиков учились правильно говорить и писать, изучали древних и современных авторов, занимались комментариями и пересказами.
«Университетом» в Античности являлась риторская школа, где учились с 15—16, а то и с 13—14 лет, в зависимости от способностей ученика. Риторы обучали своих учеников приемам ораторского искусства. Поскольку в эпоху Империи политическое красноречие сошло на нет, риторские школы готовили адвокатов, чья карьера была почетной и доходной. Сами риторы относились к элите педагогического и ученого сообщества, о чем свидетельствовала, в частности, довольно высокая оплата их труда.
Обучение в школе было схоластическим: ученики оттачивали свое мастерство посредством декламаций на отвлеченные темы, не имевшие ничего общего с действительностью. Главный недостаток школ грамматиков и риторов заключался в том, что, нагружая память молодых людей огромным количеством сведений из разных областей гуманитарного знания, они не прививали своим питомцам вкуса к самостоятельной аналитической работе, в результате чего полученное образование носило антикварно-хрестоматийный характер.
Для образования древнего Рима главным было подготовить социально активных людей. Они должны были обладать волевыми качествами, быть дисциплинированы, религиозны, и должны при необходимости уметь жертвовать собой для блага государства. Такие дисциплины как музыка и пение, которые были весьма важными в древнегреческом образовании, были исключены из древнеримской системы образования, так как считалось что они мешают человеку совершать решительные действия.
|
|
Важной составляющей древнеримского образования было домашнее воспитание. Семья отвечала за формирование нравственных ценностей ребенка. Как уже отмечалось выше, именно мальчики в большей степени подвергались образовательному влиянию, в том числе и дома. Они изучали полевую работу, работу по хозяйству, владение оружием, законодательство, письму, чтению. Девочек обучали женскому мастерству: шитью, кулинарному искусству.