Часть 3. Итальянское искусство эпохи возрождения

Духовные основы медицины

Задание, связанное с виртуальным посещением музеев.

Задание №1

Виртуальный квест по Эрмитажу

ЧАСТЬ 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1) Выясните, когда жил жрец Падиисет и какие экспонаты связаны с его личностью?

Сначала нам предлагается посетить 1 этаж главного корпуса музея, а именно – зал Древнего Египта, в котором мы можем увидеть материалы, относящиеся к Позднему периоду истории Египта и характеризующие погребальный ритуал. При входе, справа от нас, находятся антропоморфные деревянные расписные саркофаги жреца Падиисета, который жил во второй половине VII века до н.э.

С личностью Падиисета нас знакомят знаменитая мумия самого жреца (возраст экспоната — приблизительно, X в. до н. э., этот экспонат считается одним из самых «старых» в музее) и его погребальный комплекс, который включает в себя три антропоморфных деревянных саркофагов. Внутренний саркофаг выставлен в витрине справа от мумии, а средний и внешний – в торцовой витрине вначале зала. По форме саркофаги близки к запеленатой мумии; хорошо различимы парик на голове, искусственная бородка и многое другое.

2) Что изображено на поверхностях саркофагов и зачем нужны эти изображения?

Все поверхности саркофагов заполнены полихромной росписью с изображениями и погребальными текстами – стандартной жертвенной формулой и фрагмента из глав Книги мёртвых.

Как известно из курса истории Древнего Египта, сначала почти все мумии были оснащены заупокойной литературой, которую умершие забирали с собой в загробный мир. Заупокойная литература – это список инструкций и заклинаний, служащих своего рода путеводителем по загробному миру. Подобной литературой, или Текстами пирамид, называют набор заклинаний, обеспечивающих воскрешение и защиту фараона от различного рода враждебных сил, обитающих в загробном мире. Затем некоторые заклинания Текстов пирамид стали находить на поверхности саркофагов, в погребальных камерах высокопоставленных лиц. Таким образом, постепенно, стала развиваться традиция записи заклинаний на внутренней и внешней поверхностях саркофагов. Тексты и заклинания, записанные на поверхности саркофагов, стали называться Текстами саркофагов.

3) Найдите деревянный ящик с изображением шакала. Выясните, почему на нем изображено именно это животное? Зачем ящик использовался? Каково было назначение того, что там хранилось?

Деревянный ящик с изображением шакала (хранилище для ушебти) находится в витрине с внутренним саркофагом. Шакал - священное животное бога-бальзамировщика Анубиса, который также является проводником в потустороннем мире. Именно Анубис показывал умершему путь до Осириса.

Изображался Анубис на деревянных ящиках преимущественно в виде чёрного шакала — сидящего или лежащего на постаменте, либо в антропоморфном виде — человеком с головой шакала. Изображение было именно черным, что олицетворяет цвет человеческих останков в процессе мумификации. Большинство египтологов полагают, что ассоциации этого бога с шакалом возникли у древних египтян из-за того, что они часто видели их блуждающими среди некрополей и кладбищ.

Ушебти («ответчики») — статуэтки, которые в Древнем Египте помещались в могилу, с тем чтобы они выполняли необходимые обязанности по отношению к умершему. По верованиям древних египтян, эти статуэтки должны были замещать умершего на работах в загробных полях Осириса. От имени покойного над ушебти произносили или записывали на них заклинания с перечислением всех работ.



ЧАСТЬ 2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1) В части экспозиции 121.1 найдите и опишите экспонат, который имеет отношение к медицине.

Переходя в часть экспозиции 121.1, я сразу обратила внимание на экспонат, имеющий отношение к медицине. А именно - скульптура Гигиеи – богини здоровья, созданная в Древнем Риме в I веке. Всем известно, что именно Гигиея изображена на гербе нашего университета, поэтому я просто не смогла не обратить на нее внимания.

Гигиея изображена в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши. Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины. В последующем от имени Гигиеи ученые придумали название науки «Гигиена».

2) Перейдите в часть экспозиции 113.1, найдите и опишите экспонат, аналогичный предыдущему.

В части экспозиции 113.1 я увидела экспонат, который также имеет отношение к медицине. Это - скульптура Гигиеи, но здесь она представлена без головы и рук. Гигиея стоит вместе со змеёй, ползущей по ней.

3)   Перейдите в соседний «зал Геракла», в части экспозиции 114.3 найдите и опишите экспонат, представляющий бога, в жертву которому приносили петуха. Какой символ объединяет три последних экспоната и какой смысл (предположительно) в него вкладывали древние греки?

Переходя в часть экспозиции 114.3 «зала Геракла», я увидела экспонат – статую Асклепия – бога, в жертву которому, по мифологии, приносили петуха. Скульптура создана в I-II вв. н.э. в Древнем Риме.

Основным атрибутом Асклепия стал посох с ползущей по нему вверх змеёй. В нём нашёл отображение миф о том, как Асклепий открыл возможность оживлять мёртвых.

Змея – вот, что объединяет последние три скульптуры.  Змея — в мифологии многих народов является символом плодородия, земли, воды, дождя с одной стороны, а также домашнего очага и небесного огня — с другой.



ЧАСТЬ 3. ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1) Обратите внимание на часть экспозиции 221.2. Найдите и опишите картину, изображающую святого, к которому жители Италии обращались за помощью во время эпидемии чумы. Раны на его теле напоминают чумные язвы. Это одна из последних работ художника, скончавшегося от чумы в 1576 г.

Перейдя в часть экспозиции 221.2, по правую руку, я увидела картину, на которой изображен Святой Себастьян – юноша, выглядящий как античный идеал атлетического телосложения (автор картины: Тициан (Тициано Вечеллио)).

На картине, написанной в Италии, около 1576 года, мы видим, как взгляд героя обращен к небу, и мученически приоткрытый рот выражает глубокое страдание. В юношу вонзены стрелы, что показывает его противостояние всему миру, который ввергнут в хаос и который утратил определенность форм.

Картина представлена монохромной, но ее колорит необычайно сложен. Густо положенная краска на холст создает какую-то тревожную и нагнетающую атмосферу, атмосферу смерти. Но Тициану удалось показать, как можно сломить физически абсолютно любого человека, в частности Святого Себастьяна, изображая стрелы в его теле, но нельзя сломить по-настоящему сильный дух, который всегда стремиться к высшему, к небу.

2) Перейдите в зал 214. Найдите и опишите картину, на которой изображена мадонна, кормящая младенца грудью. Пользуясь любыми интернет источниками, найдите дополнительную информацию об этом произведении и ответьте на вопрос – почему именно это изображение мадонны (среди других, находящихся в зале) можно считать в наибольшей мере, выражающей идею материнской любви, доброты и милосердия?

Картина «Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)», написанная в середине 1490-х годов Леонардо да Винчи в Италии является изображением материнской любви, как высшей ценности.

 Рассматривая эту небольшую по размерам картину, ты погружаешься в событие, которое не подвластно времени. Автор сумел вместить в нее необъятное! Вся картина пронизана любовью, спокойствием и нежностью. В окнах мы видим пейзаж с горами, олицетворяющий гармонию.

Любящая мать в накидке, напоминающей крылья, держит своего ребенка, который сосет грудь, как в укрытии от всякого зла. Мы видим привлекательную улыбку молодой матери. Матери, которая, хотя и зашила отверстия для кормления, не смогла устоять перед плачем своего малыша, и, в спешке разорвав зашитое платье, дала грудь.

Мадонна задумчиво и нежно смотрит на младенца, положение которого передает чувство подвижности и энергии. Но взгляд Христа, заставляет задуматься нас о том, что он уже знал свое предназначение на этой земле.

Я считаю, что именно «Мадонная с младенцем» выражает идею материнской любви, доброты и милосердия, так как для каждого человека мама – это что-то святое, светлое, любимое, чуткое, но в то же время какое-то серьезное. На картине «Мадонна Бенуа», написанной Леонардо да Винчи в 1478-1480 гг, мы видим Мадонну, одетую в темные одеяния, и протягивающую младенцу цветок крестоцвета – традиционный символ распятия. Думаю, что автор этой картины хотел показать предвестие нелегкой судьбы Христа, но не материнскую любовь и заботу.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: