Тема 4. Становление иррационалистической философии

Иррационализм. Шопенгауэр: волюнтаризм, воля, воля к жизни. Ницше: воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение, нравственный скептицизм, нигилизм.

 

Лекция

Иррационализм (от лат. «бессознательное, неразумное»), философское идеалистическое движение XIX - начала XX веков, которое утверждает, что обогащает восприятие человеческой жизни, выводя его за пределы рационального. Иррационализм, коренящийся либо в метафизике, либо в осознании уникальности человеческого опыта, подчёркивает значимость инстинкта, чувств или воли, как противостоящих разуму.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ. В его волюнтаризме сущность реальности выражалась в «воле» – слепой и бесцельной силе, пронизывающей всё существование. Отвергая идеализм Гегеля, Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» (1818) использовал понятие Канта о ноуменальном «Я» как основе для всеобъемлющего понимания человеческой природы, в отличие от феноменального царства объектов. Будь то к лучшему или к худшему (что происходит гораздо чаще, по пессимистическому замечанию Шопенгауэра), мы проявляем свою собственную волю и редко проявляем сострадание к другим, что делает наши эгоистические импульсы эстетически ценными. Только устраняя желания, мы можем надеяться на достижение гармонии и мира, но даже это возможно только в аскетической жизни или смерти. Само название «мир», как полагал Шопенгауэр, является выражением характеристик человеческой жизни – горя, нищеты, страданий и смерти. Он считал, что «воля к жизни» – это сила, ведущая человека к выживанию и воспроизведению.

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий философ и филолог. Его наиболее важные книги «Человек, все люди» (1878), «Так говорил Заратустра» (1883-1885), «Между добром и злом» (1886), «О генеалогии нравственности» (1887), «Сумерки Богов» и «Антихрист» (1888). В этих книгах Ницше развивает некоторые из своих основных тем, включая его «аморальность», его мнение о том, что «Бог мёртв», его представления о «воле к власти» и «сверхчеловеке», и его предложение о «вечном возвращении». Он оспаривал основы христианства и традиционной морали, заявляя, что «Бог мёртв», что приводит к обвинениям (в целом оправданным) в атеизме, нравственном скептицизме, релятивизме и нигилизме. Его первоначальные представления о «воле к власти», как основному мотивирующему принципу человечества, «сверхчеловеке», как цели человечества и «вечное возвращение», как средство оценки жизни, вызвали много споров, и не только среди учёных. Несмотря на это, его жизнеутверждающие идеи вдохновили ведущих деятелей во всех сферах культурной жизни. В философии Ницше считается важным предшественником экзистенциализма (хотя он не умещается в какой-либо конкретной школе).

Тема 5. Утилитаризм

И. Бентам. Д.С. Милль. Принцип полезности.

 

Лекция

Утилитаризм – это философское направление в области этики и политической философии в Англии XIX века. Основным моральным принципом, на котором должны основываться его правовые и социальные реформы, является правило «наибольшей пользы для наибольшего числа людей». Утилитаристы полагают, что моральная ценность действия определяется исключительно его вкладом в общую полезность и в максимизацию счастья или удовольствия. Эта идея исходит из мысли о том, что удовольствие и счастье являются по своей сути ценными, в отличие от боли и страдания. Философия утилитаризма оценивает действия на основе их последствий.

Сосредоточение на счастье или удовольствии как на конечном итоге моральных решений делает утилитаризм типом гедонизма, происхождение которого восходит к эпикурейской школе. Однако, как особая школа мысли, утилитаризм обычно приписывается Джереми (Иеремии) Бентаму.

Иеремия Бентам (1748-1832) – английский философ, впервые изложил принципы утилитаризма в работах «Фрагмент о правительстве» (1776) и «Введение в принципы нравственности и законодательства» (1780). Утилитаризм представляет собою этическую систему, основанную на чисто гедонистическом вычислении полезности конкретных действий, исходя из правила, что действия являются правильными только в той мере, в какой они имеют тенденцию производить наилучший баланс удовольствия и боли для наибольшего числа людей. Бентам полагал, что последовательное применение этого принципа в общественно-политической жизни разрешит многие трудности в поведении людей.

Джон Стюарт Милль (1806-1873) – английский философ, развил далее утилитаризм Бентама. В работе «Утилитаризм» (1861) Милль сделал систематическое изложение утилитарной этической теории. Он дополнил и защитил общий принцип полезности, согласно которому правильные действия – это те, которые, как правило, приносят наибольшее счастье для большого числа людей, при этом следует тщательно различать качество удовольствий, составляющих счастье. Там Милль также попытался объяснить применение принципа полезности и выяснить его отношение к принципу справедливости.

 

Тема 6. Философия жизни и экзистенциализм

Философия жизни: жизнь, Ницше, Клагес, Лессинг, Дильтей, Зиммель, Шпенглер, Бергсон. Экзистенциализм: существование, ответственность, страх, скука, отчуждение, абсурд, свобода, приверженность и ничто, Сартр, Камю, де Бовуар.

 

Лекция

Философия жизни – направление, рассматривающее всё существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Философия жизни возникает в 1860-70‑х годах и наибольшего влияния достигает в первой четверти XX века; впоследствии её значение уменьшается, но ряд её принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и др. К наиболее значительным представителям философии жизни могут быть отнесены Фридрих Ницше (1844-1900), Вильгельм Дильтей (1833-1911), Анри Бергсон (1859-1941), Георг Зиммель (1858-1918), Освальд Шпенглер (1880-1936), Людвиг Клагес (1872-1956). «Жизнь» – основополагающее понятие философии жизни; оно многозначно и может толковаться биологически-натуралистически – как живой организм (Ницше, Клагес, Лессинг), культурно-исторически – как «живой дух» (Дильтей, Зиммель, Шпенглер) психологически – как поток переживаний (Бергсон) и метафизически – как исходное начало всего мироздания (Бергсон).

Экзистенциализм (от позднелат. «существование»)– это направление в философии и литературе, которое подчеркивает индивидуальное существование, свободу и выбор. Оно зародилось во второй половине XIX века, но достигло своего пика в середине XX века во Франции. Экзистенциализм основан на том, что люди определяют смысл своей жизни и пытаются принимать рациональные решения, несмотря на существование в иррациональном мире. Он фокусируется на вопросе о человеческом существовании и что в основе существования нет никакой цели или объяснения. Поскольку нет Бога или любой другой трансцендентной силы, единственный способ противостоять «ничто» (и, следовательно, найти смысл в жизни) – это сосредоточиться на существовании. Экзистенциализм полагает, что люди совершенно свободны и должны взять на себя личную ответственность за себя (хотя с этой ответственностью возникает тоска, глубокая тоска или страх). Свобода и ответственность возвышают человека над абсурдным состоянием мира (который характеризуется страданиями и неизбежной смертью). Экзистенциалисты отказываются принадлежать к какой-либо философской школе.

Экзистенциализм в его узнаваемой ныне форме был разработан датским философом XIX века Сёреном Кьеркегором (1813-1855), хотя он не использовал этот термин в своей работе. Он считал, что роль свободного выбора в фундаментальных ценностях и убеждениях необходима для того, чтобы изменить природу и личность человека. Это приводит к «рыцарю веры», который полностью доверяет себе и Богу, как описано в его работе «Страх и трепет» (1843).

Экзистенциализм достиг вершины в середине ХХ века во французском экзистенциализме (Сартр, Камю, де Бовуар, Мерло-Понти), который развивал такие темы, как страх, скука, отчуждение, абсурд, свобода, приверженность и ничто.

Альберт Камю (1913-1960) и Симона де Бовуар (1908-1986) – известные популяризаторы экзистенциальных тем.

Морис Мерло-Понти (1908-1961) – ещё один влиятельный и часто забытый французский экзистенциалист того периода.

Жан-Поль Сартр (1905-1980), пожалуй, самый известный экзистенциалист, а также один из немногих, кто фактически признал себя «экзистенциалистом». «Бытие и Ничто» (1943) – его самая важная работа, а его романы и пьесы, в том числе «Тошнота» (1938) и «Нет выхода» (1944), помогли популяризировать движение экзистенциализма.

В «Мифе о Сизифе» (1942) Альберт Камю (1913-1960) использует аналогию с греческим мифом о Сизифе (который осуждён навечно закатывать вверх на гору камень только для того, чтобы он каждый раз скатывался вниз). Этой аналогией он демонстрирует бессмысленность существования, но показывает, что Сизиф, в конечном счёте, находит смысл и цель своей задачи.

Симона де Бовуар (1908-1986), важный экзистенциалист, соратница Сартра; она писала о феминистской и экзистенциальной этике в своих работах «Второй пол» (1949) и «Этика двойственности» (1947).

 

Тема 7. Прагматизм

Прагматизм. Практическая значимость результата. Прагматическая концепция истины. Прагматическая максима.

 

Лекция

Прагматизм – это философское направление мысли конца XIX - начала XX века в США, которое рассматривает действия с точки зрения. Причём прагматизм, скорее не конкретное систематическое учение, а стиль или способ философского видения. Прагматическая концепция истины исходит из практической значимости результата практической значимости получаемого в процессе познания результата.

Слово «прагматизм» происходит от греческого слова «прагма» («действие» или «дело»). Греческий историк Полибий (умер в 118 г. до н.э.) назвал свои труды «прагматичными», подразумевая тем самым, что они должны были быть поучительными и полезными для его читателей.

Основатель школы, – американский философ Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914), возможно, первым использовал термин «прагматизм» для обозначения конкретной философской доктрины. Он впервые заявил о прагматической максиме в конце XIX века (и переформулировал её по-разному на протяжении многих лет). Один из вариантов этой максимы:

§ «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях» (Ч. Пирс).

Прагматическая максима на самом деле является семейством принципов, и есть многочисленные тонкие вариации, которые достигают почти каждой философской проблемы.

Школа прагматизма достигла своего пика в философии Уильяма Джеймса (1842-1910) и Джона Дьюи (1859-1952) в начале ХХ века. После первой волны прагматизма произошёл раскол движения, который породил ряд школ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: