Тема 8. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм

Позитивизм. Научное знание. Научный метод. О. Конт. Эмпириокритицизм. Э. Мах, Р. Авенариус. Неопозитивизм. Венский кружок. М. Шлик. Л. Витгенштейн. Верификация. Принцип верификации. Постпозитивизм. К. Поппер. Фальсифицируемость.

 

Лекция

Позитивизм – философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия, как особая наука, претендующая на содержательное исследование реальности, не имеет права на существование.

Начало позитивизма положил в середине XIX века французский социолог и философ Огюст Конт (1798-1857) в работе «Дух позитивной философии». Конт считал, что метафизику и теологию следует заменить иерархией наук, от математики в основании до социологии на вершине. Школа основана на идее того, что единственным подлинным знанием является научное знание, и что такое знание может исходить только из утверждения позитивных теорий, основанных строго на научном методе (методы исследования явлений, основанные на сборе наблюдаемых, эмпирических и измеримых доказательств, с учетом конкретных принципов рассуждения).

Согласно Конту, позитивизм отрицает существование личного Бога и принимает человечество («великое бытие») как объект своего почитания, и в этом отношении имеет сходство с гуманизмом.

За время своего существования позитивизм пережил несколько «волн».

1-я волна позитивизма связывается с его основателем Огюстом Контом (также основоположником социологии), когда делались попытки использовать физику для социологии.

2-я волна позитивизма – основывалась на результатах психологии XIX века. Её основатели: Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896) считали, что любое исследование должно предваряться исследованием психических процессов сознания самого исследователя. Отсюда название 2-й волны позитивизма – эмпириокритицизм, что означает критическое исследование нашего опыта. Эмпириокритицизм вызвал энергичную критику В. Ленина в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908).

3-я волна позитивизма – это логическийпозитивизм (или неопозитивизм) – был основан в начале ХХ века философствующими физиками, математиками и логиками. Они полагали, что техника логического анализа и математических расчётов помогут избавиться от философских споров. 3-й позитивизм был тесно связан с работой Венского кружка, где вокруг одного философа Морица Шлика (1882-1936) собралась группа учёных логиков, физиков и математиков. В основе кружка были идеи философа-логика Людвига Витгенштейна (1889-1951), опубликованные в «Логико-философском трактате» (1921). Основные методы и принципы заинтересовали членов Венского кружка. Среди этих идей были следующие:

§ язык имеет строгую структуру, повторяющую онтологическую структуру мира; изучение этой структуры позволит изучить мир;

§ язык состоит из простых предложений, которые фиксируют состояние в мире; простые предложения складываются в сложные описания и теории;

§ в языке есть предложения, которые не сводятся напрямую к описаниям фактов, – это метафизические предложения, о них нельзя сказать истинны они или ложны, а, говоря языком логических позитивистов, их нельзя верифицировать.

ü Верификация (от лат. «доказательство, подтверждение») – установление истинности или эмпирической осмысленности научных утверждений.

ü Принцип верификации: какое-либо осмысленное высказывание (понятие или суждение) имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказыванию о нём, т.е. сводимо к набору простых предложений, эмпирически проверяемых. Если не удаётся найти эмпирическую фиксацию, то это тавтология или высказывание, лишённое смысла.

Принцип верификации тесно связан с проблемой демаркации - проблемой отделения научного знания от ненаучного. Это была главнейшая проблема у логических позитивистов и постпозитивистов, вокруг которой они строили всю философию науки.

Принцип верификации как раз выступал критерием демаркации в логическом позитивизме. В постпозитивизмеКарл Раймунд Поппер (1902-1994) разрабатывает принцип фальсификации как критерий демаркации. По словам Поппера, правильный эмпирический метод постоянно проверяет теорию на возможность быть фальсифицируемой. Определение фальсифицируемости как критерия было сформулировано Поппером в «Логике научного исследования» (1935):

ü Фальсифицируемость (опровергаемость) – критерий научности эмпирической теории как совокупности теоретических разработок, применимых к поддающимся эмпирической верификации объектам.

Теория удовлетворяет критерию фальсифицируемости (или критерию Поппера) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.

 

Тема 9. Феноменология

Феноменология. Интенциональность. Э. Гуссерль. Самосознание. Интерсубъективность. М. Хайдеггер. «Dasein».

 

Лекция

Феноменология – это философское направление, изучающее «явления» («феномены»): видимость вещи или саму вещь, то, как они нам являются в нашем опыте, способы их переживания, то, какое они значение приобретают в нашем опыте.

Темы, обсуждаемые в рамках феноменологической традиции, включают характер интенциональности [3], восприятие, сознание времени, самосознание, осознание тела и сознание других. Исторически движение феноменологии появилось в первой половине ХХ века и связано с немецкими философами Эдмундом Гуссерлем и Мартином Хайдеггером.

Феноменология, как она понимается сегодня, по существу является продолжением учения Эдмунда Гуссерля (1859-1938), которое он начал излагать в «Логических исследованиях» (1901). Гуссерль впервые сформулировал свою классическую феноменологию как своего рода «описательную психологию» (иногда называемую реалистической феноменологией), а затем как трансцендентальную и эйдетическую науку сознания (трансцендентальная феноменология). В своих «Идеях» (1913) он установил ключевое различие между актом сознания/мышления и явлениями/предметами, на которые он направлен. В более позднем трансцендентном периоде Гуссерль больше сосредоточился на идеальных, сущностных структурах сознания, и ввёл метод феноменологической редукции специально, чтобы исключить любую гипотезу о существовании внешних объектов. Центральное место в его философии занимает проблема интерсубъектовности. Интерсубъективность [4] в философии Гуссерля связана с проблемой «выключения» всех связанных с другими субъектами смыслов и переживаний и формирования смысла конструкции «другого Я» исключительно на почве самоконституирующей активности трансцендентального сознания.

Мартин Хайдеггер (1889-1976) критиковал и расширил феноменологическое исследование Гуссерля (в частности, в работе «Бытие и время», 1927 г.). Чтобы охватить наше понимание и опыт самого бытия, он разработал оригинальную теорию «Dasein». «Dasein» дословно переводится как «вот-бытие», «здесь-бытие». Обычный его философский и обиходный смысл – «существование», «экзистенция»; в языке Хайдеггера оно считается непереводимым. Развитие Хайдеггером экзистенциальной феноменологии оказало большое влияние на французский экзистенциализм.

Движение феноменологии разделилось на три основных направления (реалистическая феноменология, трансцендентальная феноменология и экзистенциальная феноменология), каждая из которых имеет своих приверженцев.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: