Содержание
Учебные задачи:
1. научиться производить экологическую оценку любого микрорайона, используя простейшие методы;
2. научиться выявлять основные экологические проблемы присущие предложенной территории;
3. научиться предлагать пути решения выявленных проблем.
Задачи практической работы:
- осуществить поиск информации, используя основную и дополнительную литературу, Интернета;
- провести экологическую оценку
- выявить комплекс экологических проблем, присущих предложенной территории; их решения,
- представить экологический проект, содержащий пути и способы решения выявленных проблем.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Современное экологическое состояние России можно определить как критическое, а в некоторых регионах приобрело характер экологического бедствия. Люди должны осознавать, что ухудшение окружающей среды представляет большую угрозу. Каждый человек должен заботься об обеспечении здоровой окружающей среды для себя, детей здоровой и достойной жизни.
|
|
В России наиболее неблагоприятными с точки зрения здоровья населения по-прежнему остаются города с высокой концентрацией промышленности. Состояние атмосферы, водных ресурсов сказывается на показателях заболеваемости.
Индустриальное развитие существенно влияет на экологические системы. Чтобы глобальная экосистема – биосфера не превратилась в бесприродный технический мир, мы должны глубоко изучить и понять, как устроены экосистемы Земли, по каким законам они развиваются, выявить основные угрозы, которые могут вызвать необратимые последствия разрушения и деградации природных систем.
Город – это искусственная урбанизированная экосистема, которая сравнима с экосистемой гетеротрофного типа или небольшим вулканом, где формируется пространство экологической ниши и для человека и для других видов организмов. Н. Рерих отметил: «Город, выросший из природы, угрожает природе. Город, созданный человеком, властвует над человеком».
Промышленные предприятия выбрасывают в окружающую среду значительное количество газообразных, жидких и твердых веществ. Для задержания этих веществ устанавливают различного рода фильтры, ловушки, принципы работы которых основаны на химическом связывании или физических свойствах веществ, например устройства типа циклон.
Циклон – аппарат для очистки воздуха от взвешенных в нем твердых частиц. Очищаемому воздуху придают вращательное движение, в результате чего под действием центробежной силы частицы твердых примесей оседают на стенках аппарата. Циклоны устанавливаются на вентиляционных трубах предприятий, загрязняющих атмосферный воздух. Циклон может иметь различные размеры и по внешнему виду напоминает грибок.
|
|
Мощность предприятия можно приблизительно определить по количеству вентиляционных труб. Разумеется, надо учитывать диаметр труб. Взяв за основу трубу диаметром 0,4 – 0,6 м, можно привести к этому общему знаменателю все остальные трубы.
Для того чтобы оценить степень загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями можно воспользоваться предложенной таблицей 1.
Табл. 1 Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями
Степень загрязнения | Количество труб (диаметр 0,4-0,6 м) |
Очень малая Малая Средняя Сильная Очень сильная | Менее 3 3 4 – 6 7 – 10 более 10 |
По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя должно приходится не менее 50 м2 зеленых насаждений. На 1 га должно размещаться 90-150 деревьев. Дерево средней величины за 24 ч. выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Запыленность на озелененных участках на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зеленые массивы улавливают до 70-80% пыли.
Для того чтобы оценить степень озеленения района и используемые формы озеленения можно воспользоваться таблицами 2 и 3.
Табл. 2 Озеленение района
Степень озеленения | Площадь зеленых насаждений м2/чел |
Очень слабая Слабая Средняя Сильная Очень сильная | менее 10 11 – 20 21 – 30 31 – 50 более 50 |
Табл. 3 Формы озеленения района
Формы озеленения | Частота встречаемости |
Древесные полосы вдоль дорог Лесозащитные полосы (буферная зона) вокруг города Внутриквартальные цветники Внутриквартальные древесные насаждения Аллеи Парки Скверы | не встречается один раз несколько раз повсеместно |
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
- Комплекс, каких экологических проблем стоящих перед человеком можно определить в настоящее время?
- Изменяется ли сегодня экологическая ситуация?
- Каковы перспективы и пути решения экологических проблем?
- Назовите условия, способные ускорить этот процесс.
Задания для практического занятия:
Ø Произведите комплексное обследование предложенного преподавателем микрорайона (колледжа), используя метод наблюдения.
Ø Заполните аттестационный лист предложенного микрорайона по следующему плану:
- Название микрорайона.
- Основные источники и виды загрязнения.
- Виды транспортных магистралей, их качество. Количество и виды автотранспортных средств. Влияние транспорта на состояние окружающей среды.
- Озеленение (колледжа) и его формы.
- Благоустройство территории:
- чистота, освещенность, техническое обслуживание,
- наличие контейнеров для мусора и регулярность их вывоза,
- наличие несанкционированных свалок,
- наличие внутриквартальных цветников, скверов
- наличие дорожек,
- Комфортность жилищ:
- этажность,
- планировка,
- качество стройматериалов.
7. Особенности состава флоры и фауны территории:
- случаи пребывания на территории представителей дикой фауны,
- оседлые, зимующие, кочующие, гнездящиеся птицы,
- наличие бродячих кошек, собак,
- виды деревьев и кустарников, устойчивых к загрязнению,
- наличие растений индикаторов частоты воздуха.
12.Оценка загрязнения атмосферного воздуха по хвойным породам или лишайникам.