Тема: Природная среда территории колледжа (выберите любую территорию –например поселения где вы проживаете)

Содержание

Учебные задачи:

1. научиться производить экологическую оценку любого микрорайона, используя простейшие методы;

2. научиться выявлять основные экологические проблемы присущие предложенной территории;

3. научиться предлагать пути решения выявленных проблем.

 Задачи практической работы:

  1. осуществить поиск информации, используя основную и дополнительную литературу, Интернета;
  2. провести экологическую оценку
  3. выявить комплекс экологических проблем, присущих предложенной территории; их решения,
  4.  представить экологический проект, содержащий пути и способы решения выявленных проблем.

  Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

 Современное экологическое состояние России можно определить как критическое, а в некоторых регионах приобрело характер экологического бедствия. Люди должны осознавать, что ухудшение окружающей среды представляет большую угрозу. Каждый человек должен заботься об обеспечении здоровой окружающей среды для себя, детей здоровой и достойной жизни.

В России наиболее неблагоприятными с точки зрения здоровья населения по-прежнему остаются города с высокой концентрацией промышленности. Состояние атмосферы, водных ресурсов сказывается на показателях заболеваемости.

Индустриальное развитие существенно влияет на экологические системы. Чтобы глобальная экосистема – биосфера не превратилась в бесприродный технический мир, мы должны глубоко изучить и понять, как устроены экосистемы Земли, по каким законам они развиваются, выявить основные угрозы, которые могут вызвать необратимые последствия разрушения и деградации природных систем.

Город – это искусственная урбанизированная экосистема, которая сравнима с экосистемой гетеротрофного типа или небольшим вулканом, где формируется пространство экологической ниши и для человека и для других видов организмов. Н. Рерих отметил: «Город, выросший из природы, угрожает природе. Город, созданный человеком, властвует над человеком».

       Промышленные предприятия выбрасывают в окружающую среду значительное количество газообразных, жидких и твердых веществ. Для задержания этих веществ устанавливают различного рода фильтры, ловушки, принципы работы которых основаны на химическом связывании или физических свойствах веществ, например устройства типа циклон.

       Циклон – аппарат для очистки воздуха от взвешенных в нем твердых частиц. Очищаемому воздуху придают вращательное движение, в результате чего под действием центробежной силы частицы твердых примесей оседают на стенках аппарата. Циклоны устанавливаются на вентиляционных трубах предприятий, загрязняющих атмосферный воздух. Циклон может иметь различные размеры и по внешнему виду напоминает грибок.

       Мощность предприятия можно приблизительно определить по количеству вентиляционных труб. Разумеется, надо учитывать диаметр труб. Взяв за основу трубу диаметром 0,4 – 0,6 м, можно привести к этому общему знаменателю все остальные трубы.

Для того чтобы оценить степень загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями можно воспользоваться предложенной таблицей 1.

       Табл. 1       Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями

Степень загрязнения Количество труб (диаметр 0,4-0,6 м)
Очень малая Малая Средняя Сильная Очень сильная Менее 3 3 4 – 6 7 – 10 более 10

 По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя должно приходится не менее 50 м2  зеленых насаждений. На 1 га должно размещаться 90-150 деревьев. Дерево средней величины за 24 ч. выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Запыленность на озелененных участках на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зеленые массивы улавливают до 70-80% пыли.

Для того чтобы оценить степень озеленения района и используемые формы озеленения можно воспользоваться таблицами 2 и 3.

               Табл. 2                                  Озеленение района

      Степень озеленения Площадь зеленых насаждений м2/чел
Очень слабая Слабая Средняя Сильная Очень сильная менее 10 11 – 20 21 – 30 31 – 50 более 50

 

                                 Табл. 3                               Формы озеленения района

Формы озеленения                    Частота встречаемости
Древесные полосы вдоль дорог Лесозащитные полосы (буферная зона) вокруг города Внутриквартальные цветники Внутриквартальные древесные насаждения Аллеи Парки Скверы                   не встречается один раз несколько раз повсеместно

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Комплекс, каких экологических проблем стоящих перед человеком можно определить в настоящее время?
  2. Изменяется ли сегодня экологическая ситуация?
  3. Каковы перспективы и пути решения экологических проблем?
  4. Назовите условия, способные ускорить этот процесс.

 

Задания для практического занятия:

Ø Произведите комплексное обследование предложенного преподавателем микрорайона (колледжа), используя метод наблюдения.

Ø Заполните аттестационный лист предложенного микрорайона по следующему плану:

    1. Название микрорайона.
    2. Основные источники и виды загрязнения.
    3. Виды транспортных магистралей, их качество. Количество и виды автотранспортных средств. Влияние транспорта на состояние окружающей среды.
    4. Озеленение (колледжа) и его формы.
    5. Благоустройство территории:

- чистота, освещенность, техническое обслуживание,

- наличие контейнеров для мусора и регулярность их вывоза,

- наличие несанкционированных свалок,

- наличие внутриквартальных цветников, скверов

- наличие дорожек,

    1. Комфортность жилищ:

- этажность,

- планировка,

- качество стройматериалов.

7. Особенности состава флоры и фауны территории:

- случаи пребывания на территории представителей дикой фауны,

- оседлые, зимующие, кочующие, гнездящиеся птицы,

- наличие бродячих кошек, собак,

- виды деревьев и кустарников, устойчивых к загрязнению,

- наличие растений индикаторов частоты воздуха.

12.Оценка загрязнения атмосферного воздуха по хвойным породам или лишайникам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: