Ученик: Гуру Махарадж, а можно мне совершать омовение в Радха-кунде?
Учитель: Да, можно, но в правильном сознании.
Й стих: Шримати Радхарани, Ее кунда и омовение в Радха-кунде.
Структура «Шри Ишопанишад»
«Самбандха»
• М-О. Определение Абсолютной Истины и производных от Нее
• 1. Взаимосвязь Господа, материального мира и джив (ишавасйа)
• 2. Результат следования ишавасйе
• 3. Результат не следования ишавасйе
«Совершенство осознания принципа ишавасйи»
(Чтобы следовать ишавасйе, нужно знать кто такой Иша)
• 4.Качества Господа (могущество)
• 5.Качества Господа (непостижимость)
• 6.Вѝдение совершенного преданного (того, кто следует ишавасйе)
• 7.Результат такого вѝдения.
• 8.Дальнейшая практика
«Знание и невежество»
• 9.Результат неправильного развития вѝдения
• 10.Результат правильного развития вѝдения
• 11.Как развивать правильное вѝдение
«Поклонение Абсолюту и не-Абсолюту»
• 12.Результат поклонения не-Абсолюту
• 13.Результат поклонения Абсолюту
• 14.Как практиковать поклонение Абсолюту
«Молитвы об осознании Господа»
• 15. Увидеть истинный лик
• 16. Увидеть форму
• 17. Окончательная молитва
• 18. «Веди меня».
Связи «Бхагавад-гиты»
Гл. Описание ситуации на поле боя
→ Отчаяние Арджуны: приводит 4 довода (сострадание, наслаждение, отвращение к греху, разрушение династии)
Я глава: Краткое изложение «Бхагавад-гиты»
Предание Арджуны Кришне
- карпанйа-дошопахата-свабхавах (2.7)
Наставления Кришны:
2.8-30 Гьяна-йога (душа вечна, тело временно) – ответ на аргумент «сострадание»
- дехино смин йатха дехе (2.13)
- матра-спаршас ту каунтейа (2.14)
- на джайате мрийате ва кадачин (2.20)
- джатасйа хи дхруво мритйур (2.27)
2.30-38 Карма-канда (исполняй свой долг!) – ответ на аргумент «наслаждение»
2.39-53 Нишкама-карма (действуй без привязанности) – ответ на аргумент «отвращение к греху»
- вйавасайатмика буддхир (2.41)
- йога-стхах куру кармани (2.48)
2.54-72 Стхита-прагйа (признаки человека, утвержденного в знании)
- вишайа винивартанте (2.59)
- тани сарвани самйамйа (2.61)
- дхйайато вишайан пумсах (2.62-63)
- рага-двеша-вимуктаис ту (2.64)
- настии буддхир айуктасйа (2.66)
3.1 Арджуна не понимает 2-ю главу, думает, что возможна либо карма-канда, либо отречение (основа - 2.49)
Я глава: «Карма-йога»
3.2-9 (Ответ Кришны) Решение вопроса: отречение или деятельность (Кришна говорит, что Арджуна не квалифицирован отречься → лучше действовать)
- митхйа-ачар, притворщик
- нийатам куру карма твам (3.8)
честно исполняй свой долг, но делай это как жертвоприношение Вишну ↓
3.10-16 От карма-канды к карма-йоге (Вишну благословил: «Будьте же счастливы этими жертвоприношениями. В награду получите благо»; лестница йоги)
- йаджна-шишташинах санто (3.13)
↓ почему человек хоть и не привязан к плодам, но продолжает действовать
3.17-35 Нишкама-карма (с целью показать правильный пример)
- йад йад ачарати шрештхас (3.21)
- пракритех крийаманани (3.27)
- лучше выполнять свой долг, чем чужой (3.35)
Вопрос Арджуны: что заставляет человека нарушать предписания Вед против его воли?
3.36-43 Кришна: это вожделение (природа вожделения, откуда начинается, где поле деятельности, как победить)
- кама эша кродха эша (3.37)
- эвам буддхех парам буддхва (3.43)
↓ Кришна сказал, что деятельность надо совершать ради Него. Чтоб знать больше о Нем, Кришна рассказывает 4-ю главу: «Божественное знание»
Трансцендентное знание
Кришна: «Я открыл эту науку богу Солнца Вивасвану»
- эвам парампара-праптам (4.2)
Арджуна: «Кто Ты такой?»
Кришна рассказывает о Себе (природа Его тела, цель прихода):
- йада йада хи дхармасйа (4.7)
- паритранайа садхунам (4.8)
- джанма карма ча ме дивйам (4.9)
4.11-15 Практическое применение этого знания (проявление Его власти в материальном мире; Кришна не зависит от материального мира)
- йе йатха мам прападйанте (4.11)
- чатур-варнйам майа сриштам (4.13)
4.16-24 Действие и бездействие (как действовать на трансцендентном уровне)
↓ как прийти к такому знанию (пониманию)
4.25-33 Жертвоприношения ведут к трансцендентному знанию (виды жертвоприношений)
↓ как обрести это знание
4.34-42 Краткое изложение трансцендентного знания (как и где получить; качества, необходимые для этого; результат; кто не способен; критерии обретения знания)
- тад виддхи пранипатена (4.34)
Кришна всю 4-ю главу говорил о знании, но в конце сказал: встань и сражайся! Поэтому →
5.1 Вопрос Арджуны: так отказаться от деятельности или действовать?
5.2 Кришна: и отречься важно и действия в ПС ведут к освобождению. Но действовать в ПС лучше, т.к. человек защищен от падения
(5-я глава: нишкама-карма с позиции осознания Параматмы – «Карма-йога – деятельность в СК»)
И карма-йога и санкхйа-йога ведут к одному и тому же
Но карма-йога предпочтительнее (т.к. человек защищен от падения) ↓
5.7-12 Нишкама-карма-йога (описываются качества йога, как он действует)
- йога-йукто вишуддхатма (5.7)
Если нишкама-карма-йог не совершает действий, то возникает вопрос: кто это, тот, кто действует?
→ Кришна описывает 3-х деятелей: душа, гуны, Параматма
5.13-16 Уровень знания – знание 3-х деятелей (правильное взаимодействие 3-х; действуют гуны; причина действия гун)
↓ как освободиться?
5.17-26 Освобождение благодаря сосредоточению сознания на Сверхдуше (как достичь этого, признаки такого человека, как действует, чего достигает)
- видйа-винайа-сампанне (5.18)
- ихаива таир джитах сарго (5.19)
Другой путь достижения того же – аштанга-йога