11.1-4 Просьба Арджуны (если считаешь, что я достоин)
11.5-9 Кришна подготавливает (рассказывает о том, что покажет)
11.10-14 Санджая описывает что увидел Арджуна (бесчисленное множество обликов, Господь = 1000 солнц, т.д.)
11.15-31 Арджуна говорит что он видит → страх Арджуны → Арджуна: «Кто Ты такой?»
11.32-34 Кришна: «Я – время. Стань Моим орудием!»
11.35-46 Молитвы Арджуны (Ты – все, прости мою фамильярность; просьба: хочу увидеть твою 4-рукую форму)
11.47-50 Кришна: «Увидеть эту Вселенскую форму очень трудно» → принимает 4-рукую форму → принимает 2-рукую форму → Арджуна обрадовался (11.51)
11.52-55 Кришна: «Увидеть этот облик еще труднее» (увидеть могут только посредством ананйа-бхакти; кто непременно вернется к Кришне)
- мат-карма-крин мат-парамо (11.55)
Я глава: «Преданное служение»
12.1 Вопрос Арджуны: какое поклонение лучше: безличному или личностной форме?
12.2-7 Кришна: бхакти выше имперсонализма (имперсоналисты тоже достигают Кришны, но путь их очень труден; преданных вызволяет Сам Кришна)
↓ как совершать ПС?
12.8-12 Постепенный процесс духовного развития (сосредоточь ум и разум на Мне ← следуй правилам бхакти-йоги ← трудись для Меня ← отрекись от плодов труда ← медитация ← знание)
↓ как прийти к этому?
12.13-20 Качества, которые помогают прийти к ПС (основное – преданность, остальные – вспомогательные)
В 12.7 Кришна обещает вызволить преданного, поэтому в главах 13-18 Он дает знание, с помощью которого можно освободиться.
Вопросы Арджуны: кшетра, кшетрагья, гьяна, гьеям, пуруша, пракрити?
Я глава: Природа, наслаждающийся и сознание»
13.2-7 Кшетра, кшетрагья (кшетра: 1)тело, 2)24 элемента; кшетрагья: душа и Сверхдуша)
13.8-12 Гьяна – процесс познания и освобождения (смирение, кроткость, ахимса, терпение, простота, ачарйа-упасана и т.д.)
13.13-19 Гьеям –объект, достойный познания (Сверхдуша, ее природа; только преданные могут понять)
13.20-26 Пуруша, пракрити и их союз (джива как пуруша → страдания; освободиться – признать истинного пурушу, Сверхдушу; как предаются Сверхдуше: медитация, философские рассуждения, нишкама-карма-йога, слушание авторитетов)
- пурушах пракрити-стхо хи (13.22)
↓ каково правильное видение предавшегося Сверхдуше
13.27-35 Гьяна-чакшуш (видит Сверхдушу везде; душа бездействует, тело действует; равное видение всех – Брахман; кто достигает освобождения)
13.22: Причина рабства – желание наслаждаться 3-мя гунами ↓
Я глава: «Три гуны материальной природы»
14.1-4 Кришна прославляет это знание (кто утвердился в нем обретает Мою природу)
- сарва-йонишу каунтея (14.4)
14.5-9 Как гуны связывают (соприкосновение с материальной природой → благость, страсть, невежество; благость: счастье и знание; страсть: корысть; невежество: безумие)
14.10-13 Признаки преобладания гуны (благость - врата тела озарены знанием; страсть – вожделение, привязанность, чрезмерные усилия; невежество – сон, безумие)
14.14-15 Смерть в гунах (благость – попадает на планеты мудрецов; страсть – рождается среди корыстных; невежество – среди животных)
14.16-18 Деятельность в гунах (Результаты: благость – очищение; страсть – страдание; невежество – лишается разума)
↓ как возвыситься над гунами?
14.19-27 Возвышение над гунами (внутренние и внешние качества человека, вышедшего из-под гун; процесс – практика ЧПС; Кришна основа Брахмана)
- мам чай йо вйабхичарена (14.26)
- брахмано хи пратиштхахам (14.27)
14-я глава – описание мира обычным видением
15-я глава – описание мира глазами писаний
Я глава: «Пурушоттама-йога»
15.1-6 Перевернутое дерево баньяна (корни – авидйа, ствол – аханкара, ветви – формы жизни, кончики больших веток – органы чувств, побеги – объекты чувств, листья – ведические гимны; надо срубить дерево топором отрешенности; материальным зрением его не понять; как достичь духовного царства)
- нирмана-моха джита-санга-доша (15.5)
- на тад бхасайате сурйо (15.6)
↓ что будет с теми, кто не отрекся
15.7-11 Реинкарнация (живые существа борются с 6 чувствами, аналогия реинкарнации, как живые существа действуют, причина – нет знания)
- мамаивамшо джива-локе (15.7)
↓какая вера у тех, кто не обладает знанием
15.12-15 Кришна для людей без знания (как свет солнца, рост растений, огонь пищеварения; Кришна – источник знания, памяти и забвения, а также цель Вед)
- сарвасйа чахам хриди саннивишто (15.15)
Т.к. Кришна цель Вед → краткое изложение Вед↓
15.16-20 Тришлока Бхагавад-гиты и выводы (2 вида живых существ: непогрешимые и подверженные ошибкам; Господь выше их обоих; Веды славят Его как Верховную Личность Бога; кто уверен в этом - посвящает себя ЧПС)
15-я глава описала дерево баньяна. 16-я глава описывает его высшие и низшие ветви.
Я глава: «Божественные и демонические натуры»
16.1-6 Божественные и демонические качества (16.1-3 – божественные качества, 16.4 – демонические качества; бож.качества → освобождение, демон.качества → рабство)
16.7-18 Демоническая природа (отвергают шастры, собственные теории творения мира, мир возник из вожделения → греховная деятельность; цель жизни – наслаждения → запутываются и попадают в ад)
16.19-20 Отношение Кришны к демонам (низвергает в материальное существование, не могут приблизиться к Кришне)
↓ как вырваться из этого заколдованного круга?
16.21-24 Выбор души (3 врат в ад: вожделение, гнев, жадность → надо отречься → очищение → понять из шастр в чем состоит долг и исполнять →постепенный прогресс)
- йах шастра-видхим утсриджйа (16.23)
Случаи между полюсами «демон» и «преданный»:
Я глава: «Разновидности веры»
17.1-7 Гуны определяют характер веры (Поклонение: благость – полубогам, страсть – демонам, невежество – духам; определение демона 17.5-6)
17.8-10 Пища в гунах (благость – очищает сознание, страсть – болезни, невежество – гнилая)
17.11-13 Жертвоприношения в гунах (благость – из чувства долга, страсть – из корысти, невежество – в неправильном процессе)
17.14-19 Аскеза в гунах (благость – аскеза тела, ума и речи; страсть – из корысти, непостоянная, ради достижения цели, невежество – из желания причинить вред)
17.20-22 Благотворительность в гунах (благость – бескорыстная, страсть – с корыстью, невежество – неправильно сделанная)
↓ как выйти из-под влияния гун?
17.23-28 Одухотворение существования: ом тат сат (деятельность ради вечного Вишну возвышает сознание, человек становится вечным, его деятельность вечная, благо от нее вечно)
↓ как прийти к правильной деятельности через правильное знание