Предварительная работа

Начиная работать над программой, разработчику необходимо остановиться на следующих ключевых моментах:

Ø Проанализировать содержание предмета в рамках выбранного профиля.

Ø Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса, каковы функции этого курса (углубление, расширение, удовлетворение познавательных интересов, знакомство с основами профессиональной деятельности и т. д.).

Ø Определить основные мотивы выбора разрабатываемого курса: подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»; возможность успешной карьеры, продвижение на рынке труда; любопытство; поддержка изучения базовых курсов; профессиональная ориентация; интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Ø Определить содержание учебного курса с учетом отведенного для изучения времени. Например, на курс по выбору отводится 16 часов, значит, нужно определить объем его содержания так, чтобы он соответствовал этому времени.

Ø Продумать название курса, при этом следует помнить о том, что название курса должно быть привлекательным.

Ø Определить цель, т.е. образ желаемого будущего (результат). Цель должна быть конкретная, а не абстрактная, а также реалистичная (т.е. достигаться за запланированное время (не выходя за рамки программы элективного курса)) и диагностична.

Ø Определить основные виды деятельности учащихся (самостоятельная работа с источниками, проектная деятельность, исследовательская деятельность, реферирование, конспектирование), долю самостоятельности, творчества ученика при изучении элективного курса Необходимо помнить, что при ведении элективных курсов наиболее предпочтительными являются активные, развивающие формы работы (метод проектов, деловая игра, дискуссия, различные тренинги и т. д.).

Ø Продумать, какие образовательные продукты могут быть созданы учащимися в ходе освоения программы курса (проект, реферат, выступление, эссе, схема, глоссарий и т.д.).

Ø Выяснить возможность обеспечения курса учебными и другими вспомогательными материалами. Составить список литературы для учителя и учащихся.

Ø Продумать форму отчетности по итогам освоения курса (проект, сочинение и т.д.).

Ø Продумать систему оценивания. При этом важно помнить, что в предпрофильной подготовке должно произойти смещение акцента с того, что ребенок не умеет делать на то, что он знает и умеет.

Ø Определить критерии, позволяющие оценить успешность реализации программы.

4. Структурные элементы программы элективного курса.

1. Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

- название элективного курса;

- класс, на который рассчитана программа;

- ФИО, должность автора программы;

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы.

2. Пояснительная записка (ее еще называют объяснительной).

Пояснительная записка предшествует изложению основного содержания работы. По сути, это маленькое введение. Оно может быть кратким или развернутым. Это часть программы, как показывает опыт работы эксперта, вызывает наибольшие затруднения у разработчиков. Самая распространенная ошибка заключается в том, что автор-разработчик, составляя объяснительную записку, руководствуется лишь внешними требованиями (пересказывает содержание программы, перечисляет формы и методы работы и т.д.), в то время как именно в этой части программы необходимо обосновать ее роль в развитии личности, с учетом общих целей предпрофильной подготовки.

Каковы эти цели?

- Сформировать способность делать самостоятельный выбор и готовность нести ответственность за свой выбор.

- Способствовать самоопределению и повышению мотивации к собственной учебной деятельности.

- Способствовать выбору профиля обучения.

· Таким образом, в пояснительной записке необходимо обосновать актуальность, важность и значимость курса.

· Далее в пояснительной записке следует сформулировать цель как предполагаемый конечный результат его освоения и задачи (т.е. с помощью чего будет достигнута поставленная цель). В задачах не нужно использовать такие глаголы как: улучшать, усилить, сформировать. В элективном курсе задачи могут начинаться с таких глаголов как: заинтересовать, увлечь, способствовать, познакомить, активизировать и т.д.

· Желательно описать критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курсов.

· Дать описание структуры программы, ее особенностей.

· Указать соотношение часов теоретической и практической частей.

· Указать формы и методы обучения. Например: дифференцированное обучение, практические занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, активные методы дистанционного обучения.

· Указать применяемые при реализации программы курса образовательные технологии. В профильной школе приоритетными являются личностно-ориентированные образовательные технологии, в которых в полной мере реализуется субъектная, активная позиция ученика (не «меня учат», а «я учусь»). Указанные формы, методы и технологии должны отражаться в учебно-тематическом плане.

· Сформулировать ожидаемые результаты, которые необходимо соотнести с задачами. Можно соотнести с глаголами: иметь представление, знать, уметь, иметь опыт (владеть).

· Указать систему оценивания. Оценка должна мотивировать учащихся на успех.

Оценка мотивирует:

1. Когда учащийся уверен в ее объективности;

2. Знает, что нужно сделать, чтобы достигнуть более высоких показателей;

3. Когда ученик уверен, что ему окажут в этом помощь;

4. Когда понимает оценку как полезную для себя;

5. Уверен, в том, что для достижения высоких результатов, есть необходимые условия, т.е. места, где ему можно продемонстрировать свои возможности.

Система оценивания может быть безотметочная, но могут быть текущие баллы в рейтинге. Возможные варианты отметок:

· Прослушал курс

· Защищен реферат

· Разработан проект

· Выполнены творческие задания

 

Структура курса

(с указанием задач, которые необходимо достичь при работе над материалом каждого модуля).

Структура изложения материала – форма представления курса, отражающая целостность системы учебного материала, позволяющая показать его полноту и определяющая внутренние связи. Применительно к элективному курсу структура имеет двойственный характер: с одной стороны, она определяет логику построения материала курса в соответствии с современным научным знанием в определенной предметной области, с другой – зависит от личной позиции разработчика, от его понимания взаимосвязи материалов учебного курса. В ходе структурирования материала курса учитель глубже осознает логику организации материала, которой он придерживается, фиксирует её и получает возможность построить иную структуру.

Возможны следующие структуры изложения материала:

1. линейная: отдельные части учебного материала излагаются в непрерывной последовательности тесно связанных между собой звеньев, как правило, прорабатываемых за период обучения один раз. Данная структура изложения материала соответствует принципу культуросообразности, т.е. содержание строится в таком порядке, который сложился в культуре.

2. концентрическая: предполагает возвращение к изученным знаниям. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются.

3. cпиральная: не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

4. cмешанная: комбинация линейной, концентрической и спиральной структур.

 

При работе над структурой курса желательно учесть следующее:

- «распределить» пронумерованные предварительно задачи по модулям и проверить, насколько равномерно они распределились, не перегружен какой-либо из модулей, не остались ли «лишние» задачи (в этом случае необходимо изменить структуру или переформулировать и уточнить задачи);

- необходимо представлять в структуре только важные, основополагающие части курса, иначе переизбыток информации повлияет на целостность структуры;

- структура не должна подменяться перечнем большого количества тем курсов вместо характеристики взаимосвязи между задачами курса, содержанием и деятельностью обучающихся.

Содержание курса.

Перечень тем и их реферативное описание.

Дается полная, детальная характеристика каждой темы программы. Необходимо помнить, что содержание образования – это не только знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт познавательной деятельности, известных ее способов, творческая деятельность, опыт эмоционально-ценностных отношений. Освоение этих типов опыта позволяет сформулировать у учащихся способность к культуросообразным видам деятельности.

Кроме того, следует помнить, что отбор содержания курсов по выбору строится в соответствии:

- с содержанием базовых учебных предметов (если это программа предметно-ориентированных элективных курсов);

- с учетом индивидуальных запросов учащихся;

- с учетом общественного запроса;

- с учетом возможностей реализации программы.

Учебно-тематический план.

Название темы

 

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего Лекции Практика
             

Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях в ходе исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика могут быть: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, компьютерная программа, схема, модель, трактат, глоссарий и т.д.

Форма проведения: конференция, семинар, создание проекта, лекция, тренинг, ОДИ, просмотр видео фильма и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: