Тема 4. НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Система «Геострон»
Система «Геострон» (Geostron) позволяет контролировать перемещения и расход топлива транспортных средств, скоординировать их работу, пресечь несанкционированное использование служебных транспортных средств и слив топлива (система окупается за нескольких месяцев). Оперативная информация позволяет своевременно реагировать на любые нештатные ситуации (водитель сливает топливо, ездит по личным делам и др.) и эффективно управлять рабочим процессом.
Контролируемые транспортные средства оборудуются специальными навигационными устройствами — GPS-трекерами, подключаемые к внутренней цепи питания автомобиля. Принимая сигналы GPS/Глонасс спутников, трекер (или так называемый «автомобильный контроллер») определяет координаты, скорость и направление движения транспорта, а также регистрирует информацию с дополнительных датчиков (уровень топлива, обороты двигателя, температура и др.). Эти данные сохраняются в энергонезависимой памяти устройства. Связь трекера с сервером осуществляется по технологии GPRS. Программа, установленная на компьютер, подключается к серверу и получает информацию через интернет. Таким образом, можно следить за перемещением транспортных средств в режиме реального времени.
Мобильная связь
Для внесения корректив в план работы необходима связь с водителем, находящимся на маршруте, что может быть обеспечено при оснащении АТС аппаратурой, позволяющей водителям и диспетчерам в любой момент времени контактировать друг с другом для обмена информацией.
На основе средств мобильной связи возможно создание информационной системы-мониторинга для постоянного контроля работы автомобилей, позволяющей:
o определять местонахождение автомобиля в любой момент времени при движении по маршруту с передачей данных в диспетчерскую;
o немедленно передавать информацию в диспетчерскую о нарушении сохранности груза, а также о неисправностях автомобиля;
o поддерживать постоянную информационную связь водителя с диспетчерской, что позволит осуществлять оптимизацию перевозок, информирование водителей об изменениях маршрута, необходимости перевозки попутных грузов, обслуживании новых клиентов, предупреждение о дорожных условиях, возможных опасностях.
Радиосвязь
Для контакта между автомобилями в пути и управления процессами погрузочно-разгрузочными работами на терминалах может использоваться радиосвязь. Для радиосвязи используются портативные, автомобильные и стационарные радиостанции, которые различаются по используемому частотному диапазону, набору сервисных функций, степени защиты переговоров, числу каналов связи. Для переговоров могут использоваться как отдельные радиостанции, так и радиосети.
Область использования радиосвязи. Голосовая связь между АТС, движущимися по одному маршруту, на терминале; голосовая и компьютерная связь между АТС и с АТО на небольшой территории.
Зона действия радиосвязи. Дальность действия 10... 80 км в зависимости от оборудования; может быть расширена при наличии ретрансляторов и радиосетей.
Радиосети существенно расширяют как дальность связи за счет использования мощных стационарных антенн и ретрансляторов, так и сервисные возможности (различные режимы вызовов, коммутация со стационарными телефонными сетями).
Среди радиосетей наибольшие возможности имеют транкинговые системы. Их основное отличие — автоматическое распределение каналов в сети и высокая степень защищенности переговоров. Транкинговые системы используют как аналоговые, так и цифровые протоколы и могут быть организованы в рамках организации, или организация может стать абонентом коммерческой транкинговой радиосети (Рис.4.1.2.).
Зона охвата радиосвязью
Рис.4.1.2.