Как изменилась структура власти после принятия новой Конституции 1993г.? Каково значение в политической жизни общества новой Конституции?
Причины конфликта с Чечнёй?
Что нового появилось в отношениях РФ и США?
Создание новой российской государственности
Сохранение единства государства.Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 г. К лету этого года десятки субъектов Федерации — Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская и Тюменская области задерживали или вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет. Отдельные субъекты Федерации предлагали преобразовать ее в конфедерацию, другие выступали за реальный федерализм, т. е. четкое разделение сфер ответственности и полномочий центра и мест с учетом природно-климатических и социально-политических различий регионов.
В этих условиях правительство Российской Федерации проводило осторожную, хотя и непоследовательную национально-государственную политику.
Незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономии и демонстративно объявившие об отделении Чечни от России, не были разоружены, что впоследствии обернулось тяжелым кризисом в этом регионе. Продолжалось субсидирование из федерального бюджета республик, взявших курс на отделение от России. Лишь в конце октября 1992 г. после начала столкновений между осетинами и ингушами президент России впервые не исключил возможности использования силовых методов для защиты территориальной целостности страны и государственных интересов.
Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор. Подписанный 31 марта 1992г. большинством субъектов Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, договор разграничил в общих чертах полномочия общефедеральных органов и органов субъектов Федерации. Тем самым внутриполитическое напряжение в стране резко снизилось.
В соответствии с принятым решением президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции.
Выборы на многопартийной основе в России проходили впервые после почти 80-летнего перерыва. Они проводились в атмосфере напряженности в обществе, вызванной распадом СССР и октябрьским путчем, по этой причине избиратели продемонстрировали свое разочарование ходом радикальных реформ. В итоге ни одна из политических партий, поддерживавших курс президента, не набрала более 15% голосов от общего числа избирателей, в силу чего Государственная Дума изначально оказалась оппозиционной президенту. Наибольшее число мест в Госдуме получил «Выбор России» — 76, ЛДПР — 63, аграрии — 55, Компартия — 45 мест.
Конституция новой России.12 декабря вместе с выборами в Госдуму состоялся также и референдум по Конституции. Ее принятие явилось важнейшим шагом в демократическом обновлении России.
Конституция России 1993 г. положила конец идеологизации государственной власти, всей системе советского тоталитарного режима. Конституция впервые в истории российского государства утвердила основополагающий принцип современного парламентаризма — принцип разделения властей. Также впервые в соответствии с общепринятой мировой практикой законодательный орган был назван парламентом, его полномочия отделены от полномочий других государственных органов. Человек, его права и свободы (а не коллектива, класса, партии, как это было прежде) названы в Основном законе высшей ценностью.
К моменту принятия новой Конституции в России не оформились новые социальные группы и партии, не закончилось формирование политических и экономических структур нового общества. В силу этих причин новая российская Конституция несла в себе черты переходного периода, определенных компромиссов.
Первый парламент новой России (1993—1995).Новая российская Конституция изменила характер государственной власти, форму правления и принципы законодательной деятельности.
В отличие от бывшего Верховного Совета Государственная Дума изначально создавалась как исключительно профессиональный парламентский орган, где все избранные депутаты должны работать на постоянной основе. К ведению нижней палаты согласно Конституции были отнесены принятие законодательных актов, утверждение госбюджета и контроль за его исполнением, контроль за соблюдением прав человека, участие в формировании Правительства РФ.
Совет Федерации как верхняя палата парламента согласно Конституции РФ представляет и защищает интересы 89 субъектов Федерации. Поэтому главной его функцией является рассмотрение федеральных законов, принимаемых нижней палатой. Состав депутатского корпуса Госдумы первого созыва в основном отражал реальное соотношение сил и настроений в российском обществе. Ни одна из фракций в Думе не имела решающего перевеса. Из-за несовершенства конституционных норм и противодействия левых сил парламент созыва 1993 г. не добился особых успехов в законодательном деле.
Тем не менее российский парламент первого созыва выполнил свою главную функцию: он узаконил новую политическую и государственную систему.
Чеченский конфликт.В конце 1994 г. российское руководство предприняло попытку разрубить «чеченский узел». За эти три года с момента прихода к власти в республике национал-радикалов во главе с Д. Дудаевым Чечня превратилась в опасный источник сепаратизма на Северном Кавказе. Призывы Д. Дудаева к созданию «общего кавказского дома народов» вне России создавали реальную опасность повторного передела постсоветского пространства, угрожали целостности Российской Федерации. Чеченский сепаратизм грозил подорвать едва наметившееся согласие между центром и регионами.
Федеральные власти неоднократно пытались наладить диалог с режимом Д. Дудаева, но чеченские власти упорно не желали считать республику субъектом Российской Федерации. В ответ правительство России оказывало экономическое давление. Эта тактика принесла определенные плоды. «Независимая республика Ичкерия» находилась на грани социального взрыва. Однако разрозненность, неоднородность оппозиционных сил позволила Дудаеву легко разогнать в мае—июне 1993 г. парламент, конституционный суд, грозненское городское собрание, когда те потребовали ограничить его власть, провести расследование нефтяных махинаций.
Развязка наступила, когда 30 ноября 1994т. президент Б. Н. Ельцин издал Указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики», в соответствии с которым создавалась специальная группировка войск. 10 декабря 1994 г. войска Министерства обороны и МВД вошли на территорию Чеч-•ни. С самого начала боевые действия складывались для федеральных войск неудачно. Штурм Грозного в новогоднюю ночь, в результате которого погибли сотни российских военнослужащих, стал военной катастрофой. Неудачи российских войск объяснялись тем, что перед военными были поставлены задачи, не выполнимые военными средствами. Кроме того, разработка и материальное обеспечение операции были крайне неудовлетворительными. Неожиданностью для российских политиков и военных оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной армии. К началу событий чеченские вооруженные силы имели 13 тысяч человек, не считая наемников и добровольцев из других стран. Но самое главное, умело играя на национальных чувствах и изображая Россию врагом чеченского народа, Дудаеву удалось привлечь на свою сторону население Чечни, занимавшее ранее нейтральную позицию. Из обанкротившегося политика он превратился в национального героя. Большая часть населения Чечни восприняла ввод федеральных войск в 1994 г. как вторжение вражеской армии, стремящейся отнять у них свободу и независимость.
В итоге операция по восстановлению законности и сохранению целостности России обернулась для российского общества затяжной кровопролитной войной, сказавшейся на всех сторонах жизни, и прежде всего на экономике страны.