Практические занятия являются одним из видов занятий при изучении курса дисциплины и включают самостоятельную подготовку студентов по заранее предложенному плану темы, конспектирование предложенной литературы, составление схем, таблиц, работу со словарями, учебными пособиями, первоисточниками, написание эссе, подготовку докладов, решение задач и проблемных ситуаций.
Целью практических занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей.
Задачей практического занятия является формирование у студентов навыков самостоятельного мышления и публичного выступления при изучении темы, умения обобщать и анализировать фактический материал, сравнивать различные точки зрения, определять и аргументировать собственную позицию. Основой этого вида занятий является изучение первоисточников, повторение теоретического материала, решение проблемно-поисковых вопросов. В процессе подготовки к практическим занятиям студент учится:
|
|
1) самостоятельно работать с научной, учебной литературой, научными изданиями, справочниками;
2) находить, отбирать и обобщать, анализировать информацию;
3) выступать перед аудиторией;
4) рационально усваивать категориальный аппарат.
Самоподготовка к практическим занятиям включает такие виды деятельности как:
1) самостоятельная проработка конспекта лекции, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы;
2) конспектирование обязательной литературы; работа с первоисточниками (является основой для обмена мнениями, выявления непонятного);
3) выступления с докладами (работа над эссе и домашними заданиями и их защита);
4) подготовка к опросам и контрольным работам и экзамену.
Собранные сведения, источники по определенной теме могут служить основой для выступления с докладом на занятиях по дисциплине «Мировая экономика».
Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает сущность исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Различают устный и письменный доклад (по содержанию, близкий к реферату). Выступление с докладом выявляет умение работать с литературой; способность раскрыть сущность поставленной проблемы одногруппникам, ее актуальность; общую подготовку в рамках дисциплины.
Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные ориентиры работы над докладом, студент должен ответить на следующие вопросы:
ТЕМА → как это назвать?
ПРОБЛЕМА → что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
|
|
АКТУАЛЬНОСТЬ → почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ → что рассматривается?
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ → как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?
ЦЕЛЬ → какой результат, работающий над темой, намерен получить, каким он его видит?
ЗАДАЧИ → что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ → что не очевидно в объекте, что докладчик видит в нем такого, чего не замечают другие?
Отличительной чертой доклада является научный стиль речи. Основная цель научного стиля речи – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.
Этапы работы над докладом:
– подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата, рекомендуется использовать не менее 4–10 источников);
– составление библиографии;
– обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений;
– разработка плана доклада;
– написание;
– публичное выступление с результатами исследования.
Общая структура такого докладаможет быть следующей:
1) формулировка темы выступления;
2) актуальность темы (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам уделялось недостаточное внимание в данной теме, почему выбрана именно эта тема для изучения);
3) цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы выступления и может уточнять ее);
4) задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие);
5) методика проведения сбора материала (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов);
6) результаты. Краткое изложение новой информации, которую получил докладчик в процессе изучения темы. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым мыслям. Желательно продемонстрировать иллюстрированные книги, копии иллюстраций, схемы;
7) выводы. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. В заключении выводы должны быть пронумерованы, обычно их не более четырех.
При подготовке к сообщению (выступлению на занятии по какой-либо проблеме) необходимо самостоятельно подобрать литературу, важно использовать и рекомендуемую литературу, внимательно прочитать ее, обратив внимание на ключевые слова, выписав основные понятия, их определения, характеристики тех или иных явлений культуры. Следует самостоятельно составить план своего выступления, а при необходимости и записать весь текст доклада.
Если конспект будущего выступления оказывается слишком объемным, материала слишком много и сокращение его, казалось бы, невозможно, то необходимо, тренируясь, пересказать в устной форме отобранный материал. Неоценимую помощь в работе над докладом оказывают написанные на отдельных листах бумаги записи краткого плана ответа, а также записи имен, дат, названий, которыми можно воспользоваться во время выступления. В то же время недопустимым является безотрывное чтение текста доклада, поэтому необходимо к нему тщательно готовиться. В конце выступления обычно подводят итог, делают выводы.
Рекомендуемое время для выступления с сообщением на практическом занятии составляет 7-10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
Способы заинтересовать слушателей доклада:
1. Начать выступление:
– с проблемного или оригинального вопроса по теме выступления;
– с интересной цитаты по теме выступления;
– с конкретного примера из жизни, необычного факта;
– с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью;
|
|
– начать с истории, интересного случая;
2. Основное изложение:
– после неординарного начала должны следовать обоснование темы, её актуальность, а также научное положение – тезис;
– доклад допускает определенный экспромт (может полностью не совпадать с научной статьей), что привлекает слушателей;
– используйте образные сравнения, контрасты;
– помните об уместности приводимых образов, контрастов, сравнений и мере их использования;
– рассказывая, будьте конкретны;
3. Окончание выступления:
– кратко изложить основные мысли, которые были затронуты в докладе;
– процитировать что-нибудь по теме доклада;
– создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой.