Болезни нервной системы у новорожденных (перинатальные заболевания) обусловлены воздействием различных патологических факторов в предродовом периоде, во время родов и в первые дни жизни ребенка. Причиной их являются болезни матери, акушерская патология, особенно травма в родах. В результате у ребенка развивается ряд патологических состояний, наиболее частое из которых - гипоксия плода и асфиксия новорожденного.
Асфиксия новорожденного - кислородная недостаточность в родах - является одной из основных причин (40%) перинатальной смертности.
Клинически наблюдается длительное полубессознательное состояние — ребенок лежит с закрытыми глазами, страдальческим выражением лица, стонет, не реагирует на раздражения. Определяются ряд неврологических синдромов.
Нарушение функции черепных нервов - кровоизлияние в сетчатую оболочку глаза, косоглазие, анизокория, птоз, нистагм, смещение глазных яблок вниз (симптом «заходящего солнца»), асимметрия лица, бульбарные нарушения (угнетение функции сосания, глотания, фонации).
|
|
Нарушение мышечного тонуса. При мышечной гипотонии наблюдается «поза лягушонка». Высокий мышечный тонус может достигать степени ригидности, когда ручки и ножки приведены к туловищу или резко выпрямлены, а голова закинута назад. Это может сочетаться с общим беспокойством, тремором подбородка и рук, срыгиванием, рвотой, высокими рефлексами.
Судорожный синдром наблюдается у 50 % детей, родившихся в асфиксии. Он проявляется в виде приступов кивков, причмокиваний, подергиваний глазных яблок, спазмов взора, тремора рук, общих вздрагиваний.
Гидроцефальный синдром характеризуется увеличением размеров головы, родничков, расхождением черепных швов, выраженной венозной сетью на коже лба, висков, волосистой части головы.
Вегетативно-висцеральные нарушения проявляются расстройствами терморегуляции, сна, желудочно-кишечными дискинезиями, лабильностью функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Патология безусловных рефлексов. Для определения глубины поражения нервной системы необходима оценка врожденных рефлексов ребенка. К важнейшим из них относятся следующие:
Сосательный - ребенок делает ритмичные сосательные движения при помещении какого-либо предмета в рот.
Поисковый — при раздражении угла рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя.
Хоботковый - вытягивание губ в хоботок при ударе по губам.
Ладонно-подбородочный - при надавливании на ладони ребенок открывает рот, сгибает голову, плечи и предплечья.
Защитный - при положении на животе ребенок поворачивает голову, освобождая рот для дыхания.
|
|
Рефлекс ползания - ребенок начинает ползти, лежа на животе, если надавить на подошвы.
Рефлекс опоры и автоматической походки - поддерживаемый под мышки ребенок стоит на полной стопе и при наклоне вперед делает шаговые движения.
Хватательный рефлекс — ребенок сильно захватывает помещенные на ладони указательные пальцы врача.
Для детей с тяжелым поражением мозга характерны тонические рефлексы, к которым относятся: шейный симметричный рефлекс (сгибание рук и разгибание ног при Ц, опускании головы) и шейный асимметричный рефлекс (при повороте головы в сторону разгибание руки и ноги, к которым обращено лицо и сгибание противоположных - «поза фехтовальщика»).
Для уточнения диагноза применяют и специальные методы исследования: эхоэнцефалоскопия, краниография, ЭЭГ, компьютерная томография, люмбальная пункция.