Физическая культура – как часть культуры общества есть деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовныхценностей для физического совершенствования человека (Б.А. Ашмарин).
Физическая культура – это вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека к жизни, оптимизации его состояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов(С.П. Евсеев, 2005).
В энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Физическое воспитание – органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма человека».
Понятие «физическое воспитание» входит в общее понятие «воспитание» в его широком смысле. Это означает, что физическое воспитание, как и другие виды воспитания, есть педагогический по своей природе процесс со всеми присущими ему общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с педагогическими принципами и т. п.). Отличительные же особенности физического воспитания состоят, в основном, в том, что это процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. Соответственно, в физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (двигательных способностей и лежащих в их основе природных свойств организма) (Л.П. Матвеев, 1983).
Следующей формой физической культуры, удовлетворяющей потребности личности, является спорт.
В специальной научной терминологии различают узкое и широкое его значение. В узком смысле слова:
спорт –это игровая, соревновательная деятельность, связанная с сопоставлением физических и духовных сил человека, протекающая в форме состязаний и имеющая общественное признание.
В широком понимании:
спорт – общественное явление, которое охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические межличностные отношения в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом (Л.П. Матвеев, 1983).
Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психологическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях (Б.А. Ашмарин, 1990).
Относительно самостоятельной формой функционирования физической культуры, удовлетворяющей потребности людей в активном отдыхе, удовольствии от двигательной деятельности, общении, является физическая рекреация. Это особенно важно в настоящие время, в неблагоприятных экономических условиях жизни людей, потере или смешении ценностных ориентиров.
Физическая рекреация – использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности (Ю.Ф. Курамшин, 2003).
Физическое развитие – это закономерный процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни (В.П. Лукьяненко, 2003).
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:
· телосложения (длина и масса тела, осанка, объемы и форма отдельных частей тела…), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека;
· здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека;
· развития физических качеств.
Физическое развитие определяется:
· законами наследственности, возрастной ступенчатости –
вмешиваться в процесс физического развития с целью управления им можно только на основе учета индивидуальных особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды;
· единством организма и среды – зависимость от условий (социальных,
материальных, быта, труда, воспитания, питания…) жизни человека;
· биологическим законом упражняемости и законом единства форм
и функций – выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузки, согласно закону упражняемости, можно рассчитывать на определенные адаптационные перестройки в организме занимающихся. Подбирая упражнения и нагрузку, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Физическое упражнение – это основное и специфическое средство физического совершенствования человека, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося (Ю.Ф. Курамшин, 2003).
Физическое упражнение – это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям (Л.П. Матвеев, 1991; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).
Характеристика основных понятий ТФК («физическое образование», «физическая подготовка», «физическая подготовленность», «физическое совершенство», «двигательная реабилитация», «система физического воспитания»)
Образование в сфере физической культуры осуществляется в основном в трех аспектах:
· общее двигательное образование или базовое физкультурное
образование предполагает совершенствование природных, естественных и формирование новых двигательных навыков, развитие физических качеств на оптимальном для жизнедеятельности человека уровне. Оно сопряжено с освоением минимума знаний, достаточного для повседневной жизни, укрепления здоровья человека, развития его физических способностей;
· профессионально – прикладное физкультурное образование
направлено на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность. В содержание этого аспекта включаются средства и методы укрепления здоровья, противодействия неблагоприятным воздействиям условий и характера труда;
· образование, целью которого является овладение знаниями
для раскрытия биологических резервов и адаптационных возможностей человека на субпредельных и предельных уровнях двигательной деятельности. Это наиболее сложный аспект образовательной программы, который имеет направленность не только на овладение знаниями, но и на решение «сверхзадач» в двигательной деятельности человека, в которой проявление его предельных физических качеств и двигательных навыков возможно лишь при условии проявления интеллекта, воли, всех его психических качеств на высочайшем, зачастую предельном человеческом уровне.
Потребности в ускоренном и наиболее эффективном лечении травм удовлетворяет двигательная реабилитация, которая является следующей формой физической культуры.
Двигательная реабилитация – целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий (Ю.Ф. Курамшин, 2003).
Процесс физического развития человека следует рассматривать как управляемый процесс, обусловленный, однако, природной основой (наследственностью). Объектами управления являются социальные факторы и управление физическим развитием человека в рамках физического воспитания. Целью управления физическим развитием человека является достижение гармонически и всесторонне развитой личности – физического совершенства.
Физическое совершенство – идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Физическое совершенство – это высшая степень гармонического физического развития и всесторонней двигательной подготовленности человека.
Эту высшую степень физической подготовленности человека характеризуют следующие показатели:
· состояние здоровья (т.е. нормального функционированиявсех органов и систем человека), обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным условиям жизни, быта, труда. Так как здоровье – это, прежде всего, «состояние биологической нормы», обеспечивающее способность человека к полноценной общественно полезной деятельности;
· высокий уровеньобщей и специальной физической работоспособности;
· пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие аномалий и диспропорций;
· высокий уровень развития физических качеств;
· владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, способность быстро осваивать новые двигательные действия;
· физкультурная образованность – овладение богатым запасом специальных знаний, умений и навыками с целью эффективного использования их в спорте, труде, жизни.
Физическая подготовка – это одна из разновидностей физического воспитания, имеющая выраженную прикладную направленность, содержанием которой является целенаправленное освоение движений и развитие физических способностей применительно к определенному виду деятельности (В.П. Лукьяненко, 2003).
Физическая подготовка – часть или раздел физического воспитания (неспециального физкультурного образования): процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (например, физическая подготовка летчика, монтажника и т. п.).
Различают общую физическую подготовку (ОФП), которая осуществляется в процессе физического воспитания, и специальную физическую подготовку (СФП) к конкретному виду деятельности, которая осуществляется в процессе специализированных занятий.
ОФП –направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности, как предпосылок успеха в различных видах деятельности.
СФП – специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта…), предъявляющей специальные требования к двигательным способностям человека.
Результатом физической подготовки является «физическая подготовленность», отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности.
Физическая подготовленность – это состояние организма, достигнутое в результате физической подготовки.
Система физического воспитания – это сложившийся в конкретном обществе тип социальной практики, специфической функцией которого является организация и управление деятельностью по физическому совершенствованию людей (В.П.Лукьяненко, 2003).