Класс
История Отечества
Тема урока: Сплошная коллективизация
Добрый день, ребята.
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Одним из центральных событий СССР в 30-е гг. явилось противостояние крестьянства и большевистской власти. Большевики пришли к власти в стране, где большинство населения составляли крестьяне. Перед ними стала неотложная задача: полностью подчинить своим целям и задачам крестьянство, так как его свободное развитие, самостоятельная хозяйственная деятельность исключали в принципе главные ценности новой власти, которая базировалась на строгой централизации и коллективной собственности.
На проведение сплошной коллективизации большевики решились отнюдь не сразу.
Предлагаю самостоятельно изучить смысловую нагрузку понятий «Кооперация» и «Коллективизация» и сравнить их социальную направленность.
Ответьте вопрос: «В чем заключается коренное отличие кооперации от коллективизации?».* (в тетрадь)
1917-1920 гг. – возникли первые небольшие коллективные хозяйства.
|
|
Во время поездки И. В. Сталина в Сибирь прозвучали его предложения по ускорению темпов коллективизации, которые носили директивный характер. Они сводились к следующему: потребовать от кулаков немедленной сдачи всех излишков хлеба по государственным ценам; в случае отказа кулаков подчиниться, привлекать их к судебной ответственности и конфисковать хлебные излишки в пользу государства с тем, чтобы 25% конфискованного хлеба было распреде-лено среди крестьян-доносчиков.
Январь 1928 г. – инспекторская проверка И. В. Сталина в Сибирь по вопросу хлебозаготовок.
3 ноября 1929 г. – вышла в свет статья И. В. Сталина «Год великого перелома».
Выдержка из статьи И. В. Сталина «Год великого перелома»:
«III. В области строительства сельского хозяйства.
Наконец, о третьем достижении партии за истекший год, органически связанном с двумя первыми достижениями. Речь идет о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооруженным сотнями тракторов и комбайнов.
Достижение партии состоит здесь в том, что нам удалось повернуть основные массы крестьянства в целом ряде районов от старого, капиталистического пути развития, от которого выигрывает лишь кучка богатеев-капиталистов, а громадное большинство крестьян вынуждено разоряться и прозябать в нищете, - к новому, социалистическому пути развития, который вытесняет богатеев-капиталистов, а середняков и бедноту перевооружает по-новому, вооружает новыми орудиями, вооружает тракторами и сельскохозяйственными машинами, для того, чтобы им выбраться из нищеты и кулацкой кабалы на широкий путь товарищеской, коллективной обработки земли».
|
|
5 января 1930 г. – опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О темпах коллективизации и о мерах помощи государства колхозному строительству».
Коллективизацию планировалось закончить осенью 1931 г. или весной 1932 г. Всеобщая коллективизация была задумана как коммунизация с образованием хозяйств максимального уровня обобществления, то есть, обобществлялись коровы, мелкий скот, птица. Такая практика встретила резкое сопротивление крестьянства.
И. В. Сталин признал целесообразным временно отступить.
14 марта 1930 г. – опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении».
Местным партийным организациям предлагалось отказаться от административного давления на крестьян с целью образования колхозов.
Но с 1930 г. объемы продукции сельского хозяйства, поставляемые государству, резко снизилось отсутствие материальной заинтересованности в развитии общественного производства вынуждало колхозников имитировать труд, а не работать по-настоящему.
Производительные силы сельского хозяйства все больше деградировали. Чтобы сделать коллективизацию реальной, было решено уничтожить наиболее зажиточную и экономически самостоятельную прослойку крестьянства-кулачества (как ее называли власти).
Порядок раскулачивания разработала специальная комиссия во главе с В. М. Молотовым. Результатом ее работы стало постановление ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г.
30 января 1930 г. – постановление ЦК ВКП(б) «О мерах в деле ликвидации кулаческих хозяйств в районах сплошной коллективизации».
Владельцы кулаческих хозяйств, которые подлежали ликвидации, делились на три категории:
первая – участники антисоветских выступлений и организаторы «террористических актов, они подлежали изоляции в тюрьмах и лагерях;
вторая – те, кто оказывал меньшее сопротивление коллективизации; их выселяли в северные районы страны;
третья – те, кто не оказывал сопротивления; им давали участки земли вне колхозов.* (в тетрадь)
1 февраля 1930 г. – постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах по укреплению социалистической перестройки сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством».
Борьбе с кулачеством стремились придать форму законности.
Формируя представление о насильственном характере проведения коллективизации в СССР учащимся предлагается прослушать выдержку из «Открытого письма Сталину» Ф. Ф. Раскольни-кова:
«…Вы отняли у колхозных крестьян всякий стимул к работе. Под видом борьбы с «разбазариванием колхозной земли» вы разоряете приусадебные участки, чтобы заставить крестьян работать на колхозных полях. Организатор голода, грубостью и жестокостью неразборчивых методов, отличающих вашу тактику, вы сделали все, чтобы дискредитировать в глазах крестьян ленинскую идею коллективизации».
На следующем этапе целесообразно применить методику «Дистанционный диктант» (Дэвид Каттерик). Учащиеся делятся на три команды по принципу счета, к примеру, герои басни И. А. Крылова лебедь, рак и щука; герои древнерусских былин Илья Муромец, Добрыня Никитич; Алеша Попович и т. д. Командам выдаются линованные листы. Листы текстов «Дистанционного диктанта» скотчем прикрепляются к стене класса как можно далее от команды, которой они соответствуют. Каждый из членов команды становится «гонцом». Он подходит к тексту (сколько угодно раз), читает его, запоминает, возвращается к команде, диктует свою часть текста товарищам, которая записывается на линованном листе. Побеждает та команда, которая первая завершает диктант и не сделает ошибок (или сделает их меньше других команд). После воспроизведения текста диктанта на линованных листах он воспроизводится одним из членов команды вслух.
|
|
При выполнении этого задания развивается зрительная память, тренируются орфографиче-ская зоркость и наблюдательность учащегося.