Блоки знаний.
Человечество – мощный фактор, изменяющий природу.
Состояние основных компонентов природы области и проблемы, связанные с их
использованием.
Формы и методы охраны природы.
Особенности антропогенных ландшафтов.
Необходимость комплексной охраны природы области.
Влияние на человека загрязнений окружающей среды, проблемы здоровья человека.
Теоретические сведения
В 1868 году немецкий ученый биолог и эволюционист Э. Геккель заложил основы нового направления в биологической науке – экологии. Наука рассматривает вопросы взаимодействия живых организмов в биосфере, круговорот вещества в природе, место географической оболочки, рациональные способы природопользования и пути охраны окружающей среды. Сейчас экономическое и социальное развитие любой территории связано с состоянием природной среды и уровнем использования ее природного потенциала Под охраной природы принято понимать систему мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту среды от загрязнений и разрушений в интересах удовлетворения потребностей людей. В Тверской области сложилась развитая сеть контроля за состоянием окружающей среды. В 1987 году был создан Государственный комитет по охране природы. В области имеются областной, городские и районные его подразделения. Образована экологическая прокуратура. Охарактеризуем состояние компонентов природы Верхневолжья. В атмосферу области в конце прошлого века поступало около 140 тысяч тонн промышленных загрязняющих веществ. В наибольших количествах поступали окиси углерода и азота, углекислый газ, сернистый ангидрит, сероводород, углеводороды, пылеватые частицы. Важным источником загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Поступающие в атмосферу загрязнители разносятся ветром по всей области, при этом вблизи крупных городов уровень загрязнений намного выше. Водные ресурсы области используются как местным населением, так и соседней Московской областью. Потребности в воде постоянно растут, а качество зачастую ухудшается. Источниками загрязнения вод являются города, промышленные и транспортные объекты, животноводческие фермы, удобрения и средства защиты растений, смываемые с полей. В городах не строятся сооружения доочистки, очистные сооружения, ливневые канализации. В водоохранных и прибрежных полосах водоемов усиливается хозяйственная деятельность человека, что приводит к размыву прибрежных полос, разрушению почв, заиливанию русла рек, повышению концентрации в воде азота, фосфора, органических соединений. Вызывает серьезное опасение состояние недр, почв и земель нашей области. Многие сельскохозяйственные земли подвержены эрозии. Имеет место и прямое уничтожение почв в результате добычи полезных ископаемых, затопления водохранилищами, некачественного проведения мелиоративных работ. Крупной экологической проблемой является изъятие земель и их загрязнение бытовыми и промышленными отходами. Только в Твери объем отходов за год более 1 млн м3. Леса занимают в области около половины ее территории. Ежегодно объем заготовок леса растет огромными темпами, что негативно сказывается на лесных богатствах области, так как лесовосстановление идет очень медленными темпами. В результате осушения и массового туризма резко сокращается число водных растений. В Красную книгу занесены 9 видов растений: северные орхидеи, венерин башмачок, ятрышник шлемоносный, пыльцеголовник длиннолистный, пыльцеголовник красный, надбородник безлистный, лобелия Дортмана, лунник оживающий, водяной орех чилим. 23 вида растений
занесены в Красную книгу области, среди них – ландыш майский, кувшинка белоснежная, кубышка желтая, гвоздика пышная, купальница европейская и другие.
Некоторые проблемы вызывают в последнее время повышенное внимание у населения, ученых, руководства области. Во-первых, это пресс на природу Калининской АЭС, вопрос о строительстве Ржевского водохранилища, которое временно приостановлено, безопасность истока Волги и региона озера Селигер, неконтролируемая вырубка лесов, сохранность малых рек и неудовлетворительное состояние водохранилищ. Постепенно в области складывалась сеть природоохранных территорий. В Нелидовском районе расположен Центральный лесной биосферный государственный заповедник, в котором изучают биоценозы южной тайги. В Конаковском и Калининском районах находится Завидовское заповедно-охотничье хозяйство, специализирующееся на акклиматизации копытных животных. В области 24 государственных охотничьих заказника, 11 уникальных природных заказников,167 охраняемых болот и 236 памятников природы: старинные парки – 68, аллеи – 36, озера- 20, истоки рек и родников – 18, места обитания животных и растений – 20, геологические объекты – 11, природные комплексы – 63.
9.3 Отработка учебного материала.
А) Знаете ли вы?
- Что является основными источниками загрязнения природы в нашей области?
- Почему в последнее время вопросам охраны природы уделяют много внимания?
- Как сказывается разработка карьеров на состояние окружающей среды?
- В чем причины потери плодородия почв
- Какие последствия несет мелиорация торфяных массивов?
- Какие заповедники есть в области?
- Какие виды растений и животных занесены в Красную книгу?
- Что такое рекультивация земель и как ее осуществлять?
- Какие региональные проблемы охраны природы можно выделить?
- Что принято понимать под охраной природы?
б) Умеете ли вы?
- Определить состояние водоема, чистоты воды на основании его обитателей?
- Выделить районы:
с наиболее загрязненным воздухом;
по степени загрязненности вод;
с РАЗРАБОТКОЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ;
с наиболее загрязненной атмосферой.
- Пользуясь дополнительной литературой, написать реферат о проблемах загрязнения
природы в нашей местности.
- Определить источник загрязнения реки, воздуха, почв?
в) Примите участие в дискуссии:
- Как строительство АЭС отразилось на состоянии природы?
- «Город – это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней.«Согласны ли вы с этим утверждением?
г) Обсудите проблемы:
- В каком направлении должно изменяться природоохранное сознание людей, чтобы сохранить природу с оптимальной средой обитания?
д) Подготовьте реферат:
- Природные памятники Тверской области.
е) Прочитайте:
- Экологический словарь. С-Пб: Печатный двор. 1994.
ж) Практические работы:
- Составьте таблицу редких и исчезающих растений и животных области.
НАЗВАНИЕ | КАТЕГОРИЯ ОХРАНЯЕМОСТИ | ПРИЧИНЫ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ | МЕСТО ОБИТАНИЯ | МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ |
- Определите чистоту реки Волги в районе школы.
- Составьте таблицу: Оценка природных условий области для человека.
НАЗВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ | ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФА | ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ | ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА | ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ | ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ | ВЫВОД: УСЛОВИЯ РАБОТЫ |
- РАЗРАБОТАЙТЕ ПРОЕКТ РЕКУЛЬТИВАЦИИ КАРЬЕРНОЙ ВЫРАБОТКИ.
- РАЗРАБОТАЙТЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЧИСТКЕ МАЛЫХ РЕК.
САМООЦЕНКА.
А) БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ:
- Какие формы охраны природы вам известны?
- С какой целью создаются объездные дороги вокруг городов?
- Почему нельзя вести интенсивную заготовку древесины в области?
-Какие животные и растения находятся в области на грани исчезновения?
- Чем заповедники отличаются от заказников?
- Какие экологические проблемы наиболее обострены в области?
- Какие последствия загрязнения атмосферы наблюдаются в области?
- Почему нельзя собирать грибы вдоль автомобильных трасс?
Б) ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ:
- Что вы понимаете под «оптимизацией» природопользования?
- Почему искусственное поддержание плодородия является опасным для почвы?
- Какие города – самые загрязненные в области?
- В чем отличие экологии от охраны природы?
- Какие профессиональные заболевания характерны для нашей области?
-Что включает в себя мониторинг окружающей среды?
-Дайте характеристику степени антропогенизации области.
- Какие меры по охране воздуха (воды, растительности, животных, почв) вы можете предложить?
- Предложите меры для повышения плодородия почв в Ржевском районе.
-Составьте прогноз экологической обстановки в области на 2050 год.
9.5 ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
КРОМСАЕМ ЛЕД,
МЕНЯЕМ РЕК ТЕЧЕНЬЕ,
ТВЕРДИМ О ТОМ, ЧТО ДЕЛ НЕВПРОВОРОТ.......
НО МЫ ЕЩЕ ПРИДЕМ
ПРОСИТЬ ПРОЩЕНЬЯ
У ЭТИХ РЕК
БАРХАНОВ
И БОЛОТ.
У САМОГО ГИГАНТСКОГО ВОСХОДА
У САМОГО МЕЛЬЧАЙШЕГО МАЛЬКА......
ПОКА ОБ ЭТОМ
ДУМАТЬ НЕОХОТА,
СЕЙЧАС НАМ НЕ ДО ЭТОГО
ПОКА.
АЭРОДРОМЫ,
ПИРСЫ
И ПЕРРОНЫ,
ЛЕСА БЕЗ ПТИЦ,
И ЗЕМЛИ БЕЗ ВОДЫ.....
ВСЕ МЕНЬШЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ.
ВСЕ БОЛЬШЕ -
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ГЕОГРАФИИ
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Цветкова Л.В.
Учитель географии
МОУ «СОШ № 3»
Г. Ржева Тверской области
2009 год