ТЕМА 9. Современное состояние природы и ее охрана

 

Блоки знаний.

 

Человечество – мощный фактор, изменяющий природу.

Состояние основных компонентов природы области и проблемы, связанные с их

использованием.

Формы и методы охраны природы.

Особенности антропогенных ландшафтов.

Необходимость комплексной охраны природы области.

Влияние на человека загрязнений окружающей среды, проблемы здоровья человека.

 

Теоретические сведения

 

     В 1868 году немецкий ученый биолог и эволюционист Э. Геккель заложил основы нового направления в биологической науке – экологии. Наука рассматривает вопросы взаимодействия живых организмов в биосфере, круговорот вещества в природе, место географической оболочки, рациональные способы природопользования и пути охраны окружающей среды. Сейчас экономическое и социальное развитие любой территории связано с состоянием природной среды и уровнем использования ее природного потенциала Под охраной природы принято понимать систему мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту среды от загрязнений и разрушений в интересах удовлетворения потребностей людей. В Тверской области сложилась развитая сеть контроля за состоянием окружающей среды. В 1987 году был создан Государственный комитет по охране природы. В области имеются областной, городские и районные его подразделения. Образована экологическая прокуратура. Охарактеризуем состояние компонентов природы Верхневолжья. В атмосферу области в конце прошлого века поступало около 140 тысяч тонн промышленных загрязняющих веществ. В наибольших количествах поступали окиси углерода и азота, углекислый газ, сернистый ангидрит, сероводород, углеводороды, пылеватые частицы. Важным источником загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Поступающие в атмосферу загрязнители разносятся ветром по всей области, при этом вблизи крупных городов уровень загрязнений намного выше. Водные ресурсы области используются как местным населением, так и соседней Московской областью. Потребности в воде постоянно растут, а качество зачастую ухудшается. Источниками загрязнения вод являются города, промышленные и транспортные объекты, животноводческие фермы, удобрения и средства защиты растений, смываемые с полей. В городах не строятся сооружения доочистки, очистные сооружения, ливневые канализации. В водоохранных и прибрежных полосах водоемов усиливается хозяйственная деятельность человека, что приводит к размыву прибрежных полос, разрушению почв, заиливанию русла рек, повышению концентрации в воде азота, фосфора, органических соединений. Вызывает серьезное опасение состояние недр, почв и земель нашей области. Многие сельскохозяйственные земли подвержены эрозии. Имеет место и прямое уничтожение почв в результате добычи полезных ископаемых, затопления водохранилищами, некачественного проведения мелиоративных работ. Крупной экологической проблемой является изъятие земель и их загрязнение бытовыми и промышленными отходами. Только в Твери объем отходов за год более 1 млн м3. Леса занимают в области около половины ее территории. Ежегодно объем заготовок леса растет огромными темпами, что негативно сказывается на лесных богатствах области, так как лесовосстановление идет очень медленными темпами. В результате осушения и массового туризма резко сокращается число водных растений. В Красную книгу занесены 9 видов растений: северные орхидеи, венерин башмачок, ятрышник шлемоносный, пыльцеголовник длиннолистный, пыльцеголовник красный, надбородник безлистный, лобелия Дортмана, лунник оживающий, водяной орех чилим. 23 вида растений   

 занесены в Красную книгу области, среди них – ландыш майский, кувшинка белоснежная, кубышка желтая, гвоздика пышная, купальница европейская и другие.

        Некоторые проблемы вызывают в последнее время повышенное внимание у населения, ученых, руководства области. Во-первых, это пресс на природу Калининской АЭС, вопрос о строительстве Ржевского водохранилища, которое временно приостановлено, безопасность истока Волги и региона озера Селигер, неконтролируемая вырубка лесов, сохранность малых рек и неудовлетворительное состояние водохранилищ. Постепенно в области складывалась сеть природоохранных территорий. В Нелидовском районе расположен Центральный лесной биосферный государственный заповедник, в котором изучают биоценозы южной тайги. В Конаковском и Калининском районах находится Завидовское заповедно-охотничье хозяйство, специализирующееся на акклиматизации копытных животных. В области 24 государственных охотничьих заказника, 11 уникальных природных заказников,167 охраняемых болот и 236 памятников природы: старинные парки – 68, аллеи – 36, озера- 20, истоки рек и родников – 18, места обитания животных и растений – 20, геологические объекты – 11, природные комплексы – 63.

          9.3 Отработка учебного материала.

А) Знаете ли вы?

- Что является основными источниками загрязнения природы в нашей области?

- Почему в последнее время вопросам охраны природы уделяют много внимания?

- Как сказывается разработка карьеров на состояние окружающей среды?

- В чем причины потери плодородия почв

- Какие последствия несет мелиорация торфяных массивов?

- Какие заповедники есть в области?

- Какие виды растений и животных занесены в Красную книгу?

- Что такое рекультивация земель и как ее осуществлять?

- Какие региональные проблемы охраны природы можно выделить?

- Что принято понимать под охраной природы?

 

 б) Умеете ли вы?

- Определить состояние водоема, чистоты воды на основании его обитателей?

- Выделить районы:

с наиболее загрязненным воздухом;

по степени загрязненности вод;    

с РАЗРАБОТКОЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ;    

с наиболее загрязненной атмосферой.

- Пользуясь дополнительной литературой, написать реферат о проблемах загрязнения

природы в нашей местности.

- Определить источник загрязнения реки, воздуха, почв?

 

в) Примите участие в дискуссии:

- Как строительство АЭС отразилось на состоянии природы?

- «Город – это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней.«Согласны ли вы с этим утверждением?

г) Обсудите проблемы:

- В каком направлении должно изменяться природоохранное сознание людей, чтобы сохранить природу с оптимальной средой обитания?

д) Подготовьте реферат:

- Природные памятники Тверской области.

е) Прочитайте:

- Экологический словарь. С-Пб: Печатный двор. 1994.

ж) Практические работы:

- Составьте таблицу редких и исчезающих растений и животных области.

НАЗВАНИЕ КАТЕГОРИЯ ОХРАНЯЕМОСТИ ПРИЧИНЫ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ МЕСТО ОБИТАНИЯ  МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ
         

 

- Определите чистоту реки Волги в районе школы.

- Составьте таблицу: Оценка природных условий области для человека.

НАЗВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФА ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ВЫВОД: УСЛОВИЯ РАБОТЫ
             

 

- РАЗРАБОТАЙТЕ ПРОЕКТ РЕКУЛЬТИВАЦИИ КАРЬЕРНОЙ ВЫРАБОТКИ.

- РАЗРАБОТАЙТЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЧИСТКЕ МАЛЫХ РЕК.

               

 

САМООЦЕНКА.

А) БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ:

- Какие формы охраны природы вам известны?

- С какой целью создаются объездные дороги вокруг городов?

- Почему нельзя вести интенсивную заготовку древесины в области?

-Какие животные и растения находятся в области на грани исчезновения?

- Чем заповедники отличаются от заказников?

- Какие экологические проблемы наиболее обострены в области?

- Какие последствия загрязнения атмосферы наблюдаются в области?

- Почему нельзя собирать грибы вдоль автомобильных трасс?

Б) ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ:

- Что вы понимаете под «оптимизацией» природопользования?

- Почему искусственное поддержание плодородия является опасным для почвы?

- Какие города – самые загрязненные в области?

- В чем отличие экологии от охраны природы?

- Какие профессиональные заболевания характерны для нашей области?

   -Что включает в себя мониторинг окружающей среды?

-Дайте характеристику степени антропогенизации области.

- Какие меры по охране воздуха (воды, растительности, животных, почв) вы можете предложить?

- Предложите меры для повышения плодородия почв в Ржевском районе.

-Составьте прогноз экологической обстановки в области на 2050 год.

 

 

   

9.5       ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

 

КРОМСАЕМ ЛЕД,

МЕНЯЕМ РЕК ТЕЧЕНЬЕ,

ТВЕРДИМ О ТОМ, ЧТО ДЕЛ НЕВПРОВОРОТ.......

НО МЫ ЕЩЕ ПРИДЕМ

                      ПРОСИТЬ ПРОЩЕНЬЯ

У ЭТИХ РЕК

БАРХАНОВ

И БОЛОТ.

У САМОГО ГИГАНТСКОГО ВОСХОДА

У САМОГО МЕЛЬЧАЙШЕГО МАЛЬКА......

ПОКА ОБ ЭТОМ

ДУМАТЬ НЕОХОТА,

СЕЙЧАС НАМ НЕ ДО ЭТОГО

ПОКА.

АЭРОДРОМЫ,

ПИРСЫ

И ПЕРРОНЫ,

ЛЕСА БЕЗ ПТИЦ,

И ЗЕМЛИ БЕЗ ВОДЫ.....

ВСЕ МЕНЬШЕ

        ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ.

ВСЕ БОЛЬШЕ -

        ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

                                               Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ.   

 

                   УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

                ПО ГЕОГРАФИИ

         ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                                    Цветкова Л.В.

                                                                                    Учитель географии

                                                                                     МОУ «СОШ № 3»

                                                                                     Г. Ржева Тверской области

                                                    2009 год 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: