Задания 18. Определение структуры объекта
1. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1 | Группа 2 |
Соя | Папоротник |
Рябина | Мох |
Сосна | Хвощ |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) наличие вегетативных органов
2) наличие семян
3) местообитание
4) источник питания
Пояснение.
В первой группе — семенные растения; во второй группе — споровые. В основу разделение положено «наличие семян».
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
2. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1 | Группа 2 |
Сосна | Ель |
Берёза | Ветреница |
Одуванчик | Копытень |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) источник питания
2) способ размножения
3) требования к освещённости
4) строение цветка
Пояснение.
Группа 1 — светолюбивые растения; группа 2 — тенелюбивые растения.
|
|
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
3. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1 | Группа 2 |
Кактус | Рогоз |
Ковыль | Папоротник |
Алоэ | Стрелолист |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) потребность в воде
2) строение цветка
3) способ размножения
4) жизненная форма
Пояснение.
Группа 1: растут в местах с недостаточным увлажнением и имеют приспособления, позволяющие добывать воду при ее недостатке, ограничивать испарение воды или запасать ее на время засухи (ксерофиты). Группа 2: растения, живущие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах (гигрофиты).
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
4. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1 | Группа 2 |
Хламидомонада | Кукушкин лён |
Улотрикс | Хвощ полевой |
Ламинария | Ряска |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) способ питания растений
2) деление тела на части
3) источник питания для человека
4) среда обитания
Пояснение.
Группа 1 — водоросли, тело-слоевище; группа 2 — высшие растения, тело делится на органы.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
5. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:
Группа 1 | Группа 2 |
Кролик | Лягушка |
Жираф | Паук |
Слон | Лев |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) источник питания
|
|
2) способ размножения
3) характер передвижения
4) органы кровообращения
Пояснение.
Группа 1 — растительноядные (консументы 1 порядка); группа 2 — плотоядные (консументы 2 и 3 порядка).
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
6. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:
Группа 1 | Группа 2 |
Корова | Крокодил |
Собака | Слон |
Овца | Лев |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) характер передвижения
2) покров тела
3) одомашнивание
4) источник питания
Пояснение.
Группа 1 — домашние животные; группа 2 — дикие животные.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
7. Изучите таблицу, в которой приведены две группы птиц:
Группа 1 | Группа 2 |
Дятел | Кряква |
Рябчик | Цапля |
Тетерев | Выпь |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) условия обитания
2) размер клюва
3) способность плавать
4) источник питания
Пояснение.
Группа 1 — птицы леса; группа 2 — птицы болот и побережий.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
8. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Майский жук | Трахеи |
Гадюка обыкновенная | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) трахеи
2) жабры
3) лёгкие
4) кожа
Пояснение.
Связь между двумя столбцами: организм (целое) — орган дыхания (часть); майский жук — орган дыхания — трахеи; гадюка — орган дыхания — легкие.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
9. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Функция |
АТФ | ... |
Гемоглобин | Транспорт газа |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) клеточный иммунитет
2) хранение информации
3) размножение
4) накопление энергии
Пояснение.
Гемоглобин — функция — транспорт газа; АТФ — накопление энергии.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
10. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Функция |
Пепсин | Расщепление белков |
... | Транспорт газа |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) гемоглобин
2) амилаза
3) хлорофилл
4) хитин
Пояснение.
Пепсин — расщепление белков; гемоглобин — функция — транспорт газа.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
11. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
тРНК | Перенос аминокислот к месту сборки |
иРНК | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) обеспечение клеток энергией
2) образование рибосом в клетке
3) перенос информации к рибосомам
4) регуляция роста и деления клеток.
Пояснение.
Связь между столбцами: молекула РНК — функция в процессе биосинтеза; тРНК — функция — перенос аминокислот к месту сборки; иРНК — перенос информации к рибосомам.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
12. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
... | Перенос аминокислот к месту сборки |
иРНК | Перенос информации к рибосомам |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) ДНК
2) ЭПС
3) АТФ
4) тРНК
Пояснение.
Связь между столбцами: молекула РНК — функция в процессе биосинтеза; тРНК — функция — перенос аминокислот к месту сборки; иРНК — перенос информации к рибосомам.
|
|
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
13. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
... | Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс |
Рабочий орган | Непосредственное выполнение команды |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) чувствительный нейрон
2) двигательный нейрон
3) нервный центр
4) рецептор
Пояснение.
Связь между столбцами: часть рефлекторной дуги (объект) — процесс. Рабочий орган — непосредственное выполнение команды; рецептор — преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
14. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
Рецептор | ... |
Чувствительный нейрон | Проведение нервного импульса в ЦНС |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) обработка поступающей информации
2) преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс
3) проведение нервного импульса от ЦНС
4) непосредственное выполнение команды
Пояснение.
Связь между столбцами: часть рефлекторной дуги (объект) — процесс. Рецептор — преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс; чувствительный нейрон — проведение нервного импульса в ЦНС.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
15. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
Рецептор | Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс |
Чувствительный нейрон | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) проведение нервного импульса в ЦНС
2) обработка поступающей информации
3) непосредственное выполнение команды
4) проведение нервного импульса от ЦНС
Пояснение.
Связь между столбцами: часть рефлекторной дуги (объект) — процесс. Рецептор — преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс; чувствительный нейрон — проведение нервного импульса в ЦНС.
|
|
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
16. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
Рецептор | Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс |
... | Непосредственное выполнение команды |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) рабочий орган
2) чувствительный нейрон
3) нервный центр
4) двигательный нейрон
Пояснение.
Связь между столбцами: часть рефлекторной дуги (объект) — процесс. Рабочий орган — непосредственное выполнение команды; рецептор — преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
17. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
Капсула нефрона | ... |
Чувствительный нейрон | Проведение нервного импульса в ЦНС |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) фильтрация крови
2) перенос генетической информации
3) газообмен
4) образование АТФ
Пояснение.
Связь между столбцами: часть органа (объект) — функция (процесс). Чувствительный нейрон — проведение нервного импульса в ЦНС; капсула нефрона (нефрон — элементарная единица почки) — фильтрация крови.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
18. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
Трахея | ... |
Чувствительный нейрон | Проведение нервного импульса в ЦНС |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) звукообразование
2) образование АТФ
3) проведение воздуха
4) газообмен
Пояснение.
Связь между столбцами: объект— функция (процесс). Чувствительный нейрон — проведение нервного импульса в ЦНС; трахея (верхние дыхательные пути) — проведение воздуха.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
19. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
Гортань | ... |
Чувствительный нейрон | Проведение нервного импульса в ЦНС |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) образование АТФ
2) звукообразование
3) определение качества вдыхаемого воздуха
4) газообмен между атмосферой и кровью
Пояснение.
Связь между столбцами: объект — функция (процесс). Чувствительный нейрон — проведение нервного импульса в ЦНС; гортань (верхние дыхательные пути) — звукообразование.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
20. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
Гортань | Звукообразование |
... | Уменьшение трения при дыхании |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?Уменьшение трения при дыхании
1) гортань
2) полость носа
3) бронхи
4) плевральная полость
Пояснение.
Связь между столбцами: объект — функция (процесс). Гортань (верхние дыхательные пути) — звукообразование; плевральная полость (заполнена жидкостью)— уменьшение трения при дыхании.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
21. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Крахмал | Глюкоза |
ДНК | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) хитин
2) аминокислота
3) глицерин
4) нуклеотид
Пояснение.
Связь между столбцами: полимер (целое) — мономер (часть). Полимер — крахмал: мономер — глюкоза; полимер — ДНК: мономер — нуклеотид.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
22. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Целлюлоза | Глюкоза |
Белок | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) хитин
2) рибоза
3) аминокислота
4) нуклеотид
Пояснение.
Связь между столбцами: полимер (целое) — мономер (часть). Полимер — целлюлоза: мономер — глюкоза; полимер — белок: мономер — аминокислота.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
23. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Крахмал | Глюкоза |
PНК | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) нуклеотид
2) аминокислота
3) фруктоза
4) целлюлоза
Пояснение.
Связь между столбцами: полимер (целое) — мономер (часть). Полимер — крахмал: мономер — глюкоза; полимер — РНК: мономер — нуклеотид.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
24. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Цветок | Пестик |
Вид | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) популяция
2) род
3) ареал
4) сообщество
Пояснение.
Единицей вида является популяция.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
25. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Лист | Черешок |
... | Биоценоз |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) почва
2) животные
3) ареал
4) биосфера
Пояснение.
Аналогия: часть — целое. Лист — целое; черешок — часть. Биоценоз (часть) является единицей биосферы (целое).
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
26. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Кровеносная система | Сердце |
... | Биоценоз |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) биосфера
2) растения
3) ареал
4) почва
Пояснение.
Биоценоз является единицей биосферы.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
27. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
... | Трахеи |
Краб | Жабры |
Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) улитка виноградная
2) планария белая
3) лягушка озёрная
4) жук майский
Пояснение.
Связь между двумя столбцами: организм (целое) — орган дыхания (часть). Краб — орган дыхания — жабры; жук майский — орган дыхания — трахеи.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
28. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы существует определённая связь:
Целое | Часть |
... | Трахеи |
Речной рак | Жабры |
Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) кузнечик
2) беззубка
3) дождевой червь
4) жаба
Пояснение.
Связь между двумя столбцами: организм (целое) — орган дыхания (часть). Речной рак — орган дыхания — жабры; кузнечик — орган дыхания — трахеи.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
29. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Бабочка аполлон | Трахеи |
Камчатский краб | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) кожа
2) лёгкие
3) трахеи
4) жабры
Пояснение.
Связь между двумя столбцами: организм (целое) — орган дыхания (часть). Краб — орган дыхания — жабры; бабочка апполон — орган дыхания — трахеи.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
30. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Тонкий кишечник | ... |
Биоценоз | Грибы |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) ворсинки
2) печёночная доля
3) слюнная железа
4) альвеолы
Пояснение.
Грибы являются составной частью биоценоза; а составной частью тонкого кишечника являются — ворсинки.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
31. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Пищеварительный канал человека | Пищевод |
Биоценоз | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) воздух
2) биосфера
3) почва
4) бактерии
Пояснение.
Пищевод является составной частью пищеварительного канала человека. Составной частью биоценоза являются бактерии.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
32. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
Объект | Процесс |
... | Хранение продуктов жизнедеятельности растительной клетки |
Лизосома | Внутриклеточное пищеварение |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) ядро
2) вакуоль
3) рибосома
4) митохондрия
Пояснение.
В типичной растительной клетке имеется крупная вакуоль, наполненная жидким содержимым. Часто вакуоль занимает почти весь объем клетки, так что цитоплазма составляет лишь тонкий слой, прилегающий к клеточной оболочке. У молодых клеток бывает несколько мелких вакуолей, которые по мере развития клетки разрастаются и сливаются в одну. Содержимое вакуоли — клеточный сок — это водный раствор очень многих веществ: сахаров, аминокислот, других органических кислот, пигментов (красящих веществ), витаминов, дубильных веществ, алкалоидов, гликозидов, неорганических солей (нитратов, фосфатов, хлоридов), иногда — белков. Все эти вещества — продукты жизнедеятельности клетки. Одни из них хранятся в вакуолярном (клеточном) соке в качестве запасных веществ и со временем вновь поступают в цитоплазму для использования. Другие являются отбросами обмена веществ, выведенными прочь из цитоплазмы. Митохондрия — синтез АТФ — внутриклеточное дыхание и запасание освобождающейся при дыхании энергии в форме АТФ. Рибосома — синтез белка.
Правильный ответ указан под номером 2.
Примечание.
В ответе составителями демоверсии заложен ответ 1 (ядро). В этом ответе ошибка, т. к. ядро регулирует процессы жизнедеятельности растительной клетки.
Ответ: 2
33. В таблице приведены ткани растений и их функции.
ТКАНЬ | ФУНКЦИЯ |
столбчатая ткань листа | ... |
ксилема | проведение воды к листьям |
Какой термин необходимо вписать на место пропуска?
1) фотосинтез
2) защита нижележащих тканей
3) газообмен
4) запасание веществ
Пояснение.
Фотосинтез обеспечивают столбчатая и губчатая паренхима (основная ткань).
Газообмен — устьица
Запасание веществ — запасающая ткань (сердцевина, например).
Защита нижележащих тканей — эпидермис, кожица, пробка.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
34. В таблице приведены ткани растений и их функции.
ТКАНЬ | ФУНКЦИЯ |
... | проведение веществ к корням |
эпидермис | защита нижележащих тканей |
Какой термин необходимо вписать на место пропуска?
1) пробка
2) ксилема
3) флоэма
4) камбий
Пояснение.
Верный ответ — флоэма (ситовидные трубки) — проведение веществ к корням.
Пробка — защитная.
Ксилема — проведение воды и веществ от корней к листьям.
Камбий — рост стебля в толщину.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
35. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
ОБЪЕКТ | ПРОЦЕСС |
рибосома | ... |
хлоропласт | фотосинтез |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) хранение углеводов
2) клеточное дыхание
3) синтез белка
4) синтез РНК
Пояснение.
Рибосома — биосинтез белка.
Клеточное дыхание — митохондрии.
Хранение углеводов — гладкая ЭПС или аппарат Гольджи.
Синтез РНК — ядро.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
36. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
ОБЪЕКТ | ПРОЦЕСС |
ядро | хранение наследственной информации |
митохондрия | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) хранение углеводов
2) клеточное дыхание
3) синтез белка
4) синтез РНК
Пояснение.
Клеточное дыхание — митохондрия.
Синтез белка — рибосомы.
Синтез РНК — ядро.
Хранение углеводов — комплекс Гольджи, или гладкая эндоплазматическая сеть.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
37. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
ОБЪЕКТ | ПРОЦЕСС |
... | выделение |
желудок | пищеварение |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) почка
2) печень
3) селезёнка
4) лёгкое
Пояснение.
Выделение — почка.
Печень — многие функции (пищеварительная, барьерная и проч).
Селезенка — кроветворная.
Лёгкое — дыхание.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
38. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
ОБЪЕКТ | ПРОЦЕСС |
... | пищеварение |
лёгкое | дыхание |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) матка
2) сердце
3) почка
4) кишечник
Пояснение.
Пищеварение — кишечник.
Матка — вынашивание плода.
Сердце — кровообращение.
Почка — выделение.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
39. Между биологическими объектами и функциями, которые они выполняют, существует определённая связь.
ОБЪЕКТ | ФУНКЦИЯ |
хромосома | ... |
гемоглобин | транспорт газов |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице?
1) транспорт питательных веществ
2) фотосинтез
3) хранение наследственной информации
4) биосинтез белка
Пояснение.
Хромосома — хранение наследственной информации.
Транспорт питательных веществ — комлекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, цитоплазма.
Фотосинтез — хлоропласты.
Биосинтез белка — рибосомы.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
40. Между процессом и структурой, осуществляющей процесс, существует определённая связь.
ПРОЦЕСС | СТРУКТУРА |
биосинтез белка | ... |
фотосинтез | хлоропласты |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице?
1) митохондрии
2) ядро
3) рибосомы
4) лизосомы
Пояснение.
Биосинтез белка — рибосомы.
Митохондрии — дыхание.
Лизосомы — расщепление.
Ядро — хранение наследственной информации.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
41. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
ОБЪЕКТ | ПРОЦЕСС |
... | синтез белка |
лизосома | разрушение полимерных молекул |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) рибосома
2) аппарат Гольджи
3) гладкая ЭПС
4) митохондрия
Пояснение.
Аппарат Гольджи — образование секреторных пузырьков.
Митохондрия — синтез АТФ.
Рибосома — синтез белка.
ЭПС — транспорт веществ (гладкая — липидов и углеводов, шероховатая — белков).
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
42. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
ОБЪЕКТ | ПРОЦЕСС |
... | образование секреторных пузырьков |
митохондрия | синтез АТФ |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) рибосома
2) шероховатая ЭПС
3) лизосома
4) аппарат Гольджи
Пояснение.
Аппарат Гольджи — образование секреторных пузырьков.
Лизосома — органоиды клетки, главной функцией которых является внутриклеточное пищеварение.
Рибосома — синтез белка.
Шероховатая ЭПС — транспорт веществ (белков).
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
43. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
Объект | Процесс |
лимфоцит | иммунный ответ |
... | перенос кислорода |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) тромбоцит
2) миоцит
3) гепатоцит
4) эритроцит
Пояснение.
Перенос кислорода — эритроцит, т.к. содержит гемоглобин.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
44. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
Объект | Процесс |
нервная клетка | передача возбуждения |
мышечная клетка | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) газообмен
2) движение
3) сокращение
4) защита
Пояснение.
Мышечная клетка — сокращение.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
45. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект | Процесс |
акула — рыба-прилипала | нахлебничество |
бычий цепень — человек | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) хищничество
2) паразитизм
3) квартиранство
4) симбиоз
Пояснение.
В таблице представлены биотические взаимоотношения. Отношения между бычьим цепнем и человеком пример паразитизма.
Правильный ответ указан под номером 2.
Ответ: 2
46. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект | Процесс |
... | бесполое размножение |
яйцеклетка | половое размножение |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) оплодотворение
2) деление
3) эмбриональный период
4) спора
Пояснение.
Ответ 4 — спора — объект, который образуется в процессе бесполого размножения. Ответ деление (под цифрой 2) тоже относится к бесполому размножение. Но деление — это тоже процесс, а по заданию необходимо найти «объект».
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
47. Изучите таблицу, в которой приведены две группы организмов.
Группа 1 | Группа 2 |
белая планария | лямблия печёночная |
амёба обыкновенная | малярийный плазмодий |
дождевой червь | бычий цепень |
Что из перечисленного было положено в основу классификации (разделения) этих организмов на группы?
1) образ жизни
2) клеточное строение
3) способ размножения
4) тип развития
Пояснение.
В первой группе представлены свободноживущие организмы, во второй — ведущие паразитический образ жизни. В основу деления положен — образ жизни.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
48. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных.
Группа 1 | Группа 2 |
корова | крокодил |
собака | слон |
овца | лев |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) покров тела
2) источник питания
3) одомашнивание
4) характер передвижения
Пояснение.
В первой группе представлены одомашненные животные, во второй — дикие. Значит, в основу разделения положено — одомашнивание.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
49. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
... | пыльник |
лист | листовая пластинка |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) цветоложе
2) пестик
3) тычинка
4) венчик
Пояснение.
В нижней строке второй столбец соответствует части органа, указанного в первом столбце (листовая пластинка — часть листа); значит, в первой строке: пыльник — часть тычинки.
Правильный ответ указан под номером 3.
Ответ: 3
50. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
кровеносная система | сердце |
... | биоценоз |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) почва
2) растения
3) ареал
4) биосфера
Пояснение.
В верхней строке второй столбец соответствует части системы органа, указанного в первом столбце (сердце — часть кровеносной системы); значит, во второй строке: биоценоз — часть биосферы.
Правильный ответ указан под номером 4.
Ответ: 4
51. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
… | Семя |
Корень | Боковой корень |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) | плод | |
2) | соцветие | |
3) | цветок | |
4) | плодовое тело |
Пояснение.
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Во второй строке второй столбец соответствует части системы органова, указанного в первом столбце (боковой корень — часть корневой системы); значит, в первой строке: семя — часть плода.
Ответ: 1
Ответ: 1
52. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
Биосфера | Биоценоз |
Вид | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) | популяция | |
2) | ареал | |
3) | животные | |
4) | растения |
Пояснение.
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Если биосфера - целое; а биоценоз - часть; то частью вида является популяция.
Популяция — это совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории (занимающих определённый ареал) и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.
Ответ: 1
Ответ: 1
53. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект | Функция |
Рибосома | Синтез белка |
Клеточная мембрана | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) | синтез жиров | |
2) | транспорт веществ | |
3) | синтез АТФ | |
4) | деление клетки |
Пояснение.
клеточная мембрана осуществляет избирательный транспорт веществ.
Ответ: 2
Ответ: 2
54. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект | Процесс |
Ядро | Хранение информации |
… | Деление клетки |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) | митохондрия | |
2) | клеточный центр | |
3) | рибосома | |
4) | вакуоль |
Пояснение.
Анализируем информацию в строках и столбцах. Если объект «ядро» осуществляем процесс «хранение информации», нужно определить какой объект «?» выполняет процесс деление «клетки».
Митохондрия — энергетическая станция клетки (образует АТФ), рибосома — синтез белка (сборка полипептидной цепи), вакуоль — содержит клеточный сок (запас веществ). Клеточный центр образует веретено деления и способствует равномерному распределению хромосом при делении. Ответ: 2
Ответ: 2
55. Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
Структура клетки | Процесс |
Цитоплазматическая мембрана | Транспорт веществ |
… | Синтез белков |
Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) лизосома
2) вакуоль
3) рибосома
4) клеточный центр
Пояснение.
Синтез белка выполняют рибосомы
Ответ: 3
Ответ: 3
56. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Объект | Классификация |
зеркальный карп | порода |
балтийский шпрот | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) класс
2) рыба
3) вид
4) род
Пояснение.
Балтийский шпрот соответствует систематической категории - вид.
Ответ: 3
Ответ: 3
57. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Термин | Результат |
естественный отбор | многообразие организмов |
мутации | … |
1) приспособленность
2) изменчивость
3) болезнь
4) стабилизация
Пояснение.
Результат мутации - изменчивость
Ответ: 2
Ответ: 2
58. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Ткань | Функция |
… | проведение продуктов фотосинтеза |
механические | обеспечивают прочность |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) ситовидные трубки
2) камбий
3) сосуды
4) основная
Пояснение.
Во второй строке второй столбец соответствует функции, которую выполняет ткань, указаннанная в первом столбце (ткань механическая - функция - обеспечивает прочность); значит, в первой строке: функция "проведение продуктов фотосинтеза" — ткань - ситовидные трубки.
Ответ: 1
Ответ: 1
59. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Орган | Гормон |
поджелудочная железа | инсулин |
надпочечники | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) адреналин
2) тироксин
3) глюкагон
4) гормон роста
Пояснение.
В верхней строке второй столбец соответствует гормону, который выделяет орган, указанный в первом столбце (поджелудочная железа - гормон инсулин); значит, во второй строке: надпочечники — гормон адреналин.
Ответ: 1
Ответ: 1
60. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Явление | Пример |
бесполое размножение | стеблевой черенок |
половое размножение | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) отпрыск
2) поросль
3) почка
4) гамета