I. Верны или неверны следующие утверждения:
1. Возрастная психология — наука, изучающая проблемы хронологического возраста.
2. Возраст — относительно замкнутый цикл, имеющий структуру и динамику.
3. Психологический возраст — это календарная дата и его продолжительность определяется временными рамками.
4. Революционное развитие приурочено к кризисам возрастного развития.
П. Заполните пропуски:
1. Специфика детства определяется уровнем... и... развития общества.
2. В группу организационных методов исследования входят... методы, предполагающие (по Б.Г. Ананьеву) многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени.
3. Исследуя психическое развитие ребенка, следует руководствоваться следующими принципами:
1……; 2....; 3....; 4....; 5....; 6....; 7....
Ш. Поставьте в соответствие:
Укажите, к какому методу предъявляются те или иные требования?
1) Наблюдение:
2) Эксперимент:
3) Беседа:
4) Анализ продуктов деятельности:
а) при использовании этого метода необходимо поддерживать естественные условия жизни ребенка, не вмешиваясь в его деятельность: производить «фотографическую запись» всех психологических фактов в протоколе, не искажая и не подменяя их;
б) этот метод как составная часть входит в другие методы и предполагает анализ процесса создания и результатов изобразительной, конструктивной, музыкальной, исполнительской деятельности или сочинительства;
в) проведение этого метода наряду с предварительной постановкой цели, выбором объекта, тщательной разработкой методик проведения, требует создания оптимальных условий, в которых изучаемое качество проявлялось бы наиболее отчетливо;
г) этот метод предполагает предварительную подготовку четких, кратких, конкретных вопросов, не допускающих двойного толкования, а также установление доверительных отношений с испытуемым.
IV Выберите верные ответы:
1. Предмет возрастной психологии:
а) обучение и воспитание детей;
б) права и обязанности ребенка:
в) охрана прав детства:
г) изучение и представление в виде научных фактов и теорий основных особенностей психического развития детей в разные возрастные периоды,
2. Факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, называют:
а) законами психического развития:
б) условиями развития:
в) движущими силами развития.
3. Типы развития, при котором заранее заданы, зафиксированы и закреплены его стадии и конечный результат — это:
а) преформированный тип развития:
б) непреформированный тип развития.
Литература
1. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского, М., 1979.
2. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо и др. М„ 1984.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М., 1997.
5. Немов Р.С. Психология. В 2 т. Т. 1. Психология образования. М., 1994.
6. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
7. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб, пособие. М., 2001.