Как средство развития индивидуальности воспитанника
Наличие у педагога дополнительного образования представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные знания и воспитательные мероприятия и личностно-ориентированного часа общения.
В педагогической науке и практике одной из форм воспитательной работы называется классный час. В системе работы нашего Центра – это час общения. Обратимся к публикациям известных ученых и выделим из них определения этого понятия.
В результате получилось вот такая палитра представлений о классном часе (часе общения):
1). Классный час-это одно из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И.Болдырев)
2). Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н.Е. Щуркова, Н.С. Фандансевич).
|
|
3). Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные примеры, средства и способы организации взаимодействия (Е.В.Тиктова).
4). Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками (В.Л. Созонов)
Этот перечень ученых можно продолжить и добавить обобщенный вариант суждений педагогов-практиков об этой форме воспитательной работы. Большинство педагогов–практиков под классным часом понимает специально отведенное время классному руководителю для проведения воспитательной работы с учащимися класса.
Исходя из названных и других определений классного часа, можно выделить характерные черты часа общения:
- во-первых, это форма воспитательной деятельности вне занятий;
- во-вторых, это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, хотя возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности при подготовке и проведении часа общения;
- в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
- в-четвертых, это форма общения педагога и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.
Итак, час общения - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое в свободное от занятий время общение педагога дополнительного образования с воспитанниками объединения с целью содействия формирования коллектива и развитию его членов.
|
|
В процессе деятельности по подготовке и проведению часов общения возможно решение следующих педагогических задач:
1) обогащение сознания воспитанников знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
2) усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;
3) формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;
4) содействие становлению и проявлению индивидуальности воспитанника, его творческих способностей;
5) формирование коллектива объединения как благоприятной среды развития и жизнедеятельности воспитанников
Основные компоненты личностно-ориентированного часа общения.
Целевой - целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа жизнедеятельности ребенка.
Содержательный – содержание часа общения является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка.
Организационно-деятельностный - воспитанники объединения являются полноправными организаторами часа общения, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха.
Оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности часа общения выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей воспитанников, комфортность и активность их участия в часе общения.
Алгоритм совместной деятельности педагога и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного часа общения.
1) Составление педагогом совместно с воспитанниками и родителями тематики часов общения на новый учебный год.
2) Уточнение темы личностно-ориентированного часа общения и сбор идей по его подготовке и проведению.
3) Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения часа общения, формирование совета дела, инициативной группы, творческой группы (методика И.П.Иванова).
4) Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке часа общения.
5) Составление педагогом совместно с другими организаторами сценарного плана часа общения.
6). Проведение часа общения.
7). Анализ и оценка результативности часа общения и деятельности по его подготовке и проведению.