Апреля, группа №13, физика, урок№48.
Тема программы: Электрический ток в различных средах.
Тема урока: Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.
Цель: Рассмотреть какие частицы являются носителями заряда в вакууме, устройство вакуумного диода и электронно-лучевой трубки.
План.
Понятие вакуума.
Понятие явления термоэлектронной эмиссии.
Устройство вакуумного диода.
Устройство электронно-лучевой трубки.
Опорный конспект.
Вакуум – такая степень разрежения газа, при которой можно пренебрегать соударениями между его молекулами и считать, что средняя длина свободного пробега l превышает линейные размеры d сосуда, в котором находится газ (l» d).
Явление термоэлектронной эмиссии заключается в испускании электронов нагретыми телами. При этом средняя кинетическая энергия свободных электронов должна быть равна или больше работы выхода.
Это явление лежит в основе принципа действия электровакуумных приборов (радиоламп, электронно-лучевых трубок и т.д.).
Современный диод состоит из стеклянного или металлического баллона, из которого тщательно откачан воздух. В баллон впаяны два электрода, один из которых (катод) К делают в виде нити из тугоплавкого металла, обычно вольфрама, которая может накаляться от источника тока (батареи накала) для создания электронного «облака» в баллоне. Анод диода А чаще всего имеет форму цилиндра, внутри которого вдоль оси расположен накаливаемый катод.
При увеличении анодного напряжения все большее количество эмитированных катодом электронов увлекается электрическим полем, и сила анодного тока резко возрастает до тех пор, пока напряжение не достигнет значения, при котором все эмитированные катодом за единицу времени электроны будут перемещаться полем к аноду. Сила анодного тока достигает максимального значения, которое называется силой тока насыщения диода, и дальнейшее повышение анодного напряжения не ведет к увеличению силы анодного тока. Анодное напряжение получило название напряжения насыщения.
При напряжении сила тока I очень мала, значительно меньше силы тока насыщения, поэтому считают, что вольтамперная характеристика проходит через начало координат, то есть пренебрегают силой.
Очень важным и необходимым элементом телевизора, осциллографа, радиолокатора и других приборов является электронно-лучевая трубка. В узком конце вакуумного баллона находится цилиндрический катод 2, подогреваемый электрическим током с помощью металлической спирали 1. Диафрагма 3 выделяет узкий электронный пучок (электронный луч). В электрическом поле между катодом и цилиндрическими анодами 4 и 5 электроны разгоняются до скорости порядка 104 км/с. Катод с подогревателем, диафрагма и анод образуют электронную пушку.
Электронный луч 8 проходит через два конденсатора 6 и 7, пластины
которых размещены во взаимно перпендикулярных плоскостях, и попадает на экран 9, покрытый веществом, светящимся под действием электронов. В месте падения луча на экране возникает светящаяся точка.
При подаче на пластины конденсатора 6 постоянного напряжения направление электронного луча изменится и светящаяся точка сместится вдоль вертикали. В случае переменного напряжения электронный луч будет колебаться в вертикальной плоскости и на экране появится светящаяся вертикальная линия, длина которой зависит от значения приложенного напряжения.
Электронно-лучевая трубка является основной частью электронного осциллографа, широко использующегося в науке и технике при изучении разнообразных быстротекущих процессов (как электрических, так и неэлектрических после превращения их в электрические).
Кроме нее, в осциллографе есть генератор пилообразного напряжения (генератор развертки), источник питания электронной пушки, блоки с регуляторами фокусирования и яркости, а также некоторые другие вспомогательные устройства и детали. В частности, для наблюдения слабых электрических сигналов в осциллографе предвиден усилитель, причем соответствующим регулятором можно изменять амплитуду наблюдаемых на экране колебаний в нужных размерах.
Информационные источники (основные учебники по предмету)
1.Мякишев Г.Я. Физика: учебник для 10 класс общеобразоват. учреждений: базовый уровнь / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – 2 изд., – М.: Просвещение, 2016. –416 с.
2.Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровнь / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2016. - 432 с.
3.Рымкевич А.П. Задачник: сборник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., «Дрофа» 2008.