Глава 9 Конституции РФ.
Конституция – это главный закон государства, содержащий основополагающие начала всей правовой системы, поэтому он должен быть наиболее стабилен и устойчив к экономическим и политическим изменениям в обществе.
Предложение о внесении поправок или пересмотре Конституции РФ могут вносить: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Под поправкой понимается любое изменение текста Конституции РФ, которое производится в усложненном и специфичном порядке. Поправки к Конституции РФ принимаются в форме особого нормативно-правового акта – закона РФ о поправке к Конституции РФ, отличающегося как от федерального, так и от федерального конституционного закона, во-первых, кругом субъектов права законодательной инициативы, а, во-вторых, обязательностью одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
|
|
Можно выделить четыре стадии внесения поправок в Конституцию РФ:
1. внесение предложения о поправках,
2. принятие поправок палатами Федерального Собрания по правилам, установленным для принятия федерального конституционного закона,
3. одобрение поправок органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ,
4. вступление поправок в силу.
Изменения в ст. 65 Конституции РФ, устанавливающую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона:
- о принятии и образовании в составе РФ нового субъекта Российской Федерации (например, ФКЗ «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя») /
- об образовании в составе РФ нового субъекта в результате объединения (например, ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа) /
- об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
!!! выход за пределы РФ и «дробление» субъектов РФ Конституцией РФ не предусмотрены
Для изменения наименования субъекта РФ достаточно принятия в данном субъекте РФ решения об утверждении своего нового наименования, которое включается в Конституцию РФ на основании указа Президента РФ. При этом переименование субъекта РФ не должно приводить к отступлению от смысла конституционно-правовых норм (например, содержать указание на иную форму правления или противоречить светскому характеру государства).
|
|
Текст глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, составляющих фундамент и задающих глубинное содержание другим конституционным положениям, не может быть изменен (глава 1 – основы конституционного строя, глава 2 – права и свободы человека и гражданина, глава 9 – конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ). Он может быть только пересмотрен. Для этого необходимо 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В случае если необходимые голоса набраны, на основе ФКЗ созывается Конституционное Собрание, которое принимает решение либо о неизменности Конституции РФ, либо о разработке проекта новой Конституции РФ, который впоследствии выносится на всенародное голосование. Таким образом, даже минимальное изменение глав 1, 2 и 9 предполагает пересмотр конституционного текста в целом.
!!! ФКЗ о Конституционном Собрании до сих пор не принят, поэтому главы 1, 2 и 9 Конституции РФ на настоящий момент юридически и технически не могут быть пересмотрены
Сложность процедуры внесения поправок и пересмотра Конституции РФ обусловлена значимостью основного закона государства и необходимостью его защиты от необдуманных сиюминутных решений.