Основные формы собственности

Выделяется государственная, муниципальная и частная собственность физических и юридических лиц (единоличная или коллективная).

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Частная собственность представляет собой индивидуальное владение землей, зданием, оборудованием, трудом, капиталом (факторами производства) с возможностью их отчуждения и правом передачи по наследству.

Первоначально возникла индивидуальная частная собственность, т.е. личное (частное) владение всем предприятием. Индивидуальные собственники сами трудятся, но могут привлекать и наемный труд. Индивидуальный частный собственник отвечает за деятельность своего предприятия всем своим имуществом. Поэтому он наиболее рискующий из всех предпринимателей.

В современных условиях наряду с индивидуальной частной собственностью активное развитие получила акционерная собственность, где личное владение капиталом заменяется коллективным совладением, хотя краеугольным камнем остается индивидуальная частная собственность на акции (пай). При акционерной собственности результаты коммерческой деятельности предприятия не подчиняются интересам одного лица, а направлены на удовлетворение интересов предприятия в целом и каждого акционера в отдельности (соответственно размеру пая - акции).Кроме частной индивидуальной и акционерной, государственной собственности в современной рыночной экономике существуют кооперативная и смешанная собственность. Следовательно, рыночная экономика представлена многообразием видов собственности.

2. Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.

Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Положительные стороны конкуренции:

1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3) конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8) конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

1) при его производстве:

а) производительность труда;

б) уровень налогообложения;

в) внедрение научно-технических разработок;

г) размеры прибыли предприятия;

д) величина оплаты труда.

2) при его потреблении:

а) продажная цена товара;

б) качество;

в) новизна;

г) послепродажное обслуживание;

д) уровень предпродажной подготовки.

 

Существует шесть видов конкуренции:

1) функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3) предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5) скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:

а) продажа личного товара по цене конкурента;

б) снижение цены потребления товара;

6) незаконные методы:

а) антиреклама товаров конкурентов;

б) производство товаров имитаторов (подделка).

Формы и методы конкуренции

Различают три формы конкуренции:

1) функциональную;

2) видовую (личностную);

3) предметную.

Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами.

Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству.

Методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;

5) на основе повышения качества управления;

6) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

К незаконным методам конкуренции относятся:

1) промышленный шпионаж;

2) переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

3) выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Какие формы собственности вы знаете?

2. Что представляет собой конкуренция?

3. Почему в нашей жизни имеет место незаконная конкуренция?

Экономическая свобода. Значение специализации и обмена.

1. Значение экономической свободы.

2. Понятие и формы специализации

В качестве причин, объясняющих достигнутый уровень богатства народов, а также темпы его увеличения, существующие теории благосостояния называют:

удобное географическое положение,

благоприятный климат,

наличие (или отсутствие) природных ресурсов,

численность населения (как большая, так и малая),

физический капитал и его накопление (сбережения и инвестиции),

человеческий капитал (здоровье и образование населения), а также темпы его накопления,

культурные, моральные, религиозные ценности населения,

научно-технический прогресс,

стадия и уровень экономического развития,

участие в международной торговле,

подверженность иностранной эксплуатации (или получение внешней помощи),

"научное управление рыночной стихией" и многие другие.

Экономическая свобода в современном понимании предполагает базирующуюся на неприкосновенности частной собственности свободу производить, торговать, сберегать, инвестировать, пользоваться созданным и заработанным, вступать в экономические контакты с соотечественниками и иностранцами, устанавливать цены, пользоваться любыми денежными единицами по взаимному согласию участвующих в контракте сторон.

Ограничения экономической свободы участников рынка создаются государством, а также конкурирующими с государством негосударственными лицами.

Государство ограничивает экономическую свободу с помощью таких инструментов, как конфискация частной собственности, неисполнение контрактов, создание неравных и непредсказуемо изменяющихся условий хозяйственной деятельности, прямое государственное налогообложение, государственные заимствования, государственное инфляционное налогообложение, государственные расходы, бюджетный дефицит и государственный долг, инфляция, репрессивная валютно-денежная политика, государственное регулирование, внешнеэкономический протекционизм.

Осуществляя регулирование экономических процессов, государство Экономическая свобода в современном понимании предполагает базирующуюся на неприкосновенности частной собственности свободу производить, торговать, сберегать, инвестировать, пользоваться созданным и заработанным, вступать в экономические контакты с соотечественниками и иностранцами, устанавливать цены, пользоваться любыми денежными единицами по взаимному согласию участвующих в контракте сторон.

Ограничения экономической свободы участников рынка создаются государством, а также конкурирующими с государством негосударственными лицами.

Государство ограничивает экономическую свободу с помощью таких инструментов, как конфискация частной собственности, неисполнение контрактов, создание неравных и непредсказуемо изменяющихся условий хозяйственной деятельности, прямое государственное налогообложение, государственные заимствования, государственное инфляционное налогообложение, государственные расходы, бюджетный дефицит и государственный долг, инфляция, репрессивная валютно-денежная политика, государственное регулирование, внешнеэкономический протекционизм.

Высокое налогообложение национальных производителей повышает При нехватке экономических ресурсов, собранных с помощью налогов, государство прибегает к займам. Государственные заимствования на внутреннем рынке уменьшают национальные сбережения и инвестиции, повышают процентные ставки, удорожают коммерческий кредит. Заимствования на внешнем рынке увеличивают государственный внешний долг, грозящий валютными кризисами и государственным банкротством.

При нехватке традиционных бюджетных доходов государство обращается к денежной эмиссии и, следовательно, инфляционному налогообложению -- экономически самому неэффективному и наиболее тяжелому для работников бюджетной сферы, пенсионеров и других лиц, получающих фиксированный доход.

Ограничения экономической свободы со стороны государства и негосударственных лиц позволяют сформулировать исчерпывающий свод важнейших обязанностей государства:

обеспечение внутренней и внешней безопасности участников рынка,

обеспечение неприкосновенности частной собственности,

обеспечение единых, равных, прозрачных и стабильных правил хозяйственной жизни,

обеспечение исполнения контрактов частными лицами,

ликвидация ограничений на участие граждан в хозяйственной жизни, содействие конкуренции.

Такие функции государства предопределяют его отказ от особых экономических интересов, его неучастие в экономической жизни и невмешательство в нее.

2. Специализация - форма организации производства, которая обеспечивает сосредоточение выпуска однородной продукции, отдельных ее частей и технологических операций в обособленных отраслях, предприятиях, цехах и отдельных участках.

Основные формы специализации производства в промышленности:

· предметная специализация означает сосредоточение производства отдельных видов продукции конечного потребления (инструментальный или автомобильный завод, швейная фабрика);

· подетальная специализация - сосредоточение производства определенных деталей и агрегатов, заготовок и полуфабрикатов, выполнение отдельных технологических процессов (подшипниковый завод, завод поршней и другие);

· технологическая специализация - превращение отдельных фаз производства или операций в самостоятельные производства (литейный завод, прядильная или отделочная фабрика, ремонтные заводы).

 

Контрольные вопросы:

1. За счёт чего растёт благосостояние стран?

2. Что ограничивает экономическую свободу

3. Какие формы специализации вы знаете?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: