Материальная ответственность

Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении ими трудовых обязанностей, предусмотрена статьями      400 … 409 Трудового Кодекса Республики Беларусь.

Работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий:

1) ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей нанимателю;

2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника;

3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и причиненным нанимателю ущербом;

4) вины работника в причинении ущерба.

При определении размера ущерба, учитывается только прямой действительный ущерб (неполученные в связи с ущербом доходы не учитываются).

Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его (полностью или частично). С согласия нанимателя работник имеет право передавать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное.

Работники, как правило, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю.


 5. Специальное расследование несчастных случаев на производстве

Глава 3

СПЕЦИАЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

НА ПРОИЗВОДСТВЕ

 

40. Специальному расследованию подлежат (за исключением несчастных случаев, указанных в части первой пункта 4-1 и части первой пункта 36-1 настоящих Правил):

(в ред. постановления Совмина от 18.01.2007 N 60)

(см. текст в предыдущей редакции)

групповые несчастные случаи, происшедшие одновременно с двумя и более лицами, указанными в подпункте 2.4 пункта 2 настоящих Правил, независимо от тяжести полученных травм;

несчастные случаи со смертельным исходом;

несчастные случаи с тяжелым исходом.

Тяжесть производственных травм определяется организациями здравоохранения по схеме определения тяжести производственных травм, утверждаемой Министерством здравоохранения.

Потерпевший (лицо, представляющее его интересы), наниматель, страхователь имеют право обжаловать заключение о тяжести производственной травмы в вышестоящую организацию здравоохранения, после чего - в суд.

41. О групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, несчастном случае, явно относящемся в соответствии со схемой определения тяжести производственных травм к категории несчастных случаев с тяжелым исходом, организация, наниматель, страхователь немедленно сообщает:

(в ред. постановления Совмина от 18.01.2007 N 60)

(см. текст в предыдущей редакции)

в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;

(в ред. постановления Совмина от 09.12.2011 N 1663)

(см. текст в предыдущей редакции)

в территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда;

(в ред. постановления Совмина от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

в профсоюз (иной представительный орган работников), а при их отсутствии - в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси;

(в ред. постановления Совмина от 18.01.2007 N 60)

(см. текст в предыдущей редакции)

в вышестоящую организацию, а при ее отсутствии - в местный исполнительный и распорядительный орган, где зарегистрирован наниматель, страхователь, нанимателю потерпевшего (при несчастном случае с работником другого нанимателя);

в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте;

(в ред. постановления Совмина от 19.04.2010 N 579)

(см. текст в предыдущей редакции)

страховщику.

О других несчастных случаях с тяжелым исходом организация, наниматель, страхователь информирует указанные в настоящем пункте органы и организации после получения заключения организации здравоохранения о тяжести травмы потерпевшего.

(в ред. постановления Совмина от 18.01.2007 N 60)

(см. текст в предыдущей редакции)

42. О смерти потерпевшего, явившейся следствием несчастного случая на производстве и наступившей в период временной нетрудоспособности, организация, наниматель, страхователь в течение одного рабочего дня сообщает указанным в пункте 41 настоящих Правил организациям. Специальное расследование такого несчастного случая проводится в порядке, установленном пунктом 45 или 46 настоящих Правил.

(в ред. постановления Совмина от 19.04.2010 N 579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сообщение о несчастном случае на производстве передается по телефону, телеграфу, телефаксу, другим средствам связи по форме сообщения о несчастном случае на производстве.

43. О несчастном случае на производстве, при котором погибло два или более двух лиц, указанных в подпункте 2.4 пункта 2 настоящих Правил, главный государственный инспектор труда Республики Беларусь сообщает в Правительство Республики Беларусь.

(в ред. постановлений Совмина от 19.04.2010 N 579, от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

44. Территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда после получения сообщения о несчастном случае на производстве, подлежащем специальному расследованию, немедленно направляют своих представителей на место его происшествия.

(в ред. постановлений Совмина от 19.04.2010 N 579, от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если происшедший несчастный случай с тяжелым или смертельным исходом обусловлен исключительно состоянием здоровья потерпевшего, то решение о проведении специального расследования данного случая либо расследования его в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил принимает руководитель территориального структурного подразделения Департамента государственной инспекции труда, информируя о принятом решении профсоюз (иной представительный орган работников).

(в ред. постановлений Совмина от 18.01.2007 N 60, от 19.04.2010 N 579, от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

45. Специальное расследование несчастного случая проводит государственный инспектор труда с участием уполномоченных представителей организации, нанимателя, страхователя, профсоюза (иного представительного органа работников), вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа), а также лиц, указанных в пункте 16 настоящих Правил (по их требованию).

Неучастие или несвоевременное участие в специальном расследовании несчастного случая указанных уполномоченных представителей и других лиц не является основанием для изменения сроков его проведения.

46. Специальное расследование несчастного случая, происшедшего на объекте, поднадзорном уполномоченному органу надзора, проводится государственным инспектором труда с участием представителей этого органа и лиц, указанных в пункте 45 настоящих Правил.

(п. 46 в ред. постановления Совмина от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

47. Специальное расследование группового несчастного случая, в результате которого погибли два - четыре человека, проводится главным государственным инспектором труда области или города Минска с участием лиц, указанных в пунктах 45 и 46 настоящих Правил.

(п. 47 в ред. постановления Совмина от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

48. Специальное расследование несчастного случая, в результате которого погибли пять и более человек (если по нему не было решения Правительства Республики Беларусь), проводится главным государственным инспектором труда Республики Беларусь с участием руководителей соответствующих республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, вышестоящей организации, местных исполнительных и распорядительных органов и других лиц, указанных в пунктах 45 и 46 настоящих Правил.

(п. 48 в ред. постановления Совмина от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

49. Специальное расследование несчастного случая (далее - специальное расследование) проводится (включая оформление и рассылку документов) в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о несчастном случае на производстве.

В случаях, установленных законодательными актами, по решению Главного государственного инспектора труда Республики Беларусь:

срок проведения специального расследования может быть однократно продлен не более чем на 15 рабочих дней;

проведение специального расследования может быть приостановлено на срок, не превышающий трех месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств - не превышающий шести месяцев).

Часть исключена. - Постановление Совмина от 01.03.2012 N 200.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 49 в ред. постановления Совмина от 19.04.2010 N 579)

(см. текст в предыдущей редакции)

50. Государственный инспектор труда имеет право в ходе специального расследования опрашивать без свидетелей потерпевшего, должностных лиц и других работников, обращаться за сведениями к иным лицам, получать документы, необходимые для установления обстоятельств и причин несчастного случая. При необходимости в порядке, установленном законодательными актами, к проведению специального расследования может быть привлечен эксперт и (или) специалист, обладающий специальными знаниями в соответствующей сфере деятельности.

(в ред. постановлений Совмина от 19.04.2010 N 579, от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченные представители организации, нанимателя, страхователя, страховщика, профсоюза (иного представительного органа работников), вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа), представитель уполномоченного органа надзора участвуют в осмотре места происшествия несчастного случая на производстве, опросе, при возможности, потерпевшего (потерпевших), свидетелей, должностных и иных лиц, изучают необходимые документы, могут заявлять ходатайства, излагать свое мнение об обстоятельствах, о причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, о мерах по предупреждению аналогичных несчастных случаев, вносить другие предложения.

(в ред. постановления Совмина от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

51. По результатам специального расследования государственным инспектором труда составляется и подписывается заключение о несчастном случае (далее - заключение).

Лица, указанные в пунктах 45 и 46 настоящих Правил, удостоверяют свое участие в расследовании подписями на заключении.

(в ред. постановления Совмина от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

52. Исключен.

(п. 52 исключен. - Постановление Совмина от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

53. Государственный инспектор труда направляет заключение и документы специального расследования организации, нанимателю, страхователю.

(в ред. постановлений Совмина от 19.04.2010 N 579, от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с заключением организация, наниматель, страхователь в течение одного рабочего дня составляет акты формы Н-1 или формы НП на каждого потерпевшего и утверждает их, организует тиражирование документов специального расследования в необходимом количестве экземпляров. На последней странице акта формы Н-1 или акта формы НП производится заверенная руководителем организации, нанимателем, страхователем запись: "Составлен в соответствии с заключением...".

(в ред. постановления Совмина от 19.04.2010 N 579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Наниматель, страхователь в течение пяти рабочих дней ознакамливает с заключением лиц, допустивших нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, приведшие к несчастному случаю (в том числе если они не являются работниками нанимателя, страхователя).

(часть третья п. 53 введена постановлением Совмина от 01.03.2012 N 200)

54. Документы специального расследования включают:

54.1. заключение государственного инспектора труда о несчастном случае;

(в ред. постановлений Совмина от 19.04.2010 N 579, от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

54.2. акт формы Н-1 или акт формы НП на каждого потерпевшего;

54.3. протокол осмотра места происшествия несчастного случая;

54.4. планы, схемы, эскизы, фотоснимки места происшествия и тому подобное;

54.5. протоколы опросов, объяснения потерпевшего (потерпевших), свидетелей, работников, должностных и иных лиц;

54.6. копии документов (выписки из них) о прохождении потерпевшим обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, медицинских осмотров, получении средств индивидуальной защиты и тому подобное;

54.7. медицинские заключения о характере и тяжести травмы, причинах смерти потерпевшего, а также о нахождении потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

54.8. заключение (протокол, постановление) правоохранительных органов о противоправных деяниях потерпевшего (другого лица), умышленном причинении потерпевшим вреда своему здоровью;

54.8-1. протокол об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая, профессионального заболевания;

(пп. 54.8-1 введен постановлением Совмина от 18.01.2007 N 60)

54.9. заключения экспертиз, результаты лабораторных исследований, экспериментов, анализов;

54.10. копии нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов (извлечения, выписки из них);

54.11. исключен;

(пп. 54.11 исключен. - Постановление Совмина от 19.04.2010 N 579)

(см. текст в предыдущей редакции)

54.12. копии материалов о привлечении нанимателя, страхователя, должностных лиц организации к административной ответственности;

54.13. особые мнения лиц, участвовавших в расследовании (при их наличии);

54.14. другие материалы.

55. Государственный инспектор труда в течение одного дня по окончании специального расследования направляет материалы специального расследования в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту происшествия несчастного случая, соответствующие вышестоящие структурные подразделения Департамента государственной инспекции труда, нанимателю, страхователю, страховщику, в профсоюз (иной представительный орган работников), и копии заключения - в республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, местный исполнительный и распорядительный орган, а также в организации, представители которых принимали участие в специальном расследовании, а по несчастным случаям со смертельным исходом - в областные (Минское городское) объединения профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси.

(в ред. постановлений Совмина от 18.01.2007 N 60, от 19.04.2010 N 579, от 09.12.2011 N 1663, от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)

56. Орган уголовного преследования в установленный законодательством срок информирует территориальное структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда о результатах рассмотрения представленных документов специального расследования или по их просьбе направляет им копию постановления при отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.

(в ред. постановлений Совмина от 19.04.2010 N 579, от 09.12.2011 N 1663, от 01.03.2012 N 200)

(см. текст в предыдущей редакции)


6.  Методы изучения и анализа производственного травматизма

 

Одним из важнейших показателей состояния охраны труда являются уровень и причины производственного травматизма. Их можно изучать с использованием статистического, монографического, эргономического и экономического методов.

Статистический метод основан на анализе статистических данных по травматизму. Исходные данные для анализа содержатся в соответствующих актах и отчетах предприятий. Статистический метод позволяет определить сравнительную динамику производственного травматизма за ряд лет. При этом используется ряд показателей.

Показатель частоты травматизма Кч представляет собой отношение числа травм (несчастных случаев) Т за отчетный период (с потерей трудоспособности на день и более) к среднесписочной численности работающих Р за этот же период, отнесенное к 1000 и определяется по формуле:

Кч =1000 Т / Р.

Показатель тяжести травматизма Кт характеризует среднюю длительность временной нетрудоспособности и представляет собой отношение числа дней нетрудоспособности Д всех пострадавших за учетный период к общему числу случаев Т 1 за тот же период (без учета смертельных исходов, а также приведших к инвалидности случаев, учитываемых отдельно) и определяется по формуле:

Кт = Д/ Т 1.

Показатель потерь рабочего времени Кп (на 1000 работающих) за определенное время полнее характеризует состояние травматизма и определяется по формуле:

Кп = 1000Д/ Р.

Показатель летальности Кл обычно используют при анализе травматизма в районе, области, стране, или ведомстве. Этот показатель определяют из расчета на 10000 работающих как отношение числа летальных исходов Л к среднесписочному составу работающих за идентичные периоды по формуле:

Кл =10000 Л/ Р.

Разновидностями статистического метода являются групповой и топографический методы.

При групповом методетравмы группируют по однородным признакам: по возрасту, квалификации и специальности пострадавших; видам работ; причинам несчастных случаев и др.

При топографическом методе несчастные случаи наносят условными знаками на план расположения оборудования в цехе или участке.

Монографический метод основан на детальном расследовании всех обстоятельств каждого несчастного случая (рабочее место, оборудование, технологический процесс и др.).

Эргономический метод основан на комплексном изучении системы «человек - машина - производственная среда» c учетом антропометрических данных.

Экономический метод основан на определении экономического ущерба от травматизма и применяется для выяснения экономической эффективности затрат на разработку и внедрение мероприятий по охране труда.

Прогнозирование условий и безопасности труда в перспективных технологических процессах является новым направлением в профилактике травматизма, находящееся в стадии становления и развития. В этой связи методы данного направления окончательно не сформированы. Оно позволяет оценить пути развития различных аспектов профилактики травматизма.

Каждый из методов прогнозирования имеет свои специфические особенности, систему моделей, базовую информацию, прогнозируемые показатели. Однако большинство из этих методов основывается на использовании тождественного математического аппарата, что и является общим для них. Следует отметить, что условия и безопасность труда носят социальный характер. Недостоверная оценка условий труда и несвоевременное выявление опасных для работников технологических процессов и техники исключают возможность принятия соответствующих мер на ранней стадии разработки и проектирования производственной среды. В результате этого данные технологии и машины несут в себе потенциальную опасность, которая реализуется на стадии эксплуатации и приводит к травмам персонала. Поэтому предвидение возможности травмирования работающих и их заболеваний должно стать составляющей частью прогнозов технико-экономического развития производства и надежности системы «человек - машина». Прогнозирование безопасности труда в перспективных технологиях является необходимым условием рационального планирования капитальных вложений в мероприятия по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний.

Для разработки профилактических мероприятий на перспективу целесообразно знать уровень безопасности труда и его условия в настоящее время (или в недалеком прошлом) на аналогичных (сходных) технологиях или машинах, принятых за прототип, а также тенденции их развития. Все это, а также сведения о несчастных случаях, авариях, травмирующих факторах и объектах, травмоопасности технологий и машин в целом (по серийным технологиям и технике) и данные испытаний новых технологий и техники их разработчиками и специалистами машиноиспытательных станций является информацией для прогнозирования. Число источников информации должно быть по возможности большим (по числу технологий и машин), но даже единичные случаи травматизма, учитывая их важность для безопасности труда, служат основанием для принятия мер по исключению возможности повторения этих случаев. При этом источники информации должны быть достоверными.

Затем выбирают прогнозируемые показатели, которые позволили бы достоверно оценить условия и безопасность труда в перспективных технологиях и технике. Как правило, в качестве таких показателей используют те же данные, что и при оценке аналогичных факторов в существующих технологиях и технике (интегральный показатель работоспособности, снижение трудоемкости работ, увеличение эффективного фонда рабочего времени, комплексный показатель уровня безопасности труда, ПДК, ПДД, суммарные концентрации вредных веществ и т. д.). Если на этапе доработки испытывался ряд однотипных перспективных технологий или машин, то по ряду показателей могут составляться динамические ряды, которые используются для прогнозирования условий и безопасности труда.

Повышение показателя работоспособности, снижение трудоемкости работ, увеличение эффективного фонда рабочего времени приводят к росту производительности труда. При прогнозах этот рост определяют как результат повышения работоспособности. Поскольку элементы условий труда воздействуют на работающего комплексно, а достоверные зависимости между работоспособностью, производительностью и условиями труда еще не установлены, то целесообразно использовать в качестве интегрального показателя работоспособности показатель Ки. Этот показатель характеризует влияние на организм работника комплекса условий труда. Взаимосвязь Ки с элементами условий труда и их комплексом установлена опытным путем. При этом определяют категорию тяжести труда, разрабатывают карту условий труда и таблицы соответствующих критериев. Для расчета прироста производительности труда устанавливают элементы условий труда, которые изменяются в результате мероприятий по улучшению условий труда. Затем находят категории тяжести труда до и после осуществления рассматриваемых мероприятий (в расчет берут не только изменившиеся элементы, но и неблагоприятные факторы, которые не удалось изменить).

Если осуществление мероприятия не изменяет категорию тяжести труда, но повышает работоспособность персонала, то используют метод определения изменения его работоспособности по количественной (балльной) оценке элементов условий труда. В этом случае интегральный показатель работоспособности (%) определяют по формуле:

Ки = 100 - (Ит- Ко)/ К´,

где Ит - интегральный показатель тяжести труда, баллы;

Ко и К´– коэффициенты регрессии (Ко = 15,6; К´ = 0,64).

Кроме приведенных показателей, могут применяться и другие, характеризующие условия и безопасность труда и в целом по предприятию, и при использовании соответствующих технологий и техники.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: