Https://yadi.sk/i/b04M5zpUTIxHvA ( Презентация №3)

2. Изучить теоретический материал лекции по данной теме:

 Сельское хозяйство — вторая ведущая отрасль хозяйства. Это не только древнейшее, но и наиболее распространенное занятие людей.

Повсеместное развитие сельского хозяйства сочетается с большим его разнообразием. Ученые выделяют примерно 50 его типов. Но все эти типы можно объединить в несколько больших групп: интенсивного и экстенсивного, товарного и потребительского сельского хозяйства. В этом отношении между экономически развитыми и развивающимися странами сохраняются большие различия.

Интенсивное хозяйство развивается на основе более эффективного использования факторов производства, внедрения достижений научно-технического прогресса и роста производительности труда. Такое хозяйство предполагает, с одной стороны, разработку и применение новых технологий в обработке земли и, с другой — выведение новых, более урожайных сортов, что сказывается на увеличении количества продукции с той же площади.

Экстенсивное хозяйство — хозяйство развивается путем вовлечения дополнительных материальных и людских ресурсов. Чаще всего за счет расширения посевных площадей. Оно отличается недостаточным применением техники и плохой обработкой земли, что приводит к низким урожаям.

Товарное хозяйство — тип хозяйства, в котором производство ориентировано на рынок, а связь производителей и потребителей осуществляется через куплю-продажу товаров. Также хозяйство представлено крупными, хорошо организованными фермами и плантациями с широким использованием наемной рабочей силы, использованием всех последних достижений НТР.

Потребительское (малотоварное) сельское хозяйство — тип сельского хозяйства, при котором продукция идет главным образом на удовлетворение нужд самих работников, а выход на рынок очень мал. Представлено мелкими хозяйствами, преимущественно растениеводческими. Техническая оснащенность таких хозяйств, урожайность сельскохозяйственных культур, производительность труда обычно довольно низкие.

В экономически развитых странах преобладает высокотоварное, глубоко специализированное сельское хозяйство. Доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве, в этих странах составляет всего 2—5%, но производительность труда и товарность таких хозяйств очень высоки. Средняя урожайность сельскохозяйственных культур составляет 35—40 ц с га. Это объясняется высоким уровнем механизации, химизации, электрификации, внедрением в эту отрасль микроэлектроники, достижений генетики и биотехнологии. Узкая специализация большинства хозяйств, их сращивание с промышленностью, приводит к тому, что агропромышленный комплекс приобретает форму так называемого агробизнеса. В целом эти страны играют в мировом сельском хозяйстве ведущую роль, являясь не только крупнейшими производителями, но и экспортерами многих продуктов.

 

 

Сельское хозяйство состоит из двух крупных взаимосвязанных отраслей: земледелия (растениеводства) и животноводства.

Растениеводство ( земледелие) развито практически во всех природных зонах мира, кроме тундры, арктических пустынь и высокогорий. Современный уровень развития техники, выведение новых сортов позволяют расширить ареалы возделывания отдельных сельскохозяйственных культур.

География растениеводства зависит от:

• климатических условий;

• наличия земель, пригодных для пашни;

• плодородия почвы;

• биологических особенностей сельскохозяйственных культур.

От количества солнечной радиации зависит сумма температур за вегетационный период и продолжительность этого периода, которые возрастают в широтном направлении от высоких широт к низким. Наименее благоприятные климатические условия для сельского хозяйства на севере, в тундре, где сумма суточных температур за вегетационный период составляет 1000 °С, и поэтому возможно лишь тепличное растениеводство. Южнее, в Евразии и Северной Америке, в зонах смешанных лесов и степей, где сумма температур за вегетацию возрастает до 2200 °С, создаются благоприятные условия для выращивания пшеницы, зернобобовых, гречихи и других культур.

В связи с большим разнообразием сельскохозяйственных культур состав растениеводства довольно сложен.

Главная отрасль мирового земледелия — выращивание зерновых культур. Зерновые культуры возделываются почти везде, где ведется земледелие, и занимают примерно половину всех посевных площадей.

Зерна злаков имеют разноцелевое использование — употребляются в пищу и на корм скоту. В развитых странах большая часть зерна скармливается скоту (до 75%), в развивающихся, наоборот, идет на продовольственные нужды (до 90%).

Более 3/4всего мирового производства зерна приходится на десять ведущих стран: Китай, США, Индию, Россию, Францию, Канаду, Индонезию, Бразилию, Украину и Турцию.

В мировом валовом сборе зерна (2000 млн. т) ведущие позиции занимают три культуры: пшеница (28%), рис (26%) и кукуруза (25%), которые вместе обеспечивают 4/5 валового сбора. По площади посевов и экспорту первая среди зерновых культур — пшеница.

На мировой рынок ежегодно поступает примерно 200 млн. т зерна, в основном пшеницы и кукурузы. Главные его экспортеры — США, Канада, Австралия, Аргентина, Франция. Главные импортеры — некоторые страны зарубежной Европы, Юго-Западной и Восточной Азии, Латинской Америки, а также Россия и ряд других стран СНГ.

Главные районы товарного производства пшеницы приурочены к степным и лесостепным областям умеренного пояса. В областях континентального климата с холодными зимами (степные провинции Канады, районы азиатской части России, Северный Казахстан, Монголия и др.) выращивают яровую пшеницу, умеренно континентального, с мягкими зимами (США, страны Западной и Восточной Европы и др.) — более урожайную озимую.

Крупнейшие в мире производители пшеницы — Китай, Индия, США, Россия, Франция, Канада, Австралия, Аргентина. При среднем объеме производства пшеницы в мире порядка 600 млн. т размеры ее ежегодного экспорта составляют 90—100 млн. т.

По объему производимого пищевого зерна рис уступает пшенице, однако является основным продуктом питания для большей части населения планеты (в странах Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии: Китай, КНДР, Республика Корея, Япония, Таиланд, Мьянма, Вьетнам, Лаос, Индия, Пакистан, Индонезия, Филиппины и др.). Хотя рис принято считать тропической культурой, он дает урожаи также в областях с умеренным климатом. В Северной Америке основной производитель риса — США, где его выращивают прежде всего в штатах Арканзас, Луизиана, Миссисипи, Техас и Калифорния. В Южной Америке рис выращивают в Бразилии и Колумбии. В Африке — в Египте, Нигерии, на Мадагаскаре. Однако 9/10 мирового сбора этой культуры приходится на страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии.

Главные производители риса — Китай (более 1/3 мирового производства), Индия (1/5), Индонезия, Бангладеш, Таиланд, Филиппины — являются одновременно и крупнейшими его потребителями, поэтому внешняя торговля рисом не столь распространена, как внешняя торговля пшеницей, а межгосударственные потоки ограничены преимущественно рамками азиатских стран.

Главные экспортеры риса — Таиланд, Вьетнам, США, Мьянма, Пакистан. Крупнейшие импортеры — Индонезия, Бангладеш, Иран, Китай, Саудовская Аравия.

Подавляющая часть мирового производства кукурузы приходится на страны Северной и Южной Америки (США, Мексика, Бразилия, Аргентина), а также Китай. Мировым лидером в производстве и экспорте кукурузы являются США (около половины мирового сбора и более 70% мирового экспорта). Вслед за США ведущий поставщик кукурузы на мировой рынок — Аргентина, а по размерам производства — Китай (1/5 мирового сбора), Бразилия, Мексика. Для собственных нужд кукурузу выращивают во многих европейских странах (Франции, Венгрии, Румынии, Югославии, Молдавии, на Украине, в России и др.), а также государствах Африки (ЮАР, Кении, Анголе, Мозамбике, Малави и др.).

Из других зерновых культур наиболее важны в хозяйстве такие как рожь, ячмень, овес, просо и сорго.Более 90% мирового сбора ржи приходится на страны Западной и Восточной Европы и Россию. Крупнейшими ее производителями являются: Россия (1/3 производства), Польша, Германия, Белоруссия, Украина. В первую десятку входят также Китай, Канада, Турция, Чехия и США.

Ячмень и овес, как наименее теплолюбивые и скороспелые зерновые культуры, в основном выращивают в лесной зоне Северной Америки (Канада, США) и Европы (Великобритания, Франция, ФРГ, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Россия и др.).

Просо и сорго — теплолюбивы и засухоустойчивы, возделываются главным образом в США (1/4 мирового производства), в степных и полупустынных районах Азии (в Индии и Китае), а также Африки.

Тонизирующие культуры — это прежде всего чай, кофе, какао.

Кофе является одной из наиболее распространенных в мире сельскохозяйственных культур. В мировой торговле по объему операций купли-продажи кофе уступает только нефти, занимая второе место.

Ареал выращивания кофе довольно широк — от Бразилии и Южной Африки до Индии и Мексики. Ежегодно производится около 4,5 млн. тонн кофейного зерна. На мировой рынок кофе поставляют более 50 стран. Крупнейшим в мире производителем кофе является Бразилия.

Большую роль эта культура играет в экономике латиноамериканских стран, таких как, например, Колумбия, Гватемала, Сальвадор. На долю кофе в экспорте Колумбии приходится около 60%. Крупными производителями кофе являются также Индонезия, Эфиопия, Индия, Ангола, Коста-Рика, Кот-д'Ивуар, ДР Конго, Кения, Танзания, Того, Уганда и другие страны.

Какао — шоколадное дерево дает сырье для производства шоколада и напитка какао. В диком виде оно произрастает на побережье Мексики, в Центральной и Южной Америке.

В Африке производится основная часть какао-бобов. Крупнейшими производителями какао-бобов в Азии являются Малайзия и Индонезия, а в Южной Америке — Бразилия и Эквадор, в Центральной Америке — Мексика и Доминиканская Республика.

Основные экспортеры какао — Гана, Кот-д’Ивуар, Нигерия, Камерун. Бразилия также экспортирует какао, но его внутреннее потребление так велико, что ей приходится даже импортировать эту продукцию.

Основная часть предприятий по переработке какао-бобов находится в таких странах Западной Европы, как Нидерланды, Англия, Франция и Германия. В этих странах из какао- бобов производится большое количество какао-порошка, какао-масла, тертого какао, которые экспортируются по всей Европе. Импортирует какао и Россия.

Чай — популярный, вкусный и полезный напиток. Слово «чай» китайского происхождения (от китайского «ча» — чай (напиток), «чае» — (в листьях) — и отсюда же китайское название чая — cha. Родина чая — Юго-Западный Китай, Вьетнам, Бирма (Мьянма). Чай известен как лекарственное, масличное, наркотическое, тонизирующие растение. Основные производители чая в мире — это Китай, Индия, Шри-Ланка, Кения и Индонезия.

Важные отрасли земледелия — садоводство и выращивание плодовых культур, а также виноградарство и овощеводство.

Крупнейшие районы мирового производства цитрусовых и других плодов — Калифорния и Флорида в США, а также страны Средиземноморья.

Овощные культуры широко распространены во всех странах мира. Овощное хозяйство в настоящее время является

ведущей отраслью так называемого пригородного сельского хозяйства.

Выращиванием особых, качественных сортов винограда славится Шампань во Франции, Рейнланд-Пфальц в Германии (мозельские вина).

К техническим культурам относятся растения, используемые в качестве сырья в различных отраслях легкой и пищевой промышленности.

Из клубнеплодов больше всего собирают картофеля. Картофель сейчас распространен по всему миру. Из него делают чипсы, крахмал и т. д. Главные его производители: Китай, Россия, Индия, Украина, США. По производству картофеля на душу населения лидирует Белоруссия.

Хотя сахар содержится во многих растениях, но почти весь объем его промышленного производства приходится на сырье двух сельскохозяйственных культур — сахарного тростника и сахарной свеклы. Крупнейшие производители сахара: Бразилия, Индия, Китай, Пакистан, Мексика. Из сахарного тростника производится около 2/3 общего объема сахара в мире. Ведущие страны по площадям, занятым сахарным тростником, — это Индия, Китай, Египет, Таиланд, Мадагаскар, Куба, Мексика, Бразилия, Аргентина, Колумбия, Австралия. За последние годы некоторые развивающиеся страны, например Кот-д'Ивуар, Бенин, Того, Танзания, Шри-Ланка, стали успешно возделывать сахарный тростник и уменьшили или прекратили импорт сахара. Основными производителями сахарного тростника в мире являются страны Латинской Америки (Бразилия, Уругвай, Куба, Мексика и др.), Восточной и Южной Азии (Индия, Китай, Филиппины, Таиланд, Вьетнам и др.), а также ЮАР и Австралия.

Сахарная свекла — культура менее теплолюбивая, чем сахарный тростник, распространена в умеренном поясе. Ведущие страны по площадям, занятым сахарной свеклой, — это Марокко, Египет, США, Канада, Чили, Китай, Турция, Иран, Япония, Россия, Франция, Польша, Италия, Румыния, Германия. Крупнейшие производители сахарной свеклы — это Россия, Германия, Украина, Франция, США.

Среди масличных культур наибольшее значение имеют соя (главные производители — США, Бразилия, Китай), арахис (Индия, страны Западной Африки), олива (страны Средиземноморья), подсолнечник (Россия, Украина, Аргентина).

Основные волокнистые культуры — хлопчатник и лен одновременно являются и масличными культурами.

Главные производители хлопка — страны Азии (Китай, сосредоточивающий четвертую часть его мирового производства, а также Индия, Пакистан, Вьетнам, Сирия, Турция и др.), страны Северной Америки и Южной (США, Мексика, Бразилия, Перу и др.), страны СНГ (Узбекистан), страны Африки (Египет, Судан и др.).

Основные импортеры хлопка — Китай, Мексика, Индонезия, Турция, а экспортеры — Австралия, Узбекистан, США.

Лен культурный — растение умеренного пояса. В Центральной и Северной Европе, США и Канаде большей частью культивируют лен-долгунец. В России, Беларуси и на Украине выращивают преимущественно лен-межеумок. Лен- кудряш является распространенной культурой субтропических и тропических стран. Разные сорта льна-кудряша выращивают большей частью в Индии, Пакистане, Китае и в некоторых арабских странах как масличную культуру.

Как масличную и техническую культуру лен выращивают в странах Закавказья, в частности в Грузии и Азербайджане. Здесь распространена отдельная форма льна посевного — лен стелющийся.

Джут — травянистое растение субэкваториального и экваториального пояса. Его волокна употребляются для изготовления грубых тканей, веревок, канатов. Производство сконцентрировано в странах Азии (Китай, Индия, Бангладеш).

Сизаль — волокно, произведенное из листьев травянистого тропического растения агавы. Выращивают в Бразилии и африканских странах (Танзании, Кении и др.).

Дерево влажных тропических лесов — гевея — используется в хозяйстве для производства натурального каучука. Крупнейшие в мире плантации каучуконосов (гевеи) находятся в странах Южной и Юго-Восточной Азии. На эти страны приходится более 90% мирового производства. Главные страны-производители и экспортеры: Малайзия, Индонезия, Таиланд, Индия, Шри-Ланка, Филиппины, Бразилия.

Крупнейший производитель табака — Китай, в значительно меньших объемах его производят Индия, Бразилия, Италия, Греция, Болгария, Турция, Куба, Япония.

Животноводство распространено почти повсеместно, однако основная часть животноводческой продукции приходится на страны, расположенные в умеренном климатическом поясе.

По своему значению и доле в производстве продукции животноводства особо выделяются скотоводство, свиноводство, овцеводство и птицеводство.

Размещение отраслей животноводства непосредственно зависит от кормовой базы, т.е. от заготовок сочных кормов, сухих кормов (в т.ч. фуражного зерна) и силоса.

Скотоводство является одной из ведущих отраслей животноводства, что обусловливается широким распространением крупного рогатого скота в различных природных зонах. Исключение составляют лишь тропические области Африки, где его развитию препятствует распространение мухи цеце — переносчика возбудителей сонной болезни.

По численности крупный рогатый скот (КРС) занимает первое место среди других видов сельскохозяйственных животных — 1371,1 млн. голов.

Наибольшее поголовье КРС имеется в Индии, Бразилии, США, Пакистане, Аргентине, Судане и Эфиопии. В Индии его убой ограничен религиозными запретами.

В скотоводстве различают три основных направления, связанных с особенностями кормовой базы:

• молочное скотоводство характерно для густонаселенных районов Европы и Северной Америки;

• мясомолочное скотоводство распространено в лесной и лесостепной зонах умеренного пояса;

• мясное скотоводство характерно для засушливых районов умеренного и субтропического поясов.

В странах Европейского Союза производится 21,7% всей молочной продукции мира; в Индии - 13,7%; США - 13,0%; России - 5,6%; Пакистане - 4,2%. По производству молока на душу населения лидируют Новая Зеландия (2400 кг), а также Ирландия, Нидерланды, Белоруссия, Дания, Франция, Германия. Эти же страны в большом количестве производят и экспортируют молочные продукты (масло, сыры, сгущенное молоко и пр

Главными производителями и поставщиками говядины на мировой рынок являются Австралия, Бразилия, Нидерланды, Канада, США, Аргентина.

Свиноводство распространено практически повсеместно вне зависимости от природных условий.. Свиноводство стало одной из отраслей, входящих в состав пригородного сельского хозяйства. Отрасль дает 40% мирового производства мяса, значительную часть кожевенного сырья, щетину. В мире насчитывается 956 млн. голов свиней. Наибольшее поголовье свиней имеют Китай, США, Бразилия, Вьетнам, Германия, Испания. Из-за религиозных запретов свиноводство не получило развития в мусульманских странах и Израиле.

Птицеводство — быстрорастущая отрасль животноводства. Основные направления птицеводства — яичное и мясное. Побочная продукция — пух и перо. Крупным поголовьем птицы обладают Китай, Чили, Бразилия, Индонезия, Мексика, США, Индия, Россия.

Китай, США, Япония, Россия и Индия выделяются также по производству яиц. По производству яиц на душу населения лидируют Нидерланды, Бельгия и Люксембург, Япония, США и Белоруссия.

Основные экспортеры битой птицы — США, Франция, Бразилия.

Овцеводство, как наименее прихотливая к природным условиям и кормовой базе отрасль животноводства, имеет широкое распространение.

Общее поголовье овец в мире — 1024 млн. голов. Крупным поголовьем овец располагают: Австралия, Китай, Индия, Новая Зеландия, Судан, Эфиопия, Великобритания, Испания, Иран, Пакистан.

Продукцией овцеводства являются мясо, шерсть, молоко, сыр, смушки, овчина. За последние годы в мире вдвое увеличилось потребление мяса баранины. Главные его производители и экспортеры — Австралия, Новая Зеландия, Аргентина. Эти же страны покрывают большую часть мирового спроса на овечью шерсть.

Различают следующие основные направления в овцеводстве: тонкорунное, полутонкорунное, полугрубошерстное, грубошерстное.

Основную долю тонкой шерсти в мире дают Австралия и Южная Африка. В Восточной Европе, Азии, Африке и на Ближнем Востоке велико поголовье грубошерстных и курдючных овец.

70% экспорта сырой шерсти приходится на Австралию и Новую Зеландию. Основной сбыт ее идет в Китай, затем в Италию, Англию, Францию и Германию.

Оленеводством в настоящее время, кроме коренных народов Севера, занимаются в Норвегии, Швеции и Финляндии.

Коневодство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием лошадей. В настоящее время в мире насчитывается 55,5 млн. голов лошадей. Наибольшее поголовье имеют Китай, Бразилия, Мексика, а также Монголия, Россия и Казахстан. Динамика роста поголовья лошадей нестабильна. Исключение составляют Мексика, Бразилия, Франция, где поголовье лошадей неуклонно растет.

Пчеловодство — отрасль сельского хозяйства; разведение медоносных пчел для получения меда, пчелиного воска и других продуктов, а также для опыления сельскохозяйственных культур с целью повышения их урожайности. Пчеловодством занимаются на всех континентах. Промышленное специализированное пчеловодство с высокомеханизированными пасеками развито в США, Канаде, Австралии (средний выход товарного меда в этих странах — 20—40 кг с улья).

Рыболовство — один из древнейших промыслов человечества. Между океанами рыбный промысел и добыча морепродуктов распределяются следующим образом: на Тихий океан приходится 64%, Атлантический — 27% и Индийский — 9% объема добычи. Главные рыбопромысловые районы мира расположены в пределах континентального шельфа Тихого и Атлантического океанов.

В Тихом океане — это прежде всего северо-западные и северо-восточные окраинные районы акватории, на которые выходят территории России, Японии, Китая, Кореи, США, Канады, а также прибрежные районы Южной Америки. В Атлантическом океане — это северо-западные районы, расположенные у берегов США и Канады, а также северо-восточные, находящиеся у берегов Западной Европы.

По улову рыбы и добыче морепродуктов лидируют Китай, Перу, Япония, Чили, США, Индия, Россия, Республика Корея, Норвегия и Исландия.

В последнее время в мировом рыболовстве все большую роль начинает играть аквакультура, включающая также марикультуру, т.е. выращивание водных организмов в морской среде.

Транспорт — это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое

Транспорт подразделяется на различные категории.

По среде перемещения:

·

o водный (морской, речной)

o воздушный транспорт (авиация, воздухоплавание)

o космический транспорт

o наземный транспорт (железнодорожный, автомобильный, велосипедный, транспорт, движимый животными, трубопроводный, пневматический и др.)

По назначению:

· индивидуальный

· общественный

· специального пользования

По используемой энергии

· транспорт с собственным двигателем

· приводимый в движенипе силой ветра

· приводимый в движение мускульной силой человека

· приводимый в движение мускульной силой животных

 

Водный транспорт — самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию — меньше.

Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт — самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60—67 % всего мирового грузооборота. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы — строительные материалы, уголь, руду — перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрыми автомобильным и железнодорожным транспортом). На перевозках через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка), поэтому морские суда перевозят самые разные виды товаров, но большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, руда.

Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями. Исключения — скоростные суда на подводных крыльях (иногда берущих на себя функцию междугородних автобусов-экспрессов) и суда на воздушной подушке. Также велика роль паромов и круизных лайнеров.

Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно ухудшает качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

Железнодорожный транспорт — вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям.

Железнодорожный транспорт является относительно безопасным видом транспорта. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров.. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города. Однако после Второй мировой войны железные дороги начали терять своё значение.

Железные дороги имеют много преимуществ — высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном — массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог.

Сначала в Японии, а теперь и в Европе была создана система скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до трёхсот километров в час. Такие железные дороги стали серьёзным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. По-прежнему высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов.

Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта. Наиболее электрифицированы железные дороги в Швейцарии (до 95 %), в России же этот показатель доходит до 47 %.

Из-за использования рельс, которые имеют малое сцепление, железнодорожные поезда чрезвычайно подвержены опасности столкновений, поскольку обычно следует со скоростью, не дающей возможности остановиться достаточно быстро или тормозной путь длиннее видимой для машиниста дистанции. Большинство форм контроля движения поездов состоит из инструкций движения передаваемых от ответственных за участок железнодорожной сети к бригаде поезда.

Автомобильный транспорт сейчас — самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века.

Преимущества автомобильного транспорта — маневренность, гибкость, скорость.

Недостатки. На всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры наносится значительный экологический ущерб. В частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина, вызывают кислотные дожди.

Легковые автомобили — самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира.

Автомобильный транспорт требует хороших дорог. Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей — многополосных дорог без перекрёстков, допускающих скорости движения свыше ста километров в час.

 Особое место транспорта в мировом хозяйстве определяется:

- общей длиной путей сообщения (30 миллионов километров, в том числе 1,2 млн км – железнодорожные линии, 24 млн км – протяженность автомагистралей, 1,5 млн км – трубопроводные соединения, 8,5 млн км – авиапути),

- количеством служащих транспортной инфраструктуры (около 100 млн человек),

- подвижным составом (так, всего насчитывается 500 миллионов автомобилей, около 65 тысяч морских и речных суден, несколько миллионов вагонов, а также сотни тысяч локомотивов),

- весом перевозимых грузов (около 46 триллионов тонн в год),

- грузооборотом (47 триллионов тонно-километров в год)

- пассажирооборотом (18,3 триллионов пассажиро-километров в год).

В общей структуре оборота грузов лидером является морской транспорт. Так, на его долю приходится 62,1% всех перевозимых грузов.

Следующими и менее значимыми по объему перевозимых грузов являются трубопроводный транспорт (12,8%), железнодорожный (12%), автомобильный (10,3%) и внутренний водный транспорт (около 3%). 79,3% общего пассажирооборота обрабатываются автомобильным транспортом, 10,2% - железнодорожным, 10% - авиатранспортом.

Транспортная инфраструктура мира приобрела свой современный вид в конце двадцатого века. Является она неоднородной, будучи наиболее густой в развитых государствах и наименее густой в тех странах, которые развиваются.

Среди стран с наиболее развитым уровнем транспортной системы стоит назвать Соединенные Штаты Америки, Германию, Японию, Францию и Канаду. Эти страны обладают 78% общей протяженности транспортной мировой системы и 85% мирового грузооборота.

В развивающихся странах транспортная система отображает общую систему ведения хозяйства. В них транспорт является связующим звеном между районами добычи сырья и местами его отправки. Таким образом, подчеркивается экспортное ориентирование экономики.

Плотность транспортной сети в развитых странах составляет шестьдесят километров на каждые сто квадратных километров, а в развивающихся до десяти километров.

В глобальной транспортной системе можно выделить несколько региональных. Наиболее развитой по праву является Северноамериканская региональная транспортная система, которая обладает третью общей длины всех мировых путей сообщений. Транспортная инфраструктура Европы во многом уступает транспортной системе Северной Америки, но превышает ее показатели плотности и частоты движения. Инфраструктура транспорта Азии насколько неоднородна, что в ее составе можно выделить транспортные системы отдельных государств: Японии, Китая, Индии, а также стран Юго-Западной Азии. Тот же нюанс касается и Африки, где существуют существенные различия между транспортной структурой Северной части континента и ЮАР. Единой региональной транспортной системой также является инфраструктура стран СНГ.

Одной из самых быстро развивающихся форм международного разделения труда стал международный туризм (его изучает рекреационная география и география туризма).

Международный туризм использует разнообразные рекреационные ресурсы как природного, так и антропогенного происхождения (приморские и горные районы, памятники человеческой культуры и т. д.).

Международный туризм — важное звено мировой экономики, на долю которого приходится около 1/10 мирового валового внутреннего продукта. В некоторых странах этот показатель намного выше. Так, в островных странах Карибского бассейна он составляет около 1/3, а в Испании примерно 1/5.

Туризм стал важной сферой приложения труда — в нем сосредоточена десятая часть всех рабочих мест в мире.

Туризм ежегодно приносит доход более 3 трлн. долл. (в 1993 г. — 3,4). Для многих стран это важнейший, а для некоторых — единственный источник валютных поступлений (малые островные государства).

В мире сформировалось несколько типов туристских районов. Наиболее известные и самые посещаемые приморские курорты расположены в Средиземноморском бассейне и находятся на берегах трех континентов — Европы, Азии и Африки. Благодаря развитию приморского туризма Средиземноморье стало главным туристическим регионом мира. За пределами Средиземноморья в Западном полушарии наибольшей известностью пользуются пляжи Калифорнии, Флориды, часть мексиканского побережья с всемирно известным курортом Акапулько, южное бразильское побережье (в первую очередь Рио-де-Жанейро, где еще О. Бендер хотел разгуливать в белых брюках).

В восточном полушарии известных приморских курортов гораздо меньше. Установление мира на Ближнем Востоке способствовало развитию рекреационной зоны в северной части побережья Красного моря (Акабский залив, где Иордания и Израиль имеют небольшие участки морского побережья). Из быстро растущих новых центров можно назвать Таиланд, где приморский туризм переживает период подъема.

В мире существует практически единственный классический крупный район горнолыжного туризма — Альпы. На территории всех альпийских стран (в первую очередь Швейцария и Австрия) создана мощная сеть хорошо оборудованных лыжных трасс, множество подъемников, отелей и т. д. Все остальные районы не могут составить Альпам какой-либо серьезной конкуренции.

Популярными становятся районы морского круизного туризма, где сочетаются различные виды, включающие путешествие на комфортабельном судне, отдых на пляжах, экскурсионно-познавательные программы, охватывающие, как правило, несколько стран.

В мире сложилось три основных района круизного туризма — Средиземноморье, Карибский бассейн и Океания. Быстрее всего данный вид туризма развивается в Карибском бассейне, чему способствуют великолепные природные условия и относительная близость к США, которые и «поставляют» главную массу туристов.

Основная часть туристов не только проводит время на пляжах и в горах, но и посещает наиболее интересные города.

Самые посещаемые туристами города мира расположены в Европе. Больше всего их в Италии.

При характеристике современного населения мира можно говорить о священных местах для приверженцев определенных религий. Как правило, эти священные места являются центрами религиозного паломничества, которое стало специфическим видом международного туризма. Особенно важным считается посещение святых мест для мусульман и буддистов. Каждый правоверный мусульманин ставит перед собой цель совершить хадж (паломничество) к святым аравийским местам. Учитывая, что мусульман в мире сотни миллионов (по некоторым оценкам, намного больше миллиарда), можно себе представить количество паломников, приезжающих в Саудовскую Аравию.

В четырех северных странах на широкую ногу поставлен туристический бизнес, связанный с Дедом Морозом (или Сайта Клаусом. Например, финский центр Рованиеми получил в 1994 г. около 6 млн. долл., а шведский — 4,5.

Основная часть иностранных туристов приходится на долю Европы (более 2/3), 1/5 — на долю Америки и 1/10 — на Азию (рис. 106).

Мировыми лидерами по количеству принимаемых туристов являются четыре страны: США, Франция, Италия и Испания. Сказать точно, какова численность туристов, посещающих эти страны, затруднительно, т. к. часто в статистике приведены данные как о туристах, так и об экскурсантах. Последние отличаются от туристов тем, что не останавливаются на ночлег в той или иной стране. Особенно велика доля экскурсантов в центральноевропейских странах, находящихся на перекрестке важнейших транспортных магистралей.

Бесспорным лидером в международном туристском бизнесе являются США. Интересно отметить, что основная часть иностранных туристов в пределах Европы и Америки приходится на людей, проживающих в этих же частях света

 

Вопрос 5. Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Термин международная торговля впервые использовал в XII веке итальянский учёный-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии».

Преимущества участия в международной торговле:

· интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности для зарождения и развития массового производства, повышения степени загруженности оборудования, роста эффективности внедрения новых технологий;

· увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение занятости;

· международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования предприятий;

· экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие

Регулированием мировой торговли занимается ряд международных и общественных организаций.

- в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли была создана Комиссия ООН по праву международной торговли — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН.

- в 1995 году была основана глобальная международная организация в области правил международной торговли — Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО является преемником Генерального соглашения о тарифах и торговле.

- всемирный экономический форум (ВЭФ) — международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на развитие международного сотрудничества. Форумы проводятся в Давосе. Членами Всемирного экономического форума (ВЭФ) являются около 1000 крупных компаний и организаций из разных стран мира, в том числе и из России.

 

3. После изучения материала презентаций и материала лекции выполните следующие  практические задания:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: