Книга Иова.
Толкование профессора Александра Павловича Лопухина
(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)
Глав 19
Ответная речь Иова на речь Вилдада во втором разговоре. 1–22. Положение Иова должно вызывать в друзьях чувство сострадания, сожаления, но ни в каком случае не обвинения и обличения. 23–29. Вера Иова в будущее воскресение плоти.
Иов.19:1. И отвечал Иов и сказал:
Иов.19:2. доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?
Иов.19:3. Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня.
Рассуждения друзей о гибели нечестивого и его потомства содержат довольно ясные намеки на судьбу Иова (см. Иов 15.29–34, 18.13–19). В их глазах он – грешник, что прямо и высказано Елифазом (Иов 15.4–5). Подобные обвинения, соединенные с отсутствием сострадания, доставляют мучение невинному страдальцу (ср. Иов 17.2). И так как в своих неоднократных речах ("десять" – круглое число) друзья исчерпали, по-видимому, все доводы, то им пора замолчать, прекратить мучения (ст. 2).
|
|
Иов.19:4. Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается.
И действительно, друзья не имеют права и достаточных оснований безжалостно относиться к Иову. Если он и согрешил, то причинил вред только себе, но ни в каком случае не им. Почему же они так вооружаются против него?
Иов.19:5. Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим,
Иов.19:6. то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью.
Достаточным, по-видимому, поводом к высокомерному поведению друзей («повеличаться»; ср. Пс 34.26, 37.17, 54.13) служит ужасная болезнь Иова, свидетельствующая о его нечестии. Но в этом случае надо принять во внимание то обстоятельство, что Бог поступает с ним более строго, чем он заслуживает.
Иов.19:7–22. Друзья безжалостно относятся к Иову, а между тем его положение должно возбуждать чувство сострадания.
Иов.19:7. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда.
Иов.19:8. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму.
Невинно наказанный Иов требует беспристрастного суда (Иов 9.35, 13.18–22), но не находит его. И пока длится такое состояние, он не имеет возможности избежать содержащих его великих бедствий («преградил мне дорогу, и не могу пройти» ст. 8; ср. Плач 1.6–7), даже понять причину их «на стези мои положил тьму» (ст. 8; ср. Иов 3.23).
Иов.19:9. Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей.
Иов.19:10. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою.
Иов.19:11. Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими.
Иов.19:12. Полки Его пришли вместе и направили путь свой ко мне и расположились вокруг шатра моего.
|
|
Эти бедствия состоят прежде всего в лишении того, что создавало в прежнее время его славу, доставляло ему в обществе почет и уважение (ст. 9; ср. Иов 39.7 и особенно ст. 14, по которому венцем его была правда, в неверности которой он теперь обвиняется); во-вторых, в поражении тяжкою болезнью (ст. 10), разрушающею плоть (ст. 20), даже кости (Иов 30.17), и приводящею к смерти («и я отхожу» ст. 10; ср. Иов 10.21, 16.22), так что Иов подобен ниспровергнутому дому «кругом разорил», евр. «иттецени», от «таца», употребляемого для обозначения разрушенного здания, – Суд. 9.45; Иер 39.8, и, в-третьих, в непрекращающемся до настоящего времени божественном гневе (ст. 11–12). Бог поступает с ним, как с враждебною крепостью: "Его полки" – постигшие Иова бедствия, делают приступ за приступом (ср. Иов 6.4, 10.17, 16.13–14).
Иов.19:13–19. В результате подобных отношении Бога к Иову он, прежде уважаемый, ниоткуда не встречает теперь проявлений любви, верности, почтения и привязанности. Все его избегают, а некоторые даже презирают.
Иов.19:13. Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня.
Иов.19:14. Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня.
Иов оставлен своими родными братьями («ах» – братья в буквальном смысле, как и в Пс 68.9) и забыт знающими и близкими, – лицами, стоявшими к нему в самых интимных отношениях (Пс 37.12).
Иов.19:15. Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их.
Иов.19:16. Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его.
Еще более отдалились от него те, кто не стоял с ним в таких отношениях. Он сделался совершенно чужим для находивших приют в его доме (ср. Иов 31.31–32); "пришлые", евр. «гарей бейти» (ср. Исх 3.22); облагодетельствованные прежде слуги, встречавшие с его стороны самое гуманное обращение (Иов 31.13), теперь не отзываются на его призыв, и он, их господин, должен умолять их, чтобы добиться какой-нибудь услуги.
Иов.19:17. Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего.
Иов сделался невыносим даже для самого близкого существа, своей жены; ей противно зловонное дыхание прокаженного, и он должен просить ее помощи во имя «детей чрева своего». Кто разумеется под «детьми чрева моего», остается несказанным. Детей в собственном смысле Иов не мог будто бы разуметь, так как они умерли. Детей от наложниц, как понимают LXX: «υίοὺς παλλακίδων" – «сыны подложниц», также, потому что в книге о них нет упоминания, и, кроме того, Иов представлял образец целомудрия (Иов 31.1). По мнению Делима, Кнабенбауера и др., «дети чрева моего» – дети того чрева, которое было своим для Иова, т. е. дети чрева его матери, его братья. Но если, под «детьми чрева моего» разуметь детей в буквальном смысле, то смысл и сила данного места нисколько не уменьшается, Иов умоляет жену оказать ему помощь во имя прежней любви, которая соединяла их, как супругов, и проявлением которой были умершие дети.
Иов.19:18. Даже малые дети презирают меня: поднимаюсь, и они издеваются надо мною.
Пример взрослых действуют и на малолетних. Неспособные различать добро от зла, но более жестокие, чем старшие, они издеваются над страдальцем (ср. 4Цар 2.23), когда он поднимается, т. е. делает, как изнуренный болезнью, какие-нибудь неестественные движения.
Иов.19:19. Гнушаются мною все наперсники мои, и те, которых я любил, обратились против меня.
Иов вызывает чувство отвращения у наперсников своих, – лиц, которым он поверял прежде все свои тайны (Пс 54.15), и чувство вражды у тех, которые пользовались его любовью.
|
|
Иов.19:20. Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей, и я остался только с кожею около зубов моих.
Помимо всего остального, самый вид страдальца невольно вызывает сострадание. Болезнь все разрушила: у него остались одни кости, прилипшие к коже; плоть имеется только у зубов, в виде десен.
Иов.19:21. Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня.