Цель и назначение этого раздела – показать преимущества размещения предприятия в данном регионе, обосновать необходимость отчуждения участка земли под строительство основных и вспомогательных зданий и сооружений в соответствии с генеральным планом предприятия, выбрать необходимое технологическое оборудование и технологическую схему производства конкретного вида продукции и провести технико-технологические расчеты по проекту.
Этот раздел может быть изложен в последовательности:
5.1 Производственные площади
- выбор района строительства и описание генерального плана;
- описание производственного (основного) здания;
- расчеты складских помещений;
- расчеты заводского (цехового) транспорта;
- расчеты потребности в энергоснабжении, отоплении и вентиляции.
5.2 Технологическое оборудование
- выбор и расчеты основного технологического оборудования;
- ведомость технологического оборудования;
- характеристика предлагаемого оборудования;
- необходимое оборудование;
- тепловой и механический расчеты оборудования.
5.3 Технологический процесс
- выбор и обоснование технологического процесса (ТП);
- технико-технологические расчеты (мат. баланс и т.д.);
- проектные предложения;
- описание ТП;
- безопасность и экологичность ТП;
- контроль и автоматизация ТП;
- отклонения от нормального технологического режима и методы их устранения;
- методы испытаний изделий.
5.4 Преимущества предлагаемого ТП;
- по технологическим режимам;
- по использованию современного оборудования;
- по качеству изделия;
- по БЖД и экологичности.
6.Маркетинг и менеджемент
Цель раздела – показать уровень развития стратегии маркетинга, организацию маркетинговых исследований и управление маркетингом, состояние рекламной деятельности по продвижению товара или услуг на рынок, а также осветить следующие вопросы:
- качество менеджмента
- наличие службы экономического анализа
- система контроля
- координация работ
- задачи менеджеров
- образование, профиль и опыт работы менеджеров в данной отрасли.
Разработка стратегии маркетинга – создание предварительной стратегии маркетинга на основе одобренного замысла товара.
Цена – денежная сумма, взимаемая за конкретный товар.
Реклама – любая платная форма наличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от имени известного спонсора.
Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.д. Основная задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей, т.е. – управление маркетингом – это управление спросом.
Маркетингом – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Товар – все, что может удовлетворять потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Услуги – объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений.
Жизненный цикл товара – процесс развития продаж товара и получения прибылей, состоящий из четырех этапов: этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка.
1) этап выведения на рынок – распространение товара и поступление его в продажу
2) этап роста – рост продаж новинки в период, когда примеру продолжающих покупать ранних последователей начинают следовать обычные потребители
3) этап зрелости – наступающий со временем период замедления темпов роста сбыта товара
4) этап упадка – наступающее в итоге падения сбыта товара, после того как он преодолел первые три этапа.
7. Технико-экономическое обоснование проекта
В данном разделе необходимо привести все данные (как правило, в виде таблиц), указывающие целесообразность проекта с учетом проектных предложений и экономически подтвердить эффективность производства продукции по каждому из ранее приведенных разделов в сравнении с аналоговым производством.
Рентабельность продукции – показатель эффективности производства, определяемый отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости (в процентах).
Рентабельность производства – показатель эффективности производства, определяемый отношением общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Названия таблиц приведены ниже.
Обоснование мощности производства
Капитальные вложения и сумма амортизации оборудования
Капитальные вложения и сумма амортизации зданий и сооружений
Материальные затраты
Энергозатраты на: технологические цели (электроэнергия, вода, тепло); двигательные цели (электродвигатели, конвееры и т.д.)
Распределение тарифных разрядов по профессиям и операциям
Штатное расписание (списочный состав)
Численность работающих
Фонд заработной платы основных рабочих
Фонд заработной платы вспомогательных рабочих
Смета затрат на содержание и эксплуатацию оборудования: (амортизация, текущий ремонт); услуги вспомогательных цехов, годовой фонд заработной платы вспомогательных цехов с отчислениями на социальное страхование, энергозатраты, прочие затраты.
Смета цеховых затрат: здания и сооружения (амортизация, текущий ремонт, содержание), годовой фонд заработной платы руководителей и специалистов с отчислениями на социальное страхование, охрана труда и ТБ, прочие затраты.
Калькуляция себестоимости единицы продукции: материальные затраты, энергетические затраты, заработная плата основных рабочих, отчисления на социальное страхование, затраты на эксплуатацию и содержание оборудования, цеховые затраты, общезаводские затраты, внепроизводственные затраты, полная себестоимость.
Цена единицы продукции: рентабельность, себестоимость, цена единицы продукции.
Технико-экономические показатели: годовой выпуск, капитальные вложения в основные фонды, нормируемые оборотные средства, коэффициент использования мощности, списочный состав основных рабочих, производительность труда, среднегодовая заработная плата основного рабочего, себестоимость единицы продукции, цена единицы продукции, прибыль, срок окупаемости.
Заключение.
В этом разделе необходимо кратко осветить следующие вопросы с обоснованием и подтверждением конкретными данными о выгодности проекта с учетом проектных предложений:
- научно-техническая (использование новых технологий, оборудования и т.д.)
- экологическая (воздействие на окружающую среду)
- социальная (создание новых рабочих мест, привлечение специалистов других областей и т.д.)
- коммерческая
- экономическая.
3. Заключение
Данное пособие поможет студентам технологических специальностей КГТУ целенаправленно собрать необходимые материалы при прохождении производственной практики и стажировки на предприятии для оформления курсового и дипломного проекта. Непосредственно на базовом предприятии необходимо выяснить – есть ли бизнес-план на выпускаемую продукцию (необходимо, по возможности, заиметь у себя копию). Оценить перспективы развития производства различных видов изделий, улучшения их качества, потребительских свойств и т.п.; рынки сбыта продукции, потребность в РТ и РФ, а также за рубежом. Привести подробное описание потребительских характеристик и свойства продукции (изделия) с учетом ремонта, обслуживания, взаимозаменяемости. Дать сравнение комплекса характеристик изделия с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, патентоспособность, (в то числе – себестоимость, условия и сроки эксплуатации, безаварийность работы, удобство в обслуживании и ремонте, дизайн, экологичность и т.д.). Наиболее подробно осветить вопросы, посвященные детальной проработке конкретной операции при изготовлении изделия (для курсовиков) и всего техпроцесса (для дипломников).
При прохождении производственной практики и стажировки студентам необходимо обратить внимание на следующее:
- подробно изучить и проанализировать существующий технологический процесс (фазу, операцию) по производству конкретного вида продукции;
- изучить назначение, состав изделия, назначение компонентов, комплектующих, входящих в состав изделия, дать характеристику по изделию, комплектующим, компонентам;
- выбрать материалы из патентной и другой научно-технической литературы по изделию в соответствии с заданием руководителя;
- записать в рабочей тетради по-операционно весь технологический процесс, начиная от приема, хранения и анализа исходного сырья, комплектующих до методов испытания, правил приемки готовой продукции, укупорки, транспортировки и реализации потребителю, включая послепродажное обслуживание и ремонт;
- выписать материальный баланс в расчете на единицу (1000 штук или 1000 кг, 1000 погонных (квадратных) метров) продукции;
- описать используемое в техпроцессе оборудование (устройство, принцип действия, производительность, режимы работы, габаритно-массовые характеристики, собственно чертежи оборудования и т.д.), а также оформить ведомость технологического оборудования (существующего и необходимого) для реализации предлагаемого технологического процесса, возможные неполадки в работе оборудования и методы их устранения;
- обратить внимание на узкие места в технологическом процессе и работе оборудования и предусмотреть выполнение теплового и механического расчета выбранного оборудования;
- разобраться в планировке мастерской, цеха, в назначении каждого из помещений, определить необходимые для функционирования техпроцесса производственные площади основных и вспомогательных цехов и участков, складских помещений и т.д.;
- изучить схему автоматизации, контроля параметров техпроцесса и работы оборудования, выписать используемые приборы и исполнительные механизмы и т.д. (сбор материала по автоматизации осуществлять в соответствии с заданием руководителя и методическими указаниями, изданными в КГТУ);
- при сборе материалов к проекту по безопасности и экологичности изделия и производства - обратить внимание на следующее:
- требования к изготовлению и монтажу оборудования, категории надежности электроснабжения, анализ потенциальных опасностей производства, план ликвидации аварийных ситуаций, размещение защитных устройств в цехе, санитарно-гигиенические условия труда, экологичность и др. (при этом необходимо руководствоваться методическими указаниями, изданными в КГТУ);
- технико-экономическое обоснование проектируемого производства (фазы, участка, цеха и т.д.).
Для этого необходимо собрать все данные, касающиеся экономической части проектируемого производства конкретного вида продукции:
- стоимость исходных компонентов, сырья, комплектующих, оборудования, тепло -, водо - и энергозатраты, штатное расписание работников, капитальные и текущие затраты и т.д. При сборе материала необходимо руководствоваться методическими указаниями КГТУ по проектированию производств.
Для оформления графической части проекта необходимо на производстве получить чертежи (копии) изделия, оснастки основного и вспомогательного оборудования, схемы технологического процесса и управления производством, автоматизации, планировки мастерской, генплана предприятия.
В зависимости от выданного руководителем задания по проекту отдельные разделы могут быть конкретизированы или видоизменены. По всем вопросам, касающимся прохождения производственной практики, следует обращаться:
- к руководителю практики от КГТУ;
- руководителю цеха (участка и т.д.);
- руководителю проекта.
Форма дневника, индивидуального и календарного плана прохождения производственной практики и стажировки группы студентов, а также отчета о практике для каждого студента даны в приложении (см. приложения 5,6).
При условии, что студенты продолжают повышение уровня своей профессиональной подготовки на предприятии при одновременном выполнении выпускной квалификационной работы, возможно заключение договора об индивидуальной целевой подготовке специалиста и оформление в соответствии с договором индивидуального плана стажировки конкретного студента на период стажировки (см. приложения 7,8).