Добывающая промышленность

 

Данные по ДНР

 

 


37,8                             добыча угля, млн. т

 

 

- 25,9

 

- 1,9 + 2,5

12,5

 
11,9

10

 
     

 

 

2013            2014            2015            2016

 

 

На территории ДНР расположены 37 действующих шахт (технических единиц), в т.ч. 2 шахты негосударст-венной формы собственности и 35 шахт – государственной (в т.ч. 1 шахта в аренде).

 

Общая добыча угля в ДНР в 2014 г. составила 11,9 млн. т угля, в т.ч. 8,53 млн. т энергетического и 3,32 млн. т коксующегося:

 

государственными предприятиями – 7,8 млн. т угля (–3,5 млн.т к периоду 2013 г.), в том числе 4,5 млн.т энер-гетического (–2,0 млн.т) и 3,3 млн.т коксующегося (–1,5 млн.т);

 

частными шахтами – 3,8 млн. т энергетического угля (–1,6 млн.т).


 

 

14


На территории ДНР также зарегистрированы и ведут добычу 45 частных угольных предприятий, на которых занято около 4050 человек.

 

В 2016 г. предприятиями всех форм собственности, по сравнению с 2015 г., добыча твердого топлива возросла более чем на 2,5 млн. т8. В 2016 г. угледобывающие пред-приятия Республики всех форм собственности добыли 12 млн. 5 тыс. 154 т угля, в том числе шахтами, подчинен-

 

ными Министерству угля и энергетики ДНР, добыто 5 млн. 725 тыс. 463 т угля.

 

В 2016 г. фактическая добыча угля составила: ГП «Торезантрацит» – 1,6 млн. т угля; ПАО «Шахтоуправление «Донбасс» –1,5 млн. т; ГП «Макеевуголь» – 1,7 млн. т; ГП «Шахтерскантрацит» – 994 тыс. т;

 

ГП «Донецкая угольная энергетическая компания» –

 

590,2 тыс. т;

 

шахта им. Засядько –1,2 млн. т;

 

ПАО «ДТЭК Шахта Комсомолец Донбасса» – 3,5 млн. т;

 

ПАО «Шахта «Ждановская» – 1,3 млн. т; НПО «Механик» – 208,4 тыс. т угля.

 

Еще 146, 8 тыс. т на счету коллективов малых част-ных угледобывающих предприятий9.

 

Восстановление объемов производства угольной от-расли, в сравнении с другими отраслями, происходит наи-более динамично. Такой процесс можно объяснить с воз-

 

 


8 Кто кормит Донбасс? − 2016. − 23 сентября [Электронный ресурс]. URL: https://glav.su/blog/41-column/792-post/

9 Мин. ТЭК ДНР. В 2016 г. шахтеры добыли более 12 млн. т [Элек-

тронный ресурс]. URL: http: // mintek-dnr.ru/news/v_dekabre_2016_goda_ shakhtery_doneckoj_respubliki_dobyli_svyshe_1_mln_tonn_uglja_za_ves_2016_b olee_12_mln_tonn/2017-01-09-835


 

15


можностью экспортировать уголь, прежде всего в Украи-ну. Имеющихся в Республике запасов угля достаточно, чтобы осуществлять добычу в течение 100 лет.

 

Металлургия. Не менее важной отраслью промыш-ленности для ДНР является металлургическая отрасль, которая составляет 2/3 от всего объема промышленного производства ДНР. В отрасли работает 45 предприятий. Большинство предприятий до марта 2017 г. работали в украинском правовом поле (ЕМЗ, ДМЗ)10. В 2015 г. после длительной консервации из-за активных боевых действий возобновили производство Донецкий и Енакиевский металлургические заводы. Коксохимические заводы Рес-публики работают на 30% своих производственных мощ-ностей. Приоритетным направлением является полноцен-ный запуск госпредприятия «Юзовский металлургический завод», открытого на базе бывшего Донецкого электроме-таллургического завода, который планируется полностью запустить в 2017 г. Предполагается, что ЮМЗ сможет ежемесячно производить около 30 тыс.т. стали. Сейчас на предприятии идет активная подготовка производственных мощностей, проводится восстановление и наладка обору-дования11. В 2016 г. частичный запуск данного предпри-ятия обеспечил прирост объемов производства металлур-гической продукции на 19%12 (рис. 8).

 

 

 


10Репортаж телеканала «Оплот-ТВ» «О восстановлении работы про-

мышленных  предприятий   ДНР»  [Электронный   ресурс].  URL:

https://www.youtube.com/watch?v=p8a-7ipliMs

11 Сайт Донецкого агентства новостей [Электронный ресурс]. URL:

http: // dan-news.info/ekonomika/minprom-dnr-do-konca-goda-planiruet-zapusk-v-donecke-trex-promyshlennyx-predpriyatij.html

12 А. Захарченко: По всем отраслям экономики Республики наблюда-

ется рост [Электронный ресурс]. URL: http://rusvesna.su/ recent_opinions/1468361757


 

16


            Рисунок 8  
     

 

 
     

Промышленная продукция

   
         

данные по ДНР

 
      367  

выпуск кокса, проката и стали

 
           
        - 137

в 2013-2015 гг., тыс. т

 
  кокс            
        230 - 59    
          171    
прокат              
  169

93

- 42

       

сталь

         
     

51

- 39

   
     

- 144

   
       

12

   
             
      25 - 24

1

   
             

 

2013                 2014                2015

 

 

Машиностроение. До начала военных действий в2014 г. машиностроительные предприятия Донецкой об-ласти, на которых работало свыше 60 тыс. чел, обеспечи-вали 9% реализации всей промышленной продукции ре-гиона и 11% областного экспорта товаров.

 

В период 2014−2016 гг. машиностроение, как ключе-вая отрасль экономики ДНР, ощутимо пострадала, к при-меру, поставки вагонов сократились на 82%. В значитель-ной степени машиностроительный сектор в ДНР представ-лен горнодобывающими и шахтными машинами, сбыт ко-торых ориентирован, прежде всего, на угольную и рудодо-


 

17


бывающую отрасли. Но есть и значительное вагонное и тепловозное производство.

 

По официальным данным, за 9 мес. 2016 г. предпри-ятия машиностроения в ДНР выпустили продукции на 2 млрд. руб. – это 1,5% от общего объема произведенной и реализованной продукции в Республике. По сравнению с апрелем 2016 г. произошел рост показателей с 0,7% до 1,5%. Такая динамика предположительно сохранится за счет введения в эксплуатацию новых предприятий, увели-чения количества работающих предприятий и оживления их экономической деятельности, а также с учетом приме-нения «ручного» режима управления (рис. 9, 10).

 

Рисунок 9

 












Машиностроение

 

Данные по г. Донецку

 

удельный вес продукции машиностроения в общем объёме реализации продукции промышленных предприятий, %

 

 


5,4

- 1,4

 
   

 

4,0

 

- 2,7

 

1,3

 

2013                   2014                    2015


 

18


                       

Рисунок 10

 
           

 

                 
           

Машиностроение

                 
                   

данные по ДНР

 
   

на 2016 г. физически сохранилось 45 предприятий,

         
   

из которых

   

50 % предприятий

 
   

11 не работают

   

повреждены в результате

 
       

военных действий

 
                   

24,4 %

 

+0,8%

1,5 %

     
                 
               

0,7 %

         

загружены на 20-25 %

                   
 

 

 

 

                   

своих производственных

75,6 %

                 

мощностей

   

апрель

сентябрь

 
                   

2016 г.

2016 г.

 
   

34 работают

     

рост показателей в

 
         

машиностроении

 
                 

 

 
                   
 

 

 

 

 

 
 

за 9 мес. 2016 г. выпустили

1,5 %от общего объёма произведенной и

 
 

 

 

 

   

 

     
 

продукции на 2 млрд. руб.

реализованной продукции в Республике

 
                                 

 

 

Машиностроение на территории ДНР в 2016 г. пред-ставлено 45 сохранившимися физически предприятиями, из которых, по данным статистики, работают 34 предприятия. Остальные предприятия машинострои-тельной отрасли готовы осуществлять выпуск необходи-мой продукции для угольных предприятий и предприятий коксохимической и металлургической отрасли Республи-ки. Но в связи с полным отсутствием финансирования угольной отрасли и минимальным финансированием металлургической отрасли машиностроительные заводы загружены на 20−25% своих производственных мощно-стей. При этом «Зуевский энергомеханический завод» (ос-новным заказчиком был РосАтом), ПАО «Топаз» (завод, известный своими разработками военных комплексов ра-


 

 

19


диоэлектронной борьбы), «Точмаш», остановлены полно-стью.

 

В ДНР большинство машиностроительных предпри-ятий имеют в своём распоряжении уникальные оборудо-вание и технологии, востребованные не только на внут-реннем рынке, но и в России. Восстанавливается государ-ственное предприятие «Харцызский сталепроволочно-канатный завод «Силур», где на данный момент введена временная государственная администрация и ведутся ра-боты по восстановлению производства и подготовке к его полному запуску. Возобновило работу предприятие «Дон-басс-Агромаш», которое является конкурентоспособным аналогичным предприятиям в РФ – стоимость донецкой техники оказалась дешевле на 10−15% аналогов из России

 

и Украины, а на отдельные модели − до 40%. Успешно ра-ботает Ясиноватский машиностроительный завод, на ко-тором собирают, ремонтируют и обслуживают сложную технику для шахт. В 2016 г. было выпущено 16 комбайнов из 15 заявленных. В 2017 г. ЯМЗ планирует выпустить 30 горнопроходческих комбайнов. На данный момент Ясиноватский машиностроительный завод специализиру-ется на производстве горнопроходческих комбайнов двух видов. Риском является местоположение завода вблизи линии военного разграничения. Сейчас на ЯМЗ трудятся всего 500 рабочих из ранее двух тысяч.

 

Детальный анализ и оценку ключевых тенденций машиностроительной отрасли ДНР на основе PEST анали-за, как инструмента, позволяющего выявить политические, экономические, социальные и технологические аспекты внешней среды, выявил факторы, потенциально влияющие на стратегию развития машиностроения в ДНР (табл. 1).


 

 

20


Таблица 1

 

PEST − анализ машиностроения ДНР

 


Политические факторы (Policy) Экономические факторы (Economy)

1. Отложенный политический статус 1. Разрушенные в разной степени пред-

территории.    

приятия и

уничтожение

некоторых

 

2. Неопределенность состояния пред-

вследствие боевых действий.

     

приятий по перерегистрации, из-за

2.

Нарушение

работы

машинострои-

 

утери доступа к счетам, экспортным

тельного комплекса вследствие потери

 
возможностям, угрозы конфискации

части экономических связей.

     
собственности

владельцев на других

3.

Транспортная блокада

со стороны

 
территориях.    

Украины.

платежеспособный

спрос

 

3. Большинство предприятий машино-

4. Низкий  

строения является приватизированны-

внутреннего рынка.

 

средств

у

 

ми, что практически исключает госу-

5.

Недостаток

оборотных

 

дарственное регулирование.

предприятий.

             
      6.

Низкая рентабельность производства.

 
      7.

Отсутствие или недостаточный объем

 
     

инвестиций в машиностроении.

     
     

8. Недостаток в обеспеченности сырь-

 
     

ем.

   

рынках

сбыта

 
      9.

Неопределенность в

 
     

продукции.

             
     

10. Проблемы с доступом на рынок

 
     

Украины (оплата, доставка).

     
     

11. Таможенные проблемы при органи-

 
     

зации внешнеэкономической деятель-

 
     

ности.

             
     

12. Фактическое отсутствие конкурен-

 
     

ции на территории как стимулирующе-

 
     

го фактора.

             
     

13. Наличие значительного промыш-

 
     

ленного потенциала.

         
     

14. Общемировые тенденции снижения

 
     

цен на некоторую продукцию.

     

Социальные факторы(Society)

Технологические факторы (Technology)

 

1. Уменьшение численности специали-

1.

Невысокие

позиции в

передовых

 

стов и рабочих вследствие их времен-

направлениях науки машиностроения.

 

ного или постоянного переселения в

2.

Незначительная инновационная

ак-  

результате военных действий.

тивность предприятий.

         
2. Недооценка

роли машиностроения

3.

Продукция, которая выпускается, у

 

как основы экономической и социаль-

большинства является морально уста-

 

ной защищенности значительной час-

ревшей, с низким уровнем автоматиза-

 

ти населения территории.

 

ции и интеллекта технологии производ-

 

3. Снижение привлекательности труда

ства.

             

в машиностроении.

  4.

Значительный износ активной части

 

4. Недостаток внимания к проблемам

основных фондов.

         

машиностроения и современных про-

5.

Высокий уровень материало- и энер-

 

грессивных принципов

деятельности

гоемкости продукции, которая выпус-

 

предприятий отрасли в СМИ.

кается.

             

5. Существенный разрыв между уров-

                 

нем заработной платы и уровнем по-

                 

требностей работника.

                   


 

21


Политический фактор отражает степень регулирова-ния власти, которая определяет деловую среду машино-строения и получение ключевых ресурсов для его деятель-ности. Экономический фактор показывает распределение ресурсов на уровне государства, которое является важ-нейшим условием деятельности отраслей машинострое-ния. С помощью социального компонента определяют на-учный и производственный потенциал машиностроения и общественный интерес к нему. Технологический фактор обнаруживает тенденции в технологическом развитии, ко-торые чаще всего являются причинами изменений и по-терь рынка, а также появления новых продуктов.

 

Результаты анализа показывают, что машинострое-ние ДНР находится в очень сложном состоянии, отяго-щенном условиями неопределенного политического стату-са территории, продолжающихся военных действий, эко-номической блокады ДНР. В связи с чем должны быть приняты энергичные, эффективные, в том числе финансо-вые меры со стороны и собственников предприятий, и вла-стей Республики.

 

По результатам PEST-анализа можно сделать сле-дующие выводы относительно состояния и возможных действий в машиностроительной промышленности ДНР.

 

Из действующих политических факторов следует,

 

что:

 

бюджетные средства ограничены;

 

возможности законодательного, нормативного, та-моженного и прочего регулирования ограничены рамками неопределенности;

 

возможности госрегулирования лежат лишь в плос-кости разработки и внедрения мероприятий поддержки или сдерживания.


 

22


Действующие экономические факторы показывают, что для развития внутреннего рынка и увеличения экспор-та нужны энергичные действенные мероприятия по формированию платежеспособного рынка сбыта.

 

Социальные факторы свидетельствуют о необходи-мости поднятия статуса машиностроения в обществе и формирования условий для обеспечения отрасли машино-строения кадрами специалистов и рабочих.

 

Технологические факторы показывают необходи-мость:

 

модернизации всей промышленности Республики, которая значительно расширит внутренний рынок;

 

оценки имеющегося научно-производственного по-тенциала в передовых направлениях науки и техники и определения инновационных путей развития машино-строения;

 

разработки мероприятий по повышению инноваци-онной активности в отрасли;

 

проведения масштабных НИР с целью обновления продукции, которая выпускается, для повышения ее кон-курентоспособности;

 

разработки и реализации программы действий по восстановлению активной части основных фондов.

Таким образом, основными направлениями развития машиностроительного сектора экономики Республики являются:

 

максимальное использование существующего потен-циала, в том числе за счет использования механизмов государственно-частного партнерства;

 

ориентация на первоочередное удовлетворение по-требностей существующих рынков сбыта (внутреннего, а


 

 

23


также российского), в том числе с ориентацией на импор-тозамещение;

 

интеграция в технологические цепочки России и других дружественных государств;

 

внедрение инновационных технологий, обеспечи-вающих производство конкурентоспособной продукции, ресурсо- и энергосбережение, обладающих экологически безопасными характеристиками;

 

сочетание развития машиностроительной отрасли с развитием инфраструктуры и социальным развитием;

 

развитие малого и среднего предпринимательства в машиностроении;

 

формирование системы подготовки квалифициро-ванных кадров для машиностроительного сектора эконо-мики, обладающих современным набором знаний и умений;

 

активное использование человеческого фактора путем формирования и развития инициативных трудовых коллективов, совершенствования системы корпоративного менеджмента.

 

развитие гражданского машиностроения путем соз-дания машиностроительного хаба «hub» — своеобразного отраслевого республиканского (городского) центра дея-тельности, к примеру, предусматривающего производство таких основных видов продукции, как: комплектующие для транспорта, металлических дверей, кабеля, канатов, противопожарного оборудования, с/х техники, инструмен-тального производства, производства автокомпонентов, станкостроения и пр. Создание такого машиностроитель-ного хаба в Республике позволит диверсифицировать ма-шиностроительный комплекс территории и повысить заня-тость населения, а также организовать производство про-


 

24


дукции с высокой добавленной стоимостью на основе ин-теграции предприятий гражданского машиностроения Республики.

 

Целью развития машиностроения ДНР должно быть, прежде всего, удовлетворение внутреннего спроса на машиностроительную продукцию, а также расширение присутствия на внешних рынках. Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи:

 

повысить конкурентоспособность машиностроитель-ной продукции;

 

улучшить инвестиционную привлекательность пред-приятий отрасли;

 

расширить рынки сбыта машиностроительной продукции;

 

реструктуризировать машиностроительный ком-плекс;

 

улучшить обеспечение высококвалифицированными научными и рабочими кадрами.

 

Химическая промышленность. Среди крупныхпроизводителей химического комплекса довоенного вре-мени следует отметить Донецкий завод химреактивов, Донецкий химический завод, Донецкий аккумуляторный завод «Виват», Донецкий казённый завод химических из-делий, «Донпластавтомат», Донецкий завод изоляционных материалов, Донецкий завод минеральной ваты и конст-рукций, Донецкий завод пластмасс. «Стирол» − крупней-шее предприятие химической отрасли, производитель ми-неральных удобрений до войны формировал 40% бюджета Донецкой области и занимал 3% мирового экспорта ам-миака. На данное время предприятие фактически останов-лено, в 2017 г. планируется его запуск.


 

 

25


В период 2014−2016 гг., в условиях экономической блокады и достаточно дорогого российского импорта, в ДНР активно восстанавливается химическая отрасль, пре-жде всего в сфере производства бытовой химии, ориенти-рованной на массового потребителя. Объём реализованной промышленной продукции по основным видам достиг 31% довоенного уровня. В частности, доля лакокрасочных то-варов, произведенных в Республике, составляет 35% в об-щем объеме реализованных товаров этой группы. Второе место по объемам реализации (22%) занимают клеи, про-изведенные республиканской химической промышленно-стью. Остальные позиции заняты различными видами са-нитарно-гигиенической продукции и прочими товарами бытовой химии, реализуемыми в Республике (рис. 11, 12).

 

Рисунок 11

 




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: