Данные по ДНР
37,8 добыча угля, млн. т
- 25,9
- 1,9 | + 2,5 | 12,5 | |
11,9 | 10 | ||
2013 2014 2015 2016
На территории ДНР расположены 37 действующих шахт (технических единиц), в т.ч. 2 шахты негосударст-венной формы собственности и 35 шахт – государственной (в т.ч. 1 шахта в аренде).
Общая добыча угля в ДНР в 2014 г. составила 11,9 млн. т угля, в т.ч. 8,53 млн. т энергетического и 3,32 млн. т коксующегося:
государственными предприятиями – 7,8 млн. т угля (–3,5 млн.т к периоду 2013 г.), в том числе 4,5 млн.т энер-гетического (–2,0 млн.т) и 3,3 млн.т коксующегося (–1,5 млн.т);
частными шахтами – 3,8 млн. т энергетического угля (–1,6 млн.т).
14
На территории ДНР также зарегистрированы и ведут добычу 45 частных угольных предприятий, на которых занято около 4050 человек.
В 2016 г. предприятиями всех форм собственности, по сравнению с 2015 г., добыча твердого топлива возросла более чем на 2,5 млн. т8. В 2016 г. угледобывающие пред-приятия Республики всех форм собственности добыли 12 млн. 5 тыс. 154 т угля, в том числе шахтами, подчинен-
|
|
ными Министерству угля и энергетики ДНР, добыто 5 млн. 725 тыс. 463 т угля.
В 2016 г. фактическая добыча угля составила: ГП «Торезантрацит» – 1,6 млн. т угля; ПАО «Шахтоуправление «Донбасс» –1,5 млн. т; ГП «Макеевуголь» – 1,7 млн. т; ГП «Шахтерскантрацит» – 994 тыс. т;
ГП «Донецкая угольная энергетическая компания» –
590,2 тыс. т;
шахта им. Засядько –1,2 млн. т;
ПАО «ДТЭК Шахта Комсомолец Донбасса» – 3,5 млн. т;
ПАО «Шахта «Ждановская» – 1,3 млн. т; НПО «Механик» – 208,4 тыс. т угля.
Еще 146, 8 тыс. т на счету коллективов малых част-ных угледобывающих предприятий9.
Восстановление объемов производства угольной от-расли, в сравнении с другими отраслями, происходит наи-более динамично. Такой процесс можно объяснить с воз-
8 Кто кормит Донбасс? − 2016. − 23 сентября [Электронный ресурс]. URL: https://glav.su/blog/41-column/792-post/
9 Мин. ТЭК ДНР. В 2016 г. шахтеры добыли более 12 млн. т [Элек-
тронный ресурс]. URL: http: // mintek-dnr.ru/news/v_dekabre_2016_goda_ shakhtery_doneckoj_respubliki_dobyli_svyshe_1_mln_tonn_uglja_za_ves_2016_b olee_12_mln_tonn/2017-01-09-835
15
можностью экспортировать уголь, прежде всего в Украи-ну. Имеющихся в Республике запасов угля достаточно, чтобы осуществлять добычу в течение 100 лет.
Металлургия. Не менее важной отраслью промыш-ленности для ДНР является металлургическая отрасль, которая составляет 2/3 от всего объема промышленного производства ДНР. В отрасли работает 45 предприятий. Большинство предприятий до марта 2017 г. работали в украинском правовом поле (ЕМЗ, ДМЗ)10. В 2015 г. после длительной консервации из-за активных боевых действий возобновили производство Донецкий и Енакиевский металлургические заводы. Коксохимические заводы Рес-публики работают на 30% своих производственных мощ-ностей. Приоритетным направлением является полноцен-ный запуск госпредприятия «Юзовский металлургический завод», открытого на базе бывшего Донецкого электроме-таллургического завода, который планируется полностью запустить в 2017 г. Предполагается, что ЮМЗ сможет ежемесячно производить около 30 тыс.т. стали. Сейчас на предприятии идет активная подготовка производственных мощностей, проводится восстановление и наладка обору-дования11. В 2016 г. частичный запуск данного предпри-ятия обеспечил прирост объемов производства металлур-гической продукции на 19%12 (рис. 8).
|
|
10Репортаж телеканала «Оплот-ТВ» «О восстановлении работы про-
мышленных предприятий ДНР» [Электронный ресурс]. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=p8a-7ipliMs
11 Сайт Донецкого агентства новостей [Электронный ресурс]. URL:
http: // dan-news.info/ekonomika/minprom-dnr-do-konca-goda-planiruet-zapusk-v-donecke-trex-promyshlennyx-predpriyatij.html
12 А. Захарченко: По всем отраслям экономики Республики наблюда-
ется рост [Электронный ресурс]. URL: http://rusvesna.su/ recent_opinions/1468361757
16
Рисунок 8 | |||||||
| |||||||
Промышленная продукция | |||||||
данные по ДНР | |||||||
367 | выпуск кокса, проката и стали | ||||||
- 137 | в 2013-2015 гг., тыс. т | ||||||
кокс | |||||||
230 | - 59 | ||||||
171 | |||||||
прокат | |||||||
169 | 93 | - 42 | |||||
сталь | |||||||
51 | - 39 | ||||||
- 144 | |||||||
12 | |||||||
25 | - 24 | 1 | |||||
2013 2014 2015
Машиностроение. До начала военных действий в2014 г. машиностроительные предприятия Донецкой об-ласти, на которых работало свыше 60 тыс. чел, обеспечи-вали 9% реализации всей промышленной продукции ре-гиона и 11% областного экспорта товаров.
В период 2014−2016 гг. машиностроение, как ключе-вая отрасль экономики ДНР, ощутимо пострадала, к при-меру, поставки вагонов сократились на 82%. В значитель-ной степени машиностроительный сектор в ДНР представ-лен горнодобывающими и шахтными машинами, сбыт ко-торых ориентирован, прежде всего, на угольную и рудодо-
17
бывающую отрасли. Но есть и значительное вагонное и тепловозное производство.
По официальным данным, за 9 мес. 2016 г. предпри-ятия машиностроения в ДНР выпустили продукции на 2 млрд. руб. – это 1,5% от общего объема произведенной и реализованной продукции в Республике. По сравнению с апрелем 2016 г. произошел рост показателей с 0,7% до 1,5%. Такая динамика предположительно сохранится за счет введения в эксплуатацию новых предприятий, увели-чения количества работающих предприятий и оживления их экономической деятельности, а также с учетом приме-нения «ручного» режима управления (рис. 9, 10).
Рисунок 9
Машиностроение
Данные по г. Донецку
удельный вес продукции машиностроения в общем объёме реализации продукции промышленных предприятий, %
5,4 | - 1,4 | |
4,0
- 2,7
1,3
2013 2014 2015
18
Рисунок 10 | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Машиностроение | ||||||||||||||||||
данные по ДНР | ||||||||||||||||||
на 2016 г. физически сохранилось 45 предприятий, | ||||||||||||||||||
из которых | 50 % предприятий | |||||||||||||||||
11 не работают | повреждены в результате | |||||||||||||||||
военных действий | ||||||||||||||||||
24,4 % | +0,8% | 1,5 % | ||||||||||||||||
0,7 % | ||||||||||||||||||
загружены на 20-25 % | ||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||
своих производственных | 75,6 % | |||||||||||||||||
мощностей | апрель | сентябрь | ||||||||||||||||
2016 г. | 2016 г. | |||||||||||||||||
34 работают | рост показателей в | |||||||||||||||||
машиностроении | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||
за 9 мес. 2016 г. выпустили | 1,5 %от общего объёма произведенной и | |||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||
продукции на 2 млрд. руб. | реализованной продукции в Республике | |||||||||||||||||
Машиностроение на территории ДНР в 2016 г. пред-ставлено 45 сохранившимися физически предприятиями, из которых, по данным статистики, работают 34 предприятия. Остальные предприятия машинострои-тельной отрасли готовы осуществлять выпуск необходи-мой продукции для угольных предприятий и предприятий коксохимической и металлургической отрасли Республи-ки. Но в связи с полным отсутствием финансирования угольной отрасли и минимальным финансированием металлургической отрасли машиностроительные заводы загружены на 20−25% своих производственных мощно-стей. При этом «Зуевский энергомеханический завод» (ос-новным заказчиком был РосАтом), ПАО «Топаз» (завод, известный своими разработками военных комплексов ра-
|
|
19
диоэлектронной борьбы), «Точмаш», остановлены полно-стью.
В ДНР большинство машиностроительных предпри-ятий имеют в своём распоряжении уникальные оборудо-вание и технологии, востребованные не только на внут-реннем рынке, но и в России. Восстанавливается государ-ственное предприятие «Харцызский сталепроволочно-канатный завод «Силур», где на данный момент введена временная государственная администрация и ведутся ра-боты по восстановлению производства и подготовке к его полному запуску. Возобновило работу предприятие «Дон-басс-Агромаш», которое является конкурентоспособным аналогичным предприятиям в РФ – стоимость донецкой техники оказалась дешевле на 10−15% аналогов из России
и Украины, а на отдельные модели − до 40%. Успешно ра-ботает Ясиноватский машиностроительный завод, на ко-тором собирают, ремонтируют и обслуживают сложную технику для шахт. В 2016 г. было выпущено 16 комбайнов из 15 заявленных. В 2017 г. ЯМЗ планирует выпустить 30 горнопроходческих комбайнов. На данный момент Ясиноватский машиностроительный завод специализиру-ется на производстве горнопроходческих комбайнов двух видов. Риском является местоположение завода вблизи линии военного разграничения. Сейчас на ЯМЗ трудятся всего 500 рабочих из ранее двух тысяч.
Детальный анализ и оценку ключевых тенденций машиностроительной отрасли ДНР на основе PEST анали-за, как инструмента, позволяющего выявить политические, экономические, социальные и технологические аспекты внешней среды, выявил факторы, потенциально влияющие на стратегию развития машиностроения в ДНР (табл. 1).
20
Таблица 1
PEST − анализ машиностроения ДНР
Политические факторы (Policy) | Экономические факторы (Economy) |
1. Отложенный политический статус 1. Разрушенные в разной степени пред-
территории. | приятия и | уничтожение | некоторых | ||||||||
2. Неопределенность состояния пред- | вследствие боевых действий. | ||||||||||
приятий по перерегистрации, из-за | 2. | Нарушение | работы | машинострои- | |||||||
утери доступа к счетам, экспортным | тельного комплекса вследствие потери | ||||||||||
возможностям, | угрозы | конфискации | части экономических связей. | ||||||||
собственности | владельцев на других | 3. | Транспортная блокада | со стороны | |||||||
территориях. | Украины. | платежеспособный | спрос | ||||||||
3. Большинство предприятий машино- | 4. | Низкий | |||||||||
строения является приватизированны- | внутреннего рынка. | средств | у | ||||||||
ми, что практически исключает госу- | 5. | Недостаток | оборотных | ||||||||
дарственное регулирование. | предприятий. | ||||||||||
6. | Низкая рентабельность производства. | ||||||||||
7. | Отсутствие или недостаточный объем | ||||||||||
инвестиций в машиностроении. | |||||||||||
8. Недостаток в обеспеченности сырь- | |||||||||||
ем. | рынках | сбыта | |||||||||
9. | Неопределенность в | ||||||||||
продукции. | |||||||||||
10. Проблемы с доступом на рынок | |||||||||||
Украины (оплата, доставка). | |||||||||||
11. Таможенные проблемы при органи- | |||||||||||
зации внешнеэкономической деятель- | |||||||||||
ности. | |||||||||||
12. Фактическое отсутствие конкурен- | |||||||||||
ции на территории как стимулирующе- | |||||||||||
го фактора. | |||||||||||
13. Наличие значительного промыш- | |||||||||||
ленного потенциала. | |||||||||||
14. Общемировые тенденции снижения | |||||||||||
цен на некоторую продукцию. | |||||||||||
Социальные факторы(Society) | Технологические факторы (Technology) | ||||||||||
1. Уменьшение численности специали- | 1. | Невысокие | позиции | в | передовых | ||||||
стов и рабочих вследствие их времен- | направлениях науки машиностроения. | ||||||||||
ного или постоянного переселения в | 2. | Незначительная инновационная | ак- | ||||||||
результате военных действий. | тивность предприятий. | ||||||||||
2. Недооценка | роли машиностроения | 3. | Продукция, которая выпускается, у | ||||||||
как основы экономической и социаль- | большинства является морально уста- | ||||||||||
ной защищенности значительной час- | ревшей, с низким уровнем автоматиза- | ||||||||||
ти населения территории. | ции и интеллекта технологии производ- | ||||||||||
3. Снижение привлекательности труда | ства. | ||||||||||
в машиностроении. | 4. | Значительный износ активной части | |||||||||
4. Недостаток внимания к проблемам | основных фондов. | ||||||||||
машиностроения и современных про- | 5. | Высокий уровень материало- и энер- | |||||||||
грессивных принципов | деятельности | гоемкости продукции, которая выпус- | |||||||||
предприятий отрасли в СМИ. | кается. | ||||||||||
5. Существенный разрыв между уров- | |||||||||||
нем заработной платы и уровнем по- | |||||||||||
требностей работника. |
21
Политический фактор отражает степень регулирова-ния власти, которая определяет деловую среду машино-строения и получение ключевых ресурсов для его деятель-ности. Экономический фактор показывает распределение ресурсов на уровне государства, которое является важ-нейшим условием деятельности отраслей машинострое-ния. С помощью социального компонента определяют на-учный и производственный потенциал машиностроения и общественный интерес к нему. Технологический фактор обнаруживает тенденции в технологическом развитии, ко-торые чаще всего являются причинами изменений и по-терь рынка, а также появления новых продуктов.
Результаты анализа показывают, что машинострое-ние ДНР находится в очень сложном состоянии, отяго-щенном условиями неопределенного политического стату-са территории, продолжающихся военных действий, эко-номической блокады ДНР. В связи с чем должны быть приняты энергичные, эффективные, в том числе финансо-вые меры со стороны и собственников предприятий, и вла-стей Республики.
По результатам PEST-анализа можно сделать сле-дующие выводы относительно состояния и возможных действий в машиностроительной промышленности ДНР.
Из действующих политических факторов следует,
что:
бюджетные средства ограничены;
возможности законодательного, нормативного, та-моженного и прочего регулирования ограничены рамками неопределенности;
возможности госрегулирования лежат лишь в плос-кости разработки и внедрения мероприятий поддержки или сдерживания.
22
Действующие экономические факторы показывают, что для развития внутреннего рынка и увеличения экспор-та нужны энергичные действенные мероприятия по формированию платежеспособного рынка сбыта.
Социальные факторы свидетельствуют о необходи-мости поднятия статуса машиностроения в обществе и формирования условий для обеспечения отрасли машино-строения кадрами специалистов и рабочих.
Технологические факторы показывают необходи-мость:
модернизации всей промышленности Республики, которая значительно расширит внутренний рынок;
оценки имеющегося научно-производственного по-тенциала в передовых направлениях науки и техники и определения инновационных путей развития машино-строения;
разработки мероприятий по повышению инноваци-онной активности в отрасли;
проведения масштабных НИР с целью обновления продукции, которая выпускается, для повышения ее кон-курентоспособности;
разработки и реализации программы действий по восстановлению активной части основных фондов.
Таким образом, основными направлениями развития машиностроительного сектора экономики Республики являются:
максимальное использование существующего потен-циала, в том числе за счет использования механизмов государственно-частного партнерства;
ориентация на первоочередное удовлетворение по-требностей существующих рынков сбыта (внутреннего, а
23
также российского), в том числе с ориентацией на импор-тозамещение;
интеграция в технологические цепочки России и других дружественных государств;
внедрение инновационных технологий, обеспечи-вающих производство конкурентоспособной продукции, ресурсо- и энергосбережение, обладающих экологически безопасными характеристиками;
сочетание развития машиностроительной отрасли с развитием инфраструктуры и социальным развитием;
развитие малого и среднего предпринимательства в машиностроении;
формирование системы подготовки квалифициро-ванных кадров для машиностроительного сектора эконо-мики, обладающих современным набором знаний и умений;
активное использование человеческого фактора путем формирования и развития инициативных трудовых коллективов, совершенствования системы корпоративного менеджмента.
развитие гражданского машиностроения путем соз-дания машиностроительного хаба «hub» — своеобразного отраслевого республиканского (городского) центра дея-тельности, к примеру, предусматривающего производство таких основных видов продукции, как: комплектующие для транспорта, металлических дверей, кабеля, канатов, противопожарного оборудования, с/х техники, инструмен-тального производства, производства автокомпонентов, станкостроения и пр. Создание такого машиностроитель-ного хаба в Республике позволит диверсифицировать ма-шиностроительный комплекс территории и повысить заня-тость населения, а также организовать производство про-
24
дукции с высокой добавленной стоимостью на основе ин-теграции предприятий гражданского машиностроения Республики.
Целью развития машиностроения ДНР должно быть, прежде всего, удовлетворение внутреннего спроса на машиностроительную продукцию, а также расширение присутствия на внешних рынках. Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи:
повысить конкурентоспособность машиностроитель-ной продукции;
улучшить инвестиционную привлекательность пред-приятий отрасли;
расширить рынки сбыта машиностроительной продукции;
реструктуризировать машиностроительный ком-плекс;
улучшить обеспечение высококвалифицированными научными и рабочими кадрами.
Химическая промышленность. Среди крупныхпроизводителей химического комплекса довоенного вре-мени следует отметить Донецкий завод химреактивов, Донецкий химический завод, Донецкий аккумуляторный завод «Виват», Донецкий казённый завод химических из-делий, «Донпластавтомат», Донецкий завод изоляционных материалов, Донецкий завод минеральной ваты и конст-рукций, Донецкий завод пластмасс. «Стирол» − крупней-шее предприятие химической отрасли, производитель ми-неральных удобрений до войны формировал 40% бюджета Донецкой области и занимал 3% мирового экспорта ам-миака. На данное время предприятие фактически останов-лено, в 2017 г. планируется его запуск.
25
В период 2014−2016 гг., в условиях экономической блокады и достаточно дорогого российского импорта, в ДНР активно восстанавливается химическая отрасль, пре-жде всего в сфере производства бытовой химии, ориенти-рованной на массового потребителя. Объём реализованной промышленной продукции по основным видам достиг 31% довоенного уровня. В частности, доля лакокрасочных то-варов, произведенных в Республике, составляет 35% в об-щем объеме реализованных товаров этой группы. Второе место по объемам реализации (22%) занимают клеи, про-изведенные республиканской химической промышленно-стью. Остальные позиции заняты различными видами са-нитарно-гигиенической продукции и прочими товарами бытовой химии, реализуемыми в Республике (рис. 11, 12).
Рисунок 11