Виды самостоятельной работы:
1) изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы к теме лекции и практического занятия;
2) подготовка докладов, рефератов, презентаций с последующим обсуждением их на практических занятиях;
3) подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, предусмотренных программой, самостоятельное изучение соответствующей литературы по теме;
4) выполнение упражнений и тестов для самоконтроля при подготовке к практическому занятию;
5) подготовка к контрольному тестированию.
Модель (особенности) самостоятельной работы обучающихся заочной формы обучения
При изучении логики главными требованиями являются последовательность и систематичность. Никогда не приступайте к новому разделу, не освоив материала предыдущего. В противном случае вместо просто «непонимания» у Вас будет «непонимание в квадрате». В самостоятельной работе Вашими главными помощниками должны быть конспекты лекций, учебник и сборник задач и упражнений. Для изучения теоретического материала сначала восстановите в памяти лекцию, затем, опираясь на основные вехи, расставленные преподавателем, изучите материал соответствующего раздела учебника и, наконец, закрепите полученные знания с помощью решения задач и выполнения упражнений. Не пользуйтесь интернетом вместо учебника! Тот, кто недостаточно компетентен, не сможет правильно сориентироваться в мире истинной и ложной или же просто фальшивой информации, которой наполнена «Всемирная Паутина». Интернет может Вам помочь в поиске новых интересных логических задач и головоломок, но не более.
|
|
Советы для самостоятельной работы по отдельным разделам и темам курса.
Раздел I. ЛОГИКА КАК НАУКА. ЗАКОНЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРАВЕ
Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Понятие».
Обучающимся надлежит продемонстрировать несколько ситуаций, требующих выражения одного и того же понятия различными словами. Например, каким образом понятие «подозреваемый» может выразить в слове обвинитель, адвокат, судья.
– Придумать неправильные логические характеристики, для того, чтобы аудитория могла найти эти ошибки.
– Продемонстрировать на конкретных примерах, в каких случаях можно прибегнуть к сравнению несравнимых понятий.
– Показать какое значение для юриста имеет умение оперировать равнообъемными понятиями и правильно употреблять видовые и родовые понятия.
Задания по подготовке к практическому занятию на тему «Логические операции с понятиями».
– Придумать неправильные определения, для того, чтобы коллеги по группе смогли потренироваться в поисках допущенных ошибок.
|
|
– Найти в учебниках, кодексах и других учебных материалах операции обобщения, ограничения, определения, деления понятий, и, может быть, обнаружить ошибки в этих операциях.
Задания по теме «Суждение».
– Показать сложную связь между суждением и предложением на основе создания обстановки «мини судебного разбирательства», когда одно и то же суждение в языковой форме выражают разные стороны судебного состязания.
– Выполнить работу с текстами учебных пособий, кодексов, судебных речей и др., в которых они должны выделить и символически записать сложные и комбинированные сложные суждения.
Задания по теме «Модальность суждений».
– Составление небольшого эссе с указанием на применение различных видов модальности.
– Дать оценку выступления коллег по группе, используя операторы доказано, опровергнуто, вероятно, возможно, невозможно, необходимо, случайно и др.
– Найти в Конституции РФ, кодексах, судебных речах, публичных выступлениях правообязывающие, правозапрещающие и правопредставляющие нормативные высказывания и правовые нормы.
Раздел II.УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Задания по теме «Дедуктивные умозаключения».
– Смоделировать ситуации, в которых необходимы рассуждения в форме непосредственных умозаключений.
– Придумать для коллег по группе «вопросы-ловушки».
– Показать на примерах роль и значение каждой из трех фигур категорического силлогизма, выяснить особенности их применения в правовой теории и юридической практике.
– Найти в литературе ошибку «учетверения термина».
– Продемонстрировать к каким ошибкам в рассуждениях и действиях следователя, обвинителя и др., способно привести некритическое отношение к выводам, построенным в форме чисто условного умозаключения.
– Выяснить, почему отрицающе-утверждающий модус разделительно-категорического умозаключения является продуктивнее утверждающе-отрицающего, продемонстрировать его применение в судебно-следственной практике.
– Найти в литературе применение сокращенных силлогизмов и показать, что эти выводы типичны для мыслительной и речевой деятельности человека.
Задания по теме «Недедуктивные умозаключения».
– Найти в литературе примеры «поспешного обобщения» в популярной индукции.
– Продемонстрировать собственными примерами употребление методов научной индукции в практической юридической деятельности.
– Привести примеры аналогии в правовом процессе, правовой оценке, в процессе расследования, в судебной экспертизе.
Раздел III.ЛОГИКО-КОММУНИКАТВНЫЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ЮРИСТА
Задания по теме «Логические основы аргументации».
– Проанализировать судебные речи известных русских юристов: А.Ф. Кони, П.А. Александрова, Н.П. Карабачевского, А.И. Урусова и др. и найти в них различные формы обоснования и доказательства.
– Продемонстрировать умение находить в текстах известных русских юристов различные формы опровержения и критики.
– Проанализировать судебные речи Ф.Н.Плевако и найти в них софизмы.