II.2.а. Церковь и государство в правление Константина I Великого (306-337 гг.)
Первый период истории Церкви завершается эпохой жесточайших гонений Диоклетиана, Максимина и Галерия (303—311 гг.). Новая эпоха наступает вскоре после вступления на римский престол святого равноапостольного императора Константина IВеликого.
Император Константин Великий (полное имя — Флавий Валерий Константин) родился 27 февраля 273/4 г. в городке Наисс (провинция Дакия). Его отцом был римский имперский наместник в Дакии (в 305—306 гг. август Запада) Констанций I Хлор, а матерью — простая женщина, дочь трактирщика Елена. Когда Констанций был назначен цезарем при августе Запада Максимиане Геркулии (293 г.), ему пришлось развестись с матерью Константина и жениться на падчерице Максимиана Феодоре. После этого Констанций отправился к войскам в Германию, а молодой Константин остался служить империи на Востоке сначала под началом имп. Диоклетиана, а в 305 г., после отречения Диоклетиана, перешёл на службу к его преемнику Галерию.
|
|
Константин с юности отличался умом, силой и демонстрировал большие способности к наукам. В африканских войнах Диоклетиана и персидских Галерия он проявил себя мужественным воином и дослужился до звания воинского трибуна первого разряда.
В 305 г. после отречения Максимиана августом Запада стал Констанций Хлор. После смерти последнего в 306 г. британские легионы провозгласили императором его сына. Так Константин фактически становится августом Запада (правда, потребовался ещё год, чтобы этот титул признал и правитель Востока Галерий).
После смерти Галерия в 311 г. августом Востока становится Валерий Лициниан Лициний (311-324 гг.).
В 312 г. Константин пересекает с войсками Альпы и начинает войну против Марка Аврелия Валерия Максенция, который был братом жены Константина Фаусты и сыном казнённого в 310 г. (не исключено, что по приказу Константина) бывшего августа Максимиана. Максенций был женат на дочери самого Галерия Максимилле и считал себя легитимным претендентом на пост августа Запада. Ещё в 306 г., сразу после отречения своего отца, он захватил власть в Риме и провозгласил себя августом. Разумеется, Константин мог лишь до поры до времени терпеть присутствие в столице опасного соперника.
По сообщению Евсевия, именно тогда посреди ясного дня Константину явился на небе сотканный из света крестообразный символ с надписью «Сим побеждай» (Жизнь Конст. I, 28—29). За этим видением последовало ночное явление Константину самого Господа Иисуса Христа, Который повелел ему использовать знак креста для защиты от врагов. Тогда Константин приказывает изготовить воинское знамя — лабарум, точно передающее виденный им символ, и начинает войну. 28 октября 312 г. в битве на Мильвиевом (иначе — Мульвиевом) мосту через Тибр узурпатор Максенций гибнет, а Константин воцаряется в Риме. Вместо того чтобы оставаться под защитой Аурелианских городских стен, Максентий вышел из города и устремился в бой на противника, находившегося по другую сторону Тибра. Это была такая необъяснимая глупость с военной точки зрения, что Константин принял свою победу в битве у Мильвийского моста в 312 г. как очевидный знак благорасположения Божества.
|
|
В начале 313 г. Константин и Лициний издают знаменитый Миланский эдикт, дающий христианам полную свободу исповедовать свою веру и уравнивающий христианство в правах с традиционным римским язычеством и другими культами. Тем самым достигалась лояльность христиан по отношению к государственной власти и устранялась почва для непримиримых конфликтов между Церковьюи государством.
Согласно Миланскому эдикту, христианам возвращались отобранные у них во время гонений храмы и другая недвижимость, а новые хозяева получали от государства компенсацию.
Начиная с 316 г. отношения между августами Константином и Лицинием последовательно ухудшались. Наконец Константин, получив сведения о заговоре, составленном против него людьми Лициния, объявляет последнему войну. В ряде сражений армия Лициния потерпела поражение. В отместку Лициний начал на Востоке гонения на христиан. В 324 г. Лициний терпит решающие поражения под Адрианополем во Фракии и Хрисополем в Вифинии, после чего сдаётся на милость победителя. Константин становится единоличным правителем империи.
Во всех своих битвах с Лицинием Константин использовал уже упомянутый нами лабарум — воинское знамя с символом креста и монограммой Христа, состоящей из букв X и Р. При этом он не потерпел ни одного поражения. Для Константина и его соратников это стало неопровержимым доказательством превосходства христианского Бога над всеми языческими богами.
Сразу после победы над Лицинием Константин основывает на месте старого города Византии у пролива Босфор новую столицу — Константинополь. Город получает новые крепостные стены, водопровод, в нём строится царский дворец, форум, красивые общественные здания. Новая столица отстраивается Константином как христианский город, свободный от языческого наследия. Освящение новой столицы произошло в 330 г. Фактически с этого времени появляются формальные основания говорить о зарождении на Востоке новой формы Римской империи, получившей в историографии Нового времени особое название — Византия.
Религиозные реформы Константина Великого. Константин сохранил в своих руках административные рычаги для управления религиозной жизнью в государстве. Не являясь формально членом Церкви (крещение Константин принял лишь перед кончиной), император был координатором всех культов в империи и сохранил за собой титул ропп/ех тахтш — верховного жреца Юпитера. Вместе с тем, по свидетельству Евсевия Кесарийского, близко его знавшего, император смотрел на себя, как на служителя Божия, получившего власть для того, чтобы привлечь род человеческий на служение «священнейшему закону», т.е. христианской вере. Он даже называл себя «епископом внешних». Иными словами, Константин уподоблял своё служение служению епископа, который заботится о Церкви извне, а не изнутри.
Константин первым из римских императоров принял целый ряд законов в пользу христианской Церкви. Ниже приведены важнейшие из них.
1. Согласно Миланскому эдикту и последующим законам, Церкви возвращено отобранное у неё имущество (однако личное имущество христиан возвращено не было).
|
|
2. Христианским общинам отпущены крупные субсидиии на содержание лиц, посвятивших себя Богу, т.е. вдов и аскетов; вдовы и сироты принимаются под особое покровительство общества. Духовенство освобождено от общественных обязанностей и уплаты налогов.
3. Епископам переданы некоторые функции от гражданских судов. Впоследствии епископ был приравнен к государственному чиновнику (магистрату), в случае перенесения дела по требованию одной из сторон на суд епископа его решение было окончательным.
4. Церковь получила право наследования по завещанию.
5. (Теоретически) отвергнута казнь через распятие на кресте.
Император запретил ставить клейма на лица преступников, т.к. лицо отражает образ Божий.
6. В 321 г. воскресенье официально признано религиозным праздником и днем отдыха.
7. Вопреки политике прежних императоров, отменены законы имп. Августа против безбрачия. Отменён конкубинат (внебрачное сожительство), не признаются права детей, рождённых вне брака, ужесточаются основания для развода. Введены суровые кары за широко распространённое в Древнем мире похищение женщин с целью брака.
8. Константин отменил заключение в тюрьму и уголовные преследования недоимщиков. Узаконена государственная помощь больным, нищим и другим категориям социально незащищённых лиц.
9. Преследуются пытки и убийство рабов их хозяевами; при передаче рабов в другие руки запрещено разлучать членов одной семьи. Язычникам и иудеям запрещалось под угрозой крупного штрафа иметь рабов-христиан, а за обрезание раба-христианина хозяину-иудею грозила смертная казнь (Евсевий. Жизнь Конст. IV, 27).
Помимо законодательной деятельности Константин много занимался строительством храмов. Так, в Иерусалиме им была украшена пещера Гроба Господня и построена роскошная базилика Воскресения Спасителя, в Константинополе воздвигнут храм св. Апостолов. Дворец своей второй жены Фаусты (Латеранский дворец) император отдал римским епископам. Построенная там базилика св. Иоанна в Латеране (San Giovanni in Laterano) стала собором Рима, а дворец оставался резиденцией пап до 1308 г., когда они переехали в Ватикан.
|
|
Царствование Константина замечательно также обретением величайшей христианской святыни - Честного древа Креста Господня. Согласно древнему преданию конца IV в., обретение было совершено в Иерусалиме св. равноап. Еленой, матерью Константина Великого, во время паломничества в Палестину около 326 г. На месте обретения Елена велела воздвигнуть храм Гроба Господня. Ею также были сооружены христианские базилики в Вифлееме и на г. Елеон. Официальное водружение новообретённого Креста Господня состоялось 17 сентября 334 г. (уже после смерти св. Елены) по случаю освящения базилики Гроба Господня, построенной у Голгофы. С этого события ведёт своё начало один из 12 главнейших христианских праздников — Воздвижение Креста Господня (см. ниже).
Новая идеология императорской власти. При Константине начинается формирование новой идеологии римской императорской власти. Согласно этой концепции, источником власти в империи является Верховный Владыка - Бог. Разумеется, и раньше в империи роль богов (в частности, Весты и Юпитера) признавалась очень важной, однако римляне никогда не видели в этих божествах источника государственной власти. Таким источником для них являлись только римский сенат и народ. Высшей ценностью для государства отныне становился Спаситель Иисус Христос. Император и Церковь были Его служителями и помощниками в деле духовного спасения подданных империи.
Однако не будем забывать, что юридически Церковь была всего лишь одной из многих религиозных корпораций государства и, как таковая, должна была подчиняться императору. Действительно, в некоторых важных вопросах церковной жизни (процедура выбора епископов, созыв церковных соборов, определение территориальных границ церковных округов, борьба с ересями и расколами) император обладал ключевыми административными полномочиями. Главенство императора в Церкви не противоречило догмату о том, что главой Церкви является Царь Небесный Иисус Христос — ведь христианский император был ни кем иным, как «другом Божиим» (Евсевий) и наместником Христа на земле. По этой причине Церковь с готовностью подчиняется императору как полномочному представителю Христа и в то же время, в силу несовершенства человеческой природы, служит для императора и его подданных духовной руководительницей и совершительницей спасительных Таинств.
Евсевий Кесарийский в «Похвальном слове Константину» (335 г.) так формулирует обязанности христианского императора:
«Величайшее чудо и то, что столь великий василевс, как бы истолкователь воли Всецаря Бога, громогласно взывает ко всему миру, и приглашает всех пасомых им к познанию Сущего... Сей василевс, как мудрый кормчий, сидя на возвышении и держа в руках кормило, верно правит кораблем и при содействии благоприятного ветра, ведет всех своих подданных к безопасной и вожделенной пристани. А Бог, великий Царь, простирая к нему свыше десницу, делает его победителем всех врагов и противников, и укрепляет силу его царствования... Он, т.е. правитель целого мира, Слово Божье, проходящее на всём, через всё и во всём видимом и невидимом. От Него-то и через Него заимствует образ верховного царствования сам друг Божий, василевс наш, и всем, что на земле подчинено его кормилу, управляет, подражая Всеблагому».
В другом месте Евсевий называет императора «образом» («иконой») самого Христа: «Василевс - один к одному, это образ единого Всецаря».
Однако Константин и особенно его преемники, беря от христианства идею божественной санкции верховной власти, оставались в доктринальных рамках римской имперской государственности. Римская традиция позднего принципата не допускала подчинения императора никакой другой земной власти. Поэтому Константин не принимал св. Крещения вплоть до исхода своей земной жизни — ведь иначе, по взглядам того времени, он стал бы членом одной из государственных корпораций и взял бы на себя обязанность соблюдать её устав. Это, в свою очередь, означало ограничение абсолютной монархической власти василевса. Таким образом, свойственное Константину римское правосознание не могло допустить такого юридического казуса, когда суверенный правитель государства подпадает под ограничения какой-либо государственной корпорации.
Однако, даже не получив св. Крещения, император мог проводить церковные преобразования — ведь он юридически и фактически являлся верховным правителем империи и всех существовавших в ней корпораций, в том числе религиозных. Таким образом, в силу старых римских традиций статус императора по отношению к Церкви был особым, отличным от статуса обычного человека.
Этот порядок продолжался вплоть до св. имп. Феодосия I (379— 395 гг.), который первым из императоров крестился сразу по восшествии на престол, однако сохранил особый статус «епископа внешних», сложившийся ещё при Константине.
Эта схема с некоторыми модификациями сохранялась на протяжении всей тысячелетней истории Восточной Римской империи — Византии. Церковь возносит за императора свои молитвы, император подавляет расколы и ереси, помогает Церкви материально, заботится о надлежащем исполнении ею своих функций. Между государством и Церковью существуют отношения союза и сотрудничества. Однако между ними нет равенства — император, подобно Христу, возглавляет Церковь земную и фактически управляет ею. Однако власть императора над Церковью ограничена и носит внешний (административный) характер, без права вмешательства в догматику (но это лишь до поры до времени), обрядность и церковный суд.
Константин I скончался на Пятидесятницу, 22 мая 337 г., в возрасте 65 лет, приняв перед самой кончиной св. Крещение от главы Никомидийской кафедры еп. Евсевия. Похоронили его в Константинополе, в церкви св. Апостолов, ставшей после этого официальным местом упокоения византийских императоров. Консервативный римский сенат, по старому обычаю, тут же причислил покойного к сонму языческих богов, а Церковь уже в V в. — к лику святых.
Контрольные вопросы по теме
1. Какие эдикты римских императоров о веротерпимости по отношению к христианам вам известны? Когда и кем они были изданы? Каково было их содержание?
2. Каковы были причины обращения Константина ко Христу? Что такое лабарум?
3. Какие законы в пользу христианской Церкви были приняты при Константине?
4. Какова была новая идея римской государственности, впервые сформулированная при Константине идеологом христианской монархии Евсевием Кесарийским
5. Почему Константин откладывал принятие св. Крещения вплоть до своей кончины?
Дополнительная литература по теме
Белякова Е.В. и др. Елена, равноап. // ПЭ. Т. XVIII. М., 2008. С. 293-295.
Чичуров И. С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции (ГУ - начало IX в.) // Чичуров И.С. Избранные труды. К 60-летию Игоря Сергеевича Чичурова. М., 2007. С. 80-91 (Ев-севий Кесарийский о Константине Великом).
Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. III. Никейское и посленикей-ское христианство. 311-590 гг. по Р.Х. СПб., 2007. С. 15-32 (Константин Великий).
II.2.б. Церковь и государство в IV - середине VI вв. Формирование христианской империи
Сыновья Константина, унаследовавшие от него власть в империи, продолжили церковную политику отца. Так, средний сын Константина имп. Констанций II (337—361 гг.) запрещает языческое «суеверие» и кровавые жертвы, отменяет разрешение на ночные жертвоприношеня, данное узурпатором Магненцием (23 ноября 353 г.), и даже вводит уголовное наказание за жертвоприношения (1 декабря 354 г., 19 февраля 356 г.). Им также издаются законы против «гаруспиков» (гадателей на внутренностях жертвенных животных), «математиков» (так называли тогда астрологов), прорицателей, «халдеев», магов (4 декабря 356 г., 25 января 357 г., 5 июля 358 г.). Эти законы, несмотря на терминологическую неопределённость, были направлены не на полное искоренение язычества, а лишь против крайних, уродливых форм традиционного языческого культа. Случаи закрытия или разрушения языческих храмов в 40-50 гг. IV в. были очень редки. Во время посещения Рима (356 г.) Констанций живо интересовался старинными храмами, в которых продолжали совершаться языческие обряды, но уже без кровавых жертвоприношений.
Констанций II бесцеремонно вмешивался в церковные дела на стороне ариан, добивался вопреки воле своих соправителей — старшего брата Константина II (337—340 гг.) и младшего Константа 1 (337—350 гг.) - устранения свт. Афанасия Александрийского от церковных дел. В ответ на отказ отцов Медиоланского собора 355 г. осудить Афанасия, так как это противоречило канонам, император в сердцах сказал: «Чего я желаю, то пусть и считается каноном... Или повинуйтесь, или сами отправляйтесь в ссылку» (Афон. Алекс. Ист. ариан. XXXIII, 7). Епископы посоветовали ему не смешивать власть над империей с церковным управлением, однако осудить свт. Афанасия им всё же пришлось.
Констанций II, как и Константин Великий, принял св. Крещение незадолго до своей смерти (3 ноября 361 г.) от арианского еп. Евзоия Антиохийского (Созомен. Церк. ист. V, 1.6).
Проводимая Констанцием политика жёстких репрессий против язычников вызвала в их среде сопротивление и протест. Сменивший Констанция на престоле его двоюродный брат Юлиан (361—363 гг.), получивший за своё отречение от христианства прозвище Отступник, поначалу объявил всеобщую религиозную терпимость и возвратил из ссылки православных епископов. Тем самым он рассчитывал вновь поссорить их с арианами и другими противниками Никейского символа веры. Вскоре, однако, Юлиан вновь обратился к языческому культу, а христианам запретил заниматься интеллектуальными профессиями и преподаванием грамматики, риторики, философии (Созомен. Церк. ист. V, И; Сократ. Церк. ист. III, 12-13). Краткий период языческой реакции при Юлиане закончился в 363 г. с гибелью последнего в персидском походе.
После этого императором стал Иовиан (363—364 гг.), который конфисковал земельную собственность языческих храмов и запретил языческие жертвоприношения, вновь распространившиеся при Юлиане.
Его преемник на Западе Валентиниан I (364—375 гг.) придерживался принципа веротерпимости и, хотя был убежденным сторонником Никейской веры, воздерживался от вмешательства в вероучительные споры. Поэтому арианствующие противники никейского «единосущия» в его царствование занимали сильные позиции в Италии и префектуре Иллирик. Его брат и соправитель на Востоке Валент (364-378 гг.) покровительствовал противникам Никеи и предоставил полную свободу язычникам (Феодорит. Церк. ист. V, 20). Оба императора постановили, что обряды предков не считаются преступными (19 мая и 6 декабря 371 г.), запрещались лишь колдовство, астрология и ночные жертвоприношения (9 сентября 364 г. и 12 декабря 370 (или 373) г.). По праву считая себя главным борцом с ересями, Валент начал в 370 г. гонение на православных. В то время на Востоке именно православные были в меньшинстве, а ключевые кафедры, включая Никомидию и Константинополь, занимали умеренные ариане. Гонение началось в Никомидии, потом охватило весь Восток, особенно Сирию. Православную оппозицию Валенту возглавил еп. Кесарии Каппадокийской сет. Василий Великий. В 376 г. Валент изменил свою позицию, и в 377—378 гг. на свои кафедры возвратились ранее сосланные православные епископы. В 378 г. Валент погибает в битве с готами при Адрианополе (Фракия).
Билет 2.
Имп. Феодосий Великий и утверждение христианства государственной религией. Религиозная политика императоров Аркадия и Гонория. Политика невмешательства императора Феодосия Младшего. Религиозная политика при императорах до Юстиниана Великого.
Император Восточной империи св. Феодосии I Великий (379-395 гг.) сразу же полностью порывает с государственным языческим культом и крестится (хотя и в болезни) в Фессалонике у православного еп. Асхолия, потребовав от него исповедания Никейской веры. 28 февраля 380 г. император издаёт от своего имени и от имени своих соправителей Грациана и Валентиниана знаменитый Фессалоникийский эдикт, в котором (ещё до II Вселенского собора) было провозглашено «единое Божество Отца и Сына и Святого Духа в равном величестве и в Пресвятой Троице». Наименование «кафолических христиан» закреплялось лишь за теми, кто верует как папа Римский Дамас и Пётр Александрийский.
Прибыв в 380 г. в Константинополь, император потребовал от близкого к арианству архиеп. Димофила признать единосущие Сына Отцу, но тот предпочёл отправиться в ссылку. 27 ноября 380 г. император лично вводит в кафедральный храм св. Апостолов свт. Григория Богослова в качестве архиепископа Константинопольского. В этом же году появляются законы императора Запада Грациана (367-383 гг.), направленные против ариан.
В 382 г. под влиянием сет. Амвросия Медиоланского Грациан отказывается от титула понтифекс максимус, лишает коллегии жрецов и весталок в Риме всех привилегий и окончательно удаляет из сената языческую статую Победы (впервые эта статуя была вынесена из сената ещё в 357 г., при Констанции II, однако возвращена при Юлиане). Так языческая религия была окончательно отделена от государства.
10 января 381 г. Феодосии запретил еретикам собираться в пределах городских стен Константинополя. Эдикты 2 мая 381 и 20 мая 383 г. лишали гражданских прав отступников от христианства. Аналогичный эдикт был издан западным имп. Грацианом.
В том же 381 г. император собирает в Константинополе II Вселенский Собор, на котором было осуждено как еретическое учение Македония о Св. Духе, произошло окончательное утверждение никейского учения о единосущии Сына и Св. Духа Отцу и сформулирован в окончательном виде Символ веры.
Феодосии и в дальнейшем активно использовал свои законодательные полномочия для борьбы с еретиками. После II Вселенского Собора он опубликовал эдикт от 30 июля 381 г., в котором повторил распоряжение отбирать церкви у еретиков, а православными постановил считать тех, кто состоит в общении с архиеп. Нектарием Константинопольским, Тимофеем Александрийским, еп. Григорием Нисским, Диодором Тарсским и др. Неоднократные запреты собраний еретиков были направлены против ариан, евномиан, македониан, аполлинариан (см. ниже).
В 390 г. Амвросий наложил на Феодосия временное отлучение от Церкви за жестокое подавление беспорядков в Фессалонике. Император подчинился. Впервые Церковь в лице Амвросия дала понять императору, что он не только обязан защищать интересы Церкви, но и соблюдать христианское человеколюбие по отношению к подданным — в противном случае его ждёт церковное наказание.
Борясь с еретиками внутри Церкви, Феодосии I продолжал вести целенаправленную борьбу с язычеством, В 383—389 гг. рядом эдиктов были вновь запрещены кровавые жертвы, на Востоке закрыто и разрушено большое число языческих храмов (Зосим. ГУ, 37.3; Феодорит. V, 18.14; V, 21.5-15 и др.). Наконец, эдиктами 391 и 392 гг. Феодосии запрещает все языческие обряды и посещения храмов, язычники объявляются вне закона, их имущество подлежит конфискации. Особым эдиктом, изданным в Аквилее, запрещен языческий культ в Египте, после чего христиане Александрии во главе с архиеп. Феофилом (385—412 гг.) разрушили Серапеум — храм бога Сераписа. Так христианство получает статус единственной государственной религии. С этого времени империя официально становится христианской.
В 393 г. состоялись последние Олимпийские игры, а знаменитая статуя Зевса Олимпийского работы Фидия была увезена из Олимпии в Константинополь.
При сыновьях Феодосия I империя окончательно разделяется на Западную и Восточную. На Востоке воцаряется Аркадий (395-408 гг.), на Западе - Гонорий (395—423 гг.). Сыновья Феодосия продолжили его церковную политику.
7 авг. 395 г. оба императора повторили запреты против язычников и еретиков, а год спустя отменили освобождение от налогов, которым пользовалось языческое жреческое сословие (7 дек. 396 г.). В 399 г. Гонорий запретил жертвоприношения, но при сохранении древних языческих храмов. Аркадий, наоборот, требовал их разрушения.
8 начале V в. имп. Аркадий принимает участие в соперничестве архиепископских кафедр Константинополя и Александрии. Низложение в 404 г. архиеп. Константинопольского свт. Иоанна Златоуста (398—404 гг.) стало актом императорской воли, утвердившей решение собора 30 египетских епископов во главе с Феофилом Александрийским (так называемый «собор под дубом» происходил в предместье Xалкидона, близ маленькой церкви, под дубом). Неправедное изгнание с архиепископского престола свт. Иоанна по наветам клеветников, непримиримая ненависть к Иоанну императрицы Евдоксии, интриги александрийцев и, в конце концов, ссылка Иоанна сначала в Армению, а потом на Северный Кавказ сильно омрачили церковно-государственные отношения начала V в.
По дороге в причерноморский г. Питиунт (ныне Пицунда), не выдержав тягот пути, престарелый Иоанн Златоуст скончался. В 438 г. его останки по распоряжению архиеп. Прокла были перенесены в Константинополь, и сам имп. Феодосии II перед ракой с мощами святителя молил его о прощении своих родителей.
Между тем борьба с язычеством и ересями в империи продолжалась. На Западе эдиктом Гонория от 25 ноября 407 г. языческие храмы Северной Африки лишались государственных субсидий, статуи изымались, алтари уничтожались. В 415 г. действие этого закона было распространено на все остальные провинции. Эдиктом 408 г. из числа придворных Гонория исключены нехристиане. В 418 г. по просьбе епископов Африки Гонорий начинает преследование еретиков-пелагиан.
Преемник Аркадия на Востоке Феодосии II Младший (408-450 гг.)
несколько смягчил строгость антиязыческих законов — так, эдиктом от 8 июня 423 г. смертная казнь для язычников была заменена ссылкой с конфискацией, запрещено преследование иудеев и лояльных язычников.
Важную роль в систематизации римского права и государственного законодательства о Церкви сыграл изданный в 438 г. Кодекс Феодосия, в котором были собраны и систематизированы императорские законы (конституции) начиная с Константина I. Кодекс делился на 16 тематических книг, подразделявшихся на титулы, внутри которых отдельные конституции располагались в хронологическом порядке. В XVI книге Кодекса помещены законы, касающиеся Церкви. Тем самым впервые в истории христианская Церковь получила публично-правовой статус в рамках кодификации римского права (правда, законы о Церкви пока ещё не имели приоритетного значения в системе публичного права, потому для них была отведена последняя книга Кодекса).
Первый титул XVI книги посвящён общим вопросам христианской веры; в него вошло всего четыре императорских конституции, из которых самая известная — вторая конституция титула, знаменитый Фессалоникийский эдикт Феодосия I от 380 г.;
второй титул посвящен христианским епископам и клирикам;
третий — монахам;
четвертый - догматическим спорам в рамках христианской Церкви;
пятый — различным ересям и еретикам;
шестой — запрету повторного крещения;
седьмой - вероотступникам;
восьмой — иудеям;
девятый - запрету иудеям владеть рабами-христианами;
десятый — языческим верованиям;
одиннадцатый — различным религиозным вопросам.
Правивший после Феодосия II св. Маркиан (450-457 гг.) в целом придерживался принципа невмешательства в церковные дела. Впрочем, он стал инициатором IV Вселенского Собора 451 г. в Халкидоне, собранного для пересмотра решений «разбойничьего» собора 449 г.
Вступление на престол Льва I (457—474 гг.) впервые сопровождалось коронацией императора церковным иерархом. Этот обряд (правда, не в церкви) совершил патриарх Константинополя свт. Анатолий (449—458 гг.). Данный символический акт стал ярким свидетельством превращения империи в подлинно христианскую державу, где духовная и светская власти действуют в полном согласии друг с другом и нуждаются во взаимной поддержке.
Ранее римские императоры не венчались на царство, а лишь поднимались солдатами на щите и получали от войска почётный знак отличия — особое ожерелье. Первоначально императорские коронации проводились в Евдоме (греч."Ербоц.оу, т.е. «Седьмой» — военный лагерь на седьмом милевом столбе от центра столицы), затем на ипподроме. Первая собственно церковная коронация в храме Св. Софии была проведена над имп. Константам II при его вступлении на престол в 641 г.
После Льва I некоторое время царствовал непопулярный в народе имп. Зинон.
В царствование Зинона тихо прекратила своё существование Западная Римская империя. Последний римский император Ромул Августул был низложен в 476 г. вождём германских наёмников Одоакром. В Италии образовалось германское королевство. На Востоке это событие осталось практически незамеченным - ведь старый Рим давно утратил своё величие и, постоянно осаждаемый варварами, влачил весьма жалкое существование. Отныне Римская империя правила на Востоке, оставив Запад и Северную Африку во власти варварских германских племён - готов, аламанов, франков, бургундов и вандалов.
Наследовавший Зинону и продолживший его политику имп. Анастасий I (491-518 гг.), затем Юстин I (518-527 гг.) лавируют между православными и монофизитами, добиваясь компромисса.
Вселенские Соборы.
Вселенский Собор — это особый (чрезвычайный) церковный институт, высший вероучительный, законодательный и судебный орган Вселенской Церкви, руководимый Св. Духом. По сложившейся традиции, решения Вселенских Соборов приравниваются к богодухновенному Писанию.
Важнейшими признаками Вселенского Собора в Древней Церкви являются:
1) его чрезвычайный характер;
2) участие в нём всех локальных Церквей и патриархатов;
3) решение вопросов, имеющих важность для всей Церкви;
4) санкция со стороны императорской власти;
5) последующее признание обязательной силы решений Собора для всей Церкви.
Состав Вселенских Соборов. Основной действующей единицей, имеющей голос на Соборе, был глава церковной парикии — епископ. Епископы обычно составляли партии, группирующиеся вокруг видных митрополитов, например епископа Александрийского. Поскольку с первой половины V в. Запад не подчинялся Константинопольскому императору, присутствие на Соборах западных епископов было минимальным, что в какой-то степени уравновешивалось авторитетом папских легатов, которые представляли Западную Церковь. Присутствовали на Соборе также члены низшего клира и миряне, часто в составе свиты епископов. Императоры не всегда присутствовали на Соборах, чаще дела вели их представители. В заседаниях Соборов принимали участие и представители столичной знати. Никто, кроме епископов, не имел права участвовать в голосовании, однако миряне и низшие клирики могли оказывать существенное влияние на ход соборных слушаний.
Постепенно, вместе с распространением монашества и усилением его роли, всё больший вес на Соборах приобретают монахи.
Также на Вселенских соборах часто решались канонические вопросы, связанные с церковным управлением, дисциплиной и обрядом.
Билет 3.
Первый Вселенский собор в Никее в 325 году: Состав, ход заседаний и решения Никейского собора. Первая стадия борьбы с арианством после Никейского собора: за преобладание в Кафолической Церкви. Борьба против защитников никейской веры – Евстафия, Афанасия и Маркелла. Ссылки свт. Афанасия и попытки ариан заменить никейскую веру новыми формулами.
П.4.а. Христианская триадология между 318 и 325 гг. Возникновение арианства.
Первые века христианскогоо богословия так и не внесли ясности в центральный вопрос вероучения, а именно: как соотносятся между собой Отец, Сын и Св. Дух? Божественная природа Отца в Церкви никогда не подвергалась сомнению, а вот с природой Сына и Духа полной ясности не было. Осуждение ереси монархианства Савеллия и Павла Самосатского (см. выше) не решило этого вопроса в полной мере, поскольку для оформления доктрины и предотвращения дальнейших недоразумений была необходима точная богословская терминология. Однако в III в. условий для её создания (а главное - принятия всей Церковью) ещё не было. Такие условия возникают уже в новый период церковной истории, в начале IV в. Поводом для активизации богословской рефлексии внутри Церкви послужила ересь александрийского пресвитера Ария.
Личность и богословские взгляды Ария. Арий был человеком, замечательным во многих отношениях. К его безусловным достоинствам можно отнести строгий христианский аскетизм, дар проповедничества, умение задушевными беседами и логической аргументацией убеждать и располагать к себе людей. Арий в среде пресвитеров был величиной 1-го ранга. Ученый-диалектик (по Созомену,διαλεκτικωτατος), κрасноречивый проповедник, высокого роста худощавый старик (γερων) β аскетической простой одежде, чинного и строгого поведения (даже враги не сочинили о нем ничего худого), он был кумиром многих своих прихожан, особенно женщин, точнее — диаконис и девственниц, представлявших собою многочисленную организацию.
На выборах епископа Александрии в 311 г. Арий баллотировался вместе со своим сопресвитером Александром и проиграл ему. Сет. Александр (312-326 или 328 гг.) из уважения к Арию дал ему в окормление церковь, которой он сам управлял до своего избрания.
Богословское образование Арий получил в Антиохии, в школе сщмч. Лукиана. Отправным пунктом богословской доктрины Ария послужило место из Притчей Соломоновых (VIII, 22): «Господь создал меня в начале путей Своих» (Епиф. Кипр. Против ерес. ЬХ1Х, 12). Из этой фразы Арий сделал вывод о тварной природе Сына Божия. Вопрос заострялся до формулы «быть или не быть?» не в смысле исторического бытия и роста христианства, а в смысле качественном: в смысле возможной неприметной для масс подмены самой сути христианства как религии искупления. Не понимало арианство, что суть христианства не в субъективной морали и аскезе, а в объективной тайне искупления. A что есть искупление? Отвечает песнь церковного канона: «Ни ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплощься и спасл еси всего мя человека». Чем же спас? Тем, что Сам Абсолютный через акт вочеловечения взял на Себя бремя ограниченности, греха, проклятия и смерти, лежавших на человеке и всей твари. И только став не каким-то ангелочеловеком, а реальным Богочеловеком, Он возымел истинно божескую силу и власть освободить творение от вышеуказанного бремени, искупить, вырвать его из-под власти «миродержителей тьмы века сего» (Еф. 6:12). Крестным страданием, смертью и воскресением Своим вывел Он мир из царства тления и открыл дорогу к нетлению и жизни вечной. И всякий, свободно желающий усыновитъся Ему в Его Теле — Церкви — через таинства, мистически приобщается к победе Богочеловека над смертью и становится «сыном воскресения» (Лк. 20:36).
B этом чуде из чудес и тайне из тайн суть христианства, а не в рациональной морали, как в других естественных религиях. Александр запретил Арию проповедовать это учение, однако Арий не подчинился своему архиерею. Нарушение Арием церковной дисциплины привело в дальнейшем к тяжелейшим последствиям для всей Церкви Христовой.
Осуждение Ария и его сторонников на Александрийском соборе ок. 320 г. Учение Ария поддержали некоторые клирики Александрийской Церкви. Постепенно к нему примкнули 700 девственниц, 12 диаконов, 7 пресвитеров и 2 епископа. Однако наиболее важную поддержку арианам оказал Евсевий — епископ г. Никомидии, ставшей незадолго до этих событий столицей Восточной империи. Евсевий был давним товарищем Ария по лукиановской богословской школе.
В 318 г. ариане открыто выступили против своего архиерея. В соответствии с традицией, архиеп. Александр провёл ряд богословских диспутов, на которых приложил все силы к тому, чтобы отвратить Ария и его сторонников от ереси — однако эти усилия ни к чему не привели. Тогда около 320 г. Александр созвал собор Александрийской Церкви, на котором более 100 епископов Египта, Ливии и Пентаполя осудили Ария и его сторонников (двух епископов, шесть пресвитеров и шесть диаконов), извергли их из сана, после чего они были высланы из города. Арий нашёл убежище у Евсевия Никомидийского. Фактически александрийцы бросили вызов могущественным сторонникам Ария на Востоке - не только в Никомидии, но также в Палестине и Сирии. Этот вызов был принят. С этого момента начинается второй период распространения ереси, который можно назвать «борьбой за умы» (320-325 гг.).
Полемика между арианами и православными. Антиохийский собор 324 г. Вскоре после этих событий Евсевий Никомидийский созывает собор в подвластной ему области Вифинии (около 321 г.). Съехавшиеся на собор сторонники Ария разослали по всем церквам, в том числе в Александрию, послания с изложением арианских взглядов и увещанием принять Ария в церковное общение. В ответ архиеп. Александр, понимая опасность новой ереси, также разослал всем восточным кафедрам, а также в Рим папе Сильвестру (314—335 гг.) особый полемический трактат (томос), в котором предостерегал от помощи Арию и обличал его богословские заблуждения. Однако число сторонников Ария росло.
От этого времени сохранилось важнейшее богословское произведение - послание Александра Александрийского своему тёзке еп. Александру Византийскому. http://orthodox.tts.lt/questions/poslanije.htm В этом послании, сохранённом для нас Феодоритом Кирским (Церк. ист. 1,4), содержится замечательное по своей краткости и в то же время глубине опровержение арианских взглядов на природу Сына - второго Лица Св. Троицы.
В это же время (около 321 г.) в Палестине под председательством уже известного нам (будущего церковного историка) еп. Евсевия Кесарийского собрался новый собор, который признал за изверженным Арием и его сторонниками все пресвитерские и диаконские права и предписал им вернуться в Александрию под начало свт. Александра, с которым они должны были восстановить мир и церковное общение.
Постановление Кесарийского собора формально было вполне законным, поскольку для решения споров внутри епископата какой-либо церковной области (диоцеза, митрополичьего округа) следовало привлекать соседних епископов — в данном случае епископов Палестины. Эта традиция впоследствии была узаконена церковными канонами — Ант. 14, Сард. 14, Карф. 11.
Около 324 г. Арий возвращается в Египет и возглавляет своих сторонников в Александрии. В городе начались беспорядки, церковная жизнь пришла в расстройство, еп. Александр подвергался беспрерывным нападкам и насмешкам со стороны осмелевших ариан. Часть александрийского клира отпала от Александра и перешла к Арию.
В соответствии с традицией Арий и осуждённые с ним пресвитеры и диаконы направили архиеп. Александру почтительное послание с изложением своей веры. В этом изложении самые неприемлемые формулировки были поданы в смягчённом виде, тем не менее формулы «Сын — совершенное творение Божие», «Сын не существовал прежде рождения», а потому «не совечен Отцу» были сохранены. Свою правоту ариане доказывали тем, что признание Сына совечным Отцу влечёт за собой будто бы признание двух божественных Начал, тогда как Божество может быть только Единым. Тем самым ариане совершенно определённо включили себя в традицию уже осуждённого Церковью монархианства.
Таким образом, круг богословских вопросов, поднятых арианством, сводился к следующим темам:
1. Можно ли отождествлять «рождение» Сына от Отца с творением? Ариане отвечали на этот вопрос утвердительно, православные же не рассматривали рождение Сына как вид творения, а наоборот, подчёркивали его неизъяснимый, мистический характер.
2. Верно ли утверждение: «Сын возник из не сущего»? Для Ария это утверждение верно, для Александра Александрийского — ложно, поскольку в этом случае Сын уравнивается с любым творением Божиим.
3. Верно ли утверждение, что «когда-то Его (Сына) не было»? Ариане это утверждали, православные отрицали. Этот вопрос был прямо связан с пониманием времени и Вечности. Для ариан это практически одно и то же, для их противников — совершенно разные понятия. Правда, Арий в своём послании к Евсевию Никомидийскому пытался разделить эти понятия. Он писал: «Сын... по воле и совету (Божию) был прежде времён и прежде веков совершенный Бог... Однако его не было прежде, чем Он был рождён» (Феодорит Кир. Церк. ист. I, 5). Оставалось непонятным, как «совершенный Бог» оказывается лишённым важнейшего атрибута Божества — вечности? На этот вопрос ни Арий, ни его сторонники так и не смогли дать вразумительного ответа. Для них даже божественная Вечность имела в себе разделение на «до» и «после», т.е. мыслилась по аналогии с обычным временем.
Уже от внимания Александра Александрийского не укрылось, что формально триадологическая ересь Ария имеет и христологический аспект, поскольку отрицает совершенное Божество Иисуса Христа (Посл, к Алекс. Визант.).
В конце 324 г. Антиохийский собор 56 восточных епископов, рассмотрев доставленные на собор акты Александра против Ария, вновь осуждает арианство и анафематствует тех, кто Сына Божия называет творением и утверждает, что «когда-то Его не было».
Итак, противоборствующие партии провели по два собора, на каждом из которых осудили своих противников. Зашедшая в тупик церковная ситуация могла быть разрешена только одним способом, а именно путём вмешательства высшего церковного арбитра - императора.
В том же 324 г., после победы над Лицинием, в полемику вмешивается имп. Константин Великий. Через своего доверенного посланника, еп. Осия Кордубского он попытался примирить враждующие стороны. По возвращении к императору Осий сообщил об острых и непримиримых разногласиях между сторонниками Ария и Александра, после чего на повестку дня был поставлен созыв первого в истории Церкви Вселенского Собора.
Подготовка I Вселенского Собора в Никее (325 г.). Первоначально провести Собор планировалось в центре малоазийской области Галатия г. Анкире (ныне столица Турции Анкара), однако в конце концов местом проведения была избрана Никея, как город, находящийся вблизи от резиденции императора — Никомидии. Уже сам выбор места свидетельствовал о том, что император намеревался лично следить за ходом Собора.
Официально Собор проходил с 14 июня по 25 августа 325 г. Его открытию предшествовали длительные консультации между епископами, которые съехались в Никею ещё в мае. Число приехавших на Собор иерархов точно не установлено - по разным данным, их было от 250 до 300. Традиционное число отцов (318) впервые появляется у сет. Илария Пиктавийского (О соб. 86), затем повторяется сет. Василием Великим (поел. Ы, 2) и свт. Афанасием Александрийским (Поел, к афр. епископам). Это число, скорее всего, является символическим - так, именно столько рабов было у ветхозаветного патриарха Авраама (Быт. XIV, 14), а греческое начертание числа 318 (τιη) можно расшифровать как символ креста (Т) с двумя первыми буквами имени «Иисус» (' Iησουζ).
Ещё до начала Собора на частных собраниях и консультациях епископов были сформулированы основные догматические положения о нетварной природе Сына, идущие вразрез с арианскими воззрениями. На этих частных собраниях впервые проявил свой богословский талант диакон Афанасий, будущий архиеп. Александрийский. Активное участие в предсоборных диспутах принимал и сам Арий.
Большинство епископов, не обладавших философским образованием, придерживались традиционного мнения о единстве божественной природы Отца и Сына — Слова Божия. Бывшие в меньшинстве ариане, однако, рассчитывали на голоса влиятельных и весьма сведущих в философии церковных иерархов — в том числе предстоятеля Никомидийской Церкви Евсевия. Арианская группировка состояла примерно из 17 епископов, большинство из которых были последователями Антиохийской богословской школы сщмч. Лукиана. К ним примкнули также семь епископов из Ливии. Арианская группировка не была полностью единой в своих подходах — например, Евсевий Никомидийский хоть и с оговорками, но допускал равенство Сына Отцу.
Партия противников арианства также включала в себя опытных богословов — к ней принадлежали уже упомянутый Осий Кордубский, Александр Александрийский, Макарий Иерусалимский, Маркелл Анкирский и др. Они понимали, что применение аппарата античной философии к христианскому богословию не только оправданно, но и необходимо, когда речь идёт о сложных богословских понятиях, отсутствующих в Свящ. Писании. Именно эта группа в противовес арианским положениям «когда-то Его (Сына) не было» и «Созданный из не сущих» сформулировала понятие «Рождённый из сущности (ε’κ τηζ ου’σι΄αζ) (Отца)». Центральное место в богословском языке этой группы отводилось понятию «сущности» (греч. усия — ου’σι΄α), возникшему в древнегреческой языческой философии.
Это понятие не было известно простым, не получившим классического образования епископам, составлявшим большинство Собора — именно поэтому попытка внедрить это понятие в церковную доктрину вызвала у них на первых порах насторожённость и недоверие. С другой стороны, представители старой богословской школы, испытавшей влияние Оригена и склонной к субординационизму, также не могли принять термина «единосущный». Виднейшим представителем этого «консервативного» направления в богословии был еп. Евсевий Кесарийский.
Таким образом, предсоборная полемика развернулась не столько по вопросу о применении античного философского аппарата к христианской догматике (Церковь уже давно, начиная с Иоанна Богослова, допускала в свою доктрину отдельные элементы языческой философии, переосмысляя их в христианском духе), сколько о том, чтобы как можно точнее определить отношения Отца и Сына в Св. Троице. Традиционно используемый термин «рождение» (Сына от Отца), как показала практика, не был достаточным для этой цели, поскольку оставлял открытым вопрос о тварности или нетварности Сына.
Ход Собора. Формирование Никейского Символа веры. I Вселенский Собор открылся торжественным заседанием, на котором вступительную речь произнёс сам имп. Константин. Когда приступили к решению вопросов вероучения, глава ариан Евсевий Никомидийский изложил своё так называемое «Учение веры», в котором прямо утверждалась тварная природа Сына Божия, его изменяемость и т.д. Этот символ был практически единодушно отвергнут Собором как еретический.
После этого необходимо было принять новый Символ веры, в котором все спорные вопросы получили бы точное (насколько это возможно) и однозначное определение. Очень скоро выяснилось, что терминология Свящ. Писания («сын от Бога», «сияние славы Отчей», «образ ипостаси Отца») для этого недостаточна, поскольку допускает различные толкования. Тогда Евсевий Кесарийский предложил Собору на утверждение крещальный Символ Кесарийской Церкви в своей собственной редакции.
О Сыне Божием в этом Символе говорилось следующее:
«Веруем во единого Господа Иисуса Христа, Божие Слово, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, перворождённого всей твари, прежде век от Отца рождённого» - и несколько далее: «Веруем, что каждый из Них, Отец и Сын, имеют своё бытие: Отец есть истинно Отец и Сын - истинно Сын».
Заслушав символ Евсевия, император выразил ему своё одобрение, однако потребовал включить в него термин «Единосущный», наиболее точно определяющий природу Сына по отношению к Отцу. Собор принял это предложение. После этого в символ Евсевия был внесён и ряд других поправок.
Во-первых, греческое выражение «Творца всяческого (всего без исключения - ап а нтон) видимого и невидимого» было заменено на более мягкое «всего» (п а нтон), поскольку иначе в число творений мог попасть и Сын Божий.
Во-вторых, из Символа было удалено выражение «Божие Слово (Логос)» - на его место отцы Собора поставили более традиционное «Сына Божия». От идеи древнего Логоса, через Которого произошло творение, в Символе осталось только выражение «через Которого всё произошло» («имже вся быша»). Также было устранено весьма любимое арианами выражение «перворождённого всей твари».
В-третьих, догматически неясное выражение «прежде век от Отца рождённого» было заменено другим, более чётким: «единородного, рождённого от Отца, т.е. из сущности Отца».
В-четвёртых, в Символ были включены другие догматически недвусмысленные выражения: «Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу».
В результате сделанных изменений принятый на Соборе Символ веры приобрёл следующий вид (антиарианские вставки подчёркнуты):
«Веруем во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единственного, рождённого от Отца, т.е. из сущности Отца — Бога от Бога. Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отиу. через Которого всё произошло как на небе, так и на земле. Ради нас, людей и ради нашего спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа.
А говорящих, что было (время), когда не было (Сына), или что Его не было прежде рождения и что Он произошёл из не сущих, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или тварен, или преложим, или изменяем, анафематствует кафолическая Церковь» (Евсевий. Поел, к Кесар. 4).
Под Никейским Символом поставили свои подписи почти все епископы, даже Евсевий Никомидийский (он, правда, отказался подписаться под отлучением Ария). Арий и двое ливийских епископов, отказавшихся подписать Символ, были отправлены в ссылку.
Для дальнейшей истории христианского богословия большое значение имеет то обстоятельство, что слова «сущность» и «ипостась» в Никейском Символе ещё употребляются безразлично, как полные синонимы. Такое положение сохранялось на протяжении почти всего IV в. В конце IV и в V вв. эти важнейшие термины изменят своё соотношение.
Единосущие казалось сомнительным по двум основным причинам:
1) оно вводило в соблазн простых верующих, так как было единственным небиблейским словом в «Символе Веры»;
2) единосущие было осуждено на Антиохийском соборе 268 г. как модалистский термин в учении Павла Самосатского.
Тогда, в III в., следуя Оригену, многие говорили, что Бог существует в трех Ипостасях (υπόστασις). Однако в аристотелевой терминологии греческое слово «ипостась» означало некие качественные свойства, имеющиеся у сущности (ουσία). Поэтому единосущие для многих предполагало, что три Божественные Ипостаси имеют лишь относительное значение и представляют собой всего лишь различные способы (т.е. модусы) выражения одной и той же сущности иными словами, несомненный модализм.
С другой стороны, на латынь слово «ипостась» переводилось как субстанция (substantia), которое значило ровно то же самое, что и ουσία сущность. (Слово essentia вошло в употребление лишь в XII-XIII вв. с началом схоластического богословия.)
Неудивительно, что для западных богословов учение о трех ипостасях было равносильно учению о трех сущностях, т.е. звучало как недвусмысленное троебожие (тритеизм), поэтому западное духовенство всегда стояло за единосущие.
Следовательно, тут основным был терминологический вопрос. Термины требовали прояснения, чтобы можно было проповедовать богословие и по-гречески и на латыни и в то же время избежать как модализма, так и троебожия.
После Никейского Собора восточные епископы почти единодушно отвергли единосущие. Слово «омиусиос» (подобосущный) казалось им гораздо более приемлемым. Но не стоит винить их всех в арианстве. Действительно, требовалось много времени и пояснений, чтобы термин был понят в православном смысле и принят. Однако западные богословы, плохо разбиравшиеся в этих тонкостях, не могли вникнуть в восточные проблемы и, продолжая придерживаться православной никейской веры, считали всех, не принимающих ее, чистыми арианами.
2. Таков был фон развернувшихся событий. Их главным героем стал свт.Афанасий Александрийский. Родился св. Афанасий в Александрии в христианской семье. Он получил хорошее образование, хотя и не изучал философии. В молодых летах предавался самому строгому аскетизму. В 319 г. он был посвящен в диаконы епископом Александром Александрийским. В диаконском сане он участвовал в Никейском Соборе. После смерти Александра (328 г.) был избран его преемником и занимал епископскую кафедру 47 лет, из которых 15 провел в изгнании.
Св. Афанасий был человеком необычайно цельного и героического характера. Он всю жизнь свою положил на борьбу с арианской ересью. Ариане стали пачками слать жалобы на Афанасия во все инстанции. Были среди них самые абсурдные: что Афанасий посылал золото каким-то бунтовщикам, что он убил мелетианского епископа Арсения, а руку его отрезал и приберег себе для колдовства. А самого Арсения клеветники спрятали в дальнем монастыре. Афанасию несколько раз удавалось убедить Константина в своей невинности, и тот всякий раз писал ему благосклонные письма. Но невольно за св. Афанасием утвердилась репутация смутьяна, чего Константин, более всего ценивший мир и спокойствие, не мог выносить.
В 335 г. в Тире собрался Собор, который низложил св. Афанасия, несмотря даже на то, что он привез туда живого Арсения, якобы убиенного им, и несмотря на то, что Арсений продемонстрировал всем собравшимся обе свои руки. Не дожидаясь осуждения, Афанасий бежал оттуда на груженной лесом барже и прибыл в Константинополь добиваться справедливости у императора. Однако Евсевий нашел свидетелей, утверждавших, что Афанасий призывал к забастовке докеров в Александрии, что сорвало бы поставки хлеба в Константинополь. Константин потерял терпение и сослал Афанасия в Трир. Тут важно отметить, что против Афанасия никогда не было принято никаких доктринальных постановлений, а только дисциплинарные.
Однако, не будучи тонким дипломатом, он не желал признать, что термин «единосущие» смущал многих своей двусмысленностью и потому нуждался в дополнительных разъяснениях. Для него «единосущие» было боевым кличем, от которого зависела судьба Православия и в конечном итоге наше спасение, ибо если воплотился не Бог, а тварь, то трагический разрыв между Творцом и творением не был преодолен.
Спасение для св. Афанасия не просто прощение грехов, а избавление мира от смерти и тления. Смерть можно победить изнутри ее же оружием, смертью, смертью воплощенного Бога. Ради этого происходит Боговоплощение, которым превозмогается власть смерти, уничтожается тление.
Достижение нетленного состояния, обожение это подлинная цель человеческой жизни. Ключевая фраза св. Афанасия, необходимая для того, чтобы понять его взгляды: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом». Бог воспринял плоть, чтобы мы могли стать носителями Духа.
Сражаясь с арианством за единосущие, св. Афанасий отстаивал самый смысл, самое существо христианства. Воплощение, смерть и воскресение Христа принесли миру спасение. Отрицая единосущие Христа Отцу, арианство угрожало разрушить самые сущность и основание христианской веры: человечество нуждается в спасении, но спасение возможно только от Бога, поэтому Христос и Человек, и Бог иначе мы не спасены.
Великий александриец не дожил до Константинопольского Собора 381 г., но в конце своей долгой жизни он знал о каппадокийских отцах, которые объяснили и выразили никейскую веру так, что она стала приемлемой для большинства восточных богословов.
Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский (323 – 331). Святитель Евстафий был глубоко образованным Богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. После Собора начались их происки против святителя Евстафия. С великой хитростью они добились его согласия на созыв в Антиохии Поместного Собора. В Антиохии впервые собрались ведущие представители антиникейской реакции: Евсевий Никомидийский, Феогний Никейский, Патрофил Скифопольский и Павлин Тирский. Подкупив одну блудницу, они подговорили ее явиться на Собор с грудным младенцем и лжесвидетельствовать о том, что отцом младенца является святитель Евстафий. Нарушая Апостольские правила о том, что обвинение на священнослужителя следует принимать при подтверждении двух свидетелей, ариане объявили святителя Евстафия низложенным. Он без суда был отправлен в ссылку, во Фракию. Но ложность обвинения вскоре открылась: тяжко заболев после клеветы, женщина раскаялась, призвала клириков и в присутствии многих людей исповедала свой грех. (Свт. Афанасий Великий утверждает, что главной причиной, по к-рой Е. был сослан имп. св. Константином, была клевета, будто бы Е. непочтительно отзывался о его матери). Однако к этому времени святой Константин Великий умер, и на престол вступил его сын Констанций (337 – 361), разделявший еретические взгляды Ария и покровительствовавший арианствующим епископам. Святитель Евстафий и в ссылке всё так же ревностно боролся за Православие. Скончался в ссылке, в городе Филиппах или Траянополе, в 337 году.
Третьим вождем «никейской» партии был Маркелл Анкирский участник Никейского Собора, убежденный антиоригенист. Он воевал против «разделения» Бога на три Ипостаси. Для него важнее всего было единство Бога в смысле библейского богословия, а не Платона или Оригена. Ему был присущ определенный библейский фундаментализм, который его и подвел. Его любимая цитата: «Когда же все покорит Ему [Сын Отцу], тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28). Отсюда Маркелл выводил, что различия между Сыном и Отцом временны и в конце веков исчезнут. Таким образом, учение Маркелла Анкирского можно назвать своего рода историческим модализмом. В 335 г. Константин пригласил всех восточных епископов принять участие в освящении храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Гроб Господень), на котором он также намеревался отметить 30-летие своего императорства и примирение со всеми арианами. Маркелл отказался, был обвинен в ереси и неуважении к императору и в начале 336 г. был низложен Константинопольским Собором и сослан.
Приблизительно в это время умер Арий. Смерть его покрыта туманом неизвестности. Он был покинут и забыт всеми. Арий написал письмо Константину, жалуясь, что стар и болен и что все его влиятельные и сильные друзья, такие как Евсевий Кесарийский, оставили его. Константин великодушно постановил вернуть его из ссылки и принять в общение в Константинополе. Но непосредственно перед восстановлением евхаристического общения с Церковью Арий внезапно умер. Лет через 20 после этого св. Афанасий рассказал историю о том, как патриарх Константинопольский Александр молился о том, чтобы Господь не допустил Ария к причастию, и как Арий, направляясь в Церковь, вдруг умер постыдной смертью в отхожем месте. Но, как бы там ни было, фактически Арий умер задолго до своей физической смерти: о нем все забыли, и как человек он более ничего не значил.
Вскоре после этих событий скончался император Константин. Незадолго перед своей смертью на Пятидесятницу 337 г. Константин был крещен Евсевием Никомидийским. В гробу он лежал в белой крещальной рубахе. Похоронили его в построенном им городе Константинополе в церкви 12 апостолов, где находились символические гробницы 12 учеников Христовых с их мощами. Отсюда и происходит его почетный титул равноапостольный.
Билет 4.
Вторая стадия борьбы с арианством после Никейского собора: распадение арианства на партии. Свт. Василий Великий и его деятельность по объединению омиусиан. Свт. Григорий Богослов и его деятельность в Константинополе.