Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия), а развитие мышления развивает речь. Таким образом, мы видим, что все психические процессы тесно взаимосвязаны между собой. При выполнении заданий направленных на развитие речи мы развиваем и умственные способности ребёнка и наоборот.
Развитие мышления и развитие речи у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно.
Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.
Контрольные задания:
- А.Н. Гвоздевым выделяются этапы формирования у ребенка грамматического строя русского языка:
|
|
1)период предложений, состоящих из аморфных слов - корней, которые употребляются всегда в неизменном виде (1,3-1,10г.);
2)период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1,10-3лет);
3)период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3-7лет).
- Г.Л. Розенгард- Пупко рассматривала формирование речи в 2 этапа: до 2-х лет- подготовительный; о
т 2-х и далее - этап самостоятельного становления речи.
- А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й – подготовительный – до одного года;
2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;
3-й – дошкольный – до 7 лет;
4-й – школьный.
Конспект: