Нивелирование III класса отличается от нивелирования IV класса не только допусками, но и тем, что нивелирование выполнятся по ходу дважды в прямом и обратном направлении.
Работа на станции нивелирования III класса выполняется в следующей последовательности.
1. Устанавливают нивелир на станции и приводят его в рабочее положение.
2. Наводят трубу нивелира на заднюю рейку и приведя пузырек контактного уровня в нульпункт, снимают отсчеты по черной стороне по двум дальномерным нитям (1) и (2) и по средней нити (3).
3. Наводят пузырек нивелира на переднюю рейку, приводят пузырек уровня в нульпункт, снимают отсчеты по черной стороне по двум дальномерным нитям (4) и (5) и по средней нити (6).
4. Поворачивают переднюю рейку красной стороной к нивелиру и снимают отсчет по средней нити (7).
5. Наводят трубу нивелира на заднюю рейку и приведя уровень в нульпункт снимают отсчет по красной стороне рейки по средней нити (8).
Все отсчеты снятые по рейкам записывают в полевой журнал четким разборчивым подчерком. Вычисления на станции выполняют в следующей последовательности: (см. образец №3 журнала нивелирования III класса).
1. Вычисляют дальномерные расстояния до задней и передней как разность отсчетов по дальномерным нитям.
Заднее плечо 9 = 1 – 2
Переднее плечо 10 = 4 – 5
Результаты вычислений записывают во 2 и 3 графу. Неравенство дальномерных расстояний и накопление 11 = 9 – 10 записывают в 4 графу. С учетом коэффициента дальномера, оно не должно превышать 2м, а накопление 5м.
2. Вычисляют контрольные превышения, как разность отсчетов по дальномерным нитям задней и передней реек.
12 = 1 – 4
13 = 2 – 5
и полученные результаты записывают в 4 графу.
Разность между контрольными превышениями должна равняться разности дальномерных расстояний 11 = 12 - 13.
3. Вычисляют пятки реек, как разность отсчетов по средним нитям красной и черной сторон реек.
12 = 8 – 3
13 = 7 – 6
и результаты записывают в 6 и 7 графу. Разность пяток 14 = 13 – 12 записывают в 8 графу.
4. Вычисляют превышения по черным и красным сторонам реек как разность отсчетов по средним нитям задней и передней реек.
15 = 3 – 6
16 = 8 - 7
Расхождения в превышениях вычисленных по черным и красным сторонам реек с учетом разности высот нулей не должно превышать ± 3мм. Разность превышений должна равняться разности пяток 14 = 15 – 16 и не превышать 100 ±3 мм.
5. Вычисляют среднее превышение на станции. Если в комплекте были рейки с разностью пяток в 100мм, то необходимо превышение, вычисленное по красным сторонам реек (16) изменить на 100мм в сторону превышения, вычисленного по черным сторонам реек (15), а затем усреднить полученные результаты
Полученный результат с точностью до 0,5мм записывают в графу 9.
ЖУРНАЛ НИВЕЛИРОВАНИЯ III КЛАССА
Ход от ____ Гр. рп №1 _________________________________________ до ____ Вр. рп №2 ___________________________________________
Погода _____________ ясно__________ ________________________ Изображение _ четкие и спокойные _____________________________
| Наблюдение по средней линии | Среднее превышение (мм) | ||
задняя рейка | передняя рейка | превышение | ||
ч к | 1945 (3) 6642 (8) | 1055 (6) 5855 (7) | +890 (15) +787 (16) | +888,5 (17) |
4697 (12) | 4800 (13) | +103 (14) | ||
ч к | 1962 6760 | 1102 5802 | +860 +958 | +859 |
4798 | 4700 | -98 | ||
ч к | 1460 6160 470047 | 1978 6778 | -518 -618 | -518 |
4700 | 4800 | +100 | ||
ч к | 1138 5938 | 1968 6670 | -830 -732 | -831 |
4800 | 4702 | -98 | ||
ч к | ||||
ч к | ||||
32005 (22) -31208 (23) | 31208 (23) | +797 (24) +398,5 (27) | +398,5 (25) |
№ штатива, № реек
| Наблюдение по дальномерным нитям | Контрольное превышение | |
задняя рейка | передняя рейка | ||
1 | 2242 (1) 1650 (2) | 1355 (4) 0755 (5) | +887 (12) +895 (13) |
Гр. Реп №1-2 | 592 (9) | 600 (10) | -8/-8 (11) |
2 | 2265 1656 | 1411 0791 | +854 +865 |
2-1 | 609 | 620 | -11/-19 |
3 | 1760 1163 | 2272 1692 | -512 -529 |
1-2 | 597 | 580 | +17/-2 |
4 | 1460 0818 | 2292 1648 | -832 -830 |
2-Вр. реп №2 | 642 | 644 | -2/-4 |
Контрольные вычисления | 2440 (18) | 2444 (19) | +798 (20) +399 (21) |
|