Философия средних веков

В развитии средневековой философии выделяют три крупных периода:

·период апологетики и патристики (IV – V вв.);

·схоластический период (VI – XIII вв.);

·эпоху Возрождения, или Ренессанса (XIV – XVI вв.). Особенности средневековой философии:

·Главной особенностью средневековой философии была ее зависимость от религии. Philosophia – ancilla theologiae (Философия – служанка богословия) – так определялась роль философии в общественном сознании эпохи средневековья.

·Основными источниками философии средних веков были христианская теология и античная философия, в первую очередь, наследие Платона и Аристотеля.

·Онтологическая концепция средневековой философии строилась на объективно-идеалистической основе: «Вначале было слово… И это слово было Бог».

·Отличительными чертами средневековой онтологии были теоцентризм (от лат. theos – бог) – провозглашение Бога центром всего сущего и провиденциализм (от лат. providentia – провидение) – вера в то, что все в мире совершается по воле божественного промысла.

·Характерными особенностями средневековой теории познания были иррационализм – утверждение преобладания непознаваемого над познаваемым и интуитивизм – признание религиозной интуиции (божественного откровения) главным источником познания.

·Основным руслом развития рационального познания в средние века была схоластика, задачей которой являлось доказательство истин откровения средствами логики. Чувственное, опытное познание провозглашалось греховным и сурово преследовалось, в результате чего развитие

естественных наук в средние века было приостановлено.

Период апологетики и патристики (IV – V вв.);

Апологетика (от греч. apologia – защита) – это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления официальной языческой идеологии. Не создав оригинальной философской концепции, апологеты обосновали саму возможность существования философии на основе христианского вероучения. Наиболее известным представителем апологетики был Юстин Мученик (ок.100-ок.165).

Вслед за апологетикой сформировалось течение патристики (от лат. pater – отец).

Патристикой называют учения первых идеологов христианства, так называемых «отцов церкви». В сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии, богословия, учения о церкви. Крупнейшим представителем патристики был Блаженный Августин (354 – 430).

·В своем учении Августин соединил основы неоплатонизма с христианскими постулатами. Бог, по Августину, это причина всего. Бог сотворил мир и продолжает его творить

·Августин разработал философскую проблему теодицеи (от греч. theos – бог и dike – справедливость) – проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро – это проявление Бога на земле, учил Августин, зло – это недостаток добра.

·Социальные воззрения Августина выражены в его теории о Граде Божьем, в которой он противопоставил государство (царство греха) и церковь (царство добродетели).

Схоластический период (VI – XIII вв.); схоластика (от греч. schole – школа, учение, беседа) – так называемая школьная наука, соединявшая христианскую догматику с логическими доказательствами. Догма (от греч. dogma – мнение) – это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее сомнению и критике. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения основных догматов веры. В современном языке схоластикой называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. В этом схоластика противостояла мистике (от греч. mystika – таинство, таинственные обряды) – учению о возможности познания Бога исключительно путем сверхъестественного созерцания – путем откровений, озарений и других иррациональных средств

Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета является Фома Аквинский, или Томас Аквинат (1225/26 – 1274). Он систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом. Современная философская доктрина Ватикана носит название неотомизма (от лат. neo – новый).

Два течения в средневековой философии:

·Номинализм (от лат. nomen – имя, название) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия – имена – создает познающий их субъект, когда выделяет в этих единичных предметах какие-либо общие свойства. Другими словами, общие понятия существуют только после вещей. Крупнейшими представителями номинализма были Иоанн Росцеллин (1050 – 1123/25) – французский монах-проповедник, не оставивший никакого письменного наследия и Уильям Оккам (1300–1349/50)– оксфордский профессор францисканец

·Реализм (от лат. realis – действительный) утверждал, что общие понятия существуют реально, объективно, независимо от познающего их ума. Общие понятия существуют до единичных вещей и выражают идеальную суть этих вещей. Общие понятия – это своего рода идеальные прообразы единичных вещей. Воплощаясь в единичных вещах, общая их суть всегда более или

менее искажается. Концепцию реализма разделяло большинство ортодоксальных христианских философов. Например, «отец схоластики» Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), занимавший высокий пост архиепископа и Иоанн Дунс Скот (ок. 1266 – 1308), профессор теологии и философии в Оксфорде и Париже.

Эпоха Возрождения, или Ренессанса (XIV – XVI вв.)., (от фр. renaissance – возрождение),

получила свое название из-за начавшегося в этот период восстановления важнейших принципов духовной культуры античности. Особенности:

·Основной чертой философии Возрождения стал гуманизм* (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни.

·Своеобразным проявлением гуманизма становится рационализм, утверждающий примат разума над верой

·Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира – гелиоцентрическая картина Николая Коперника (1473 – 1543) и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно (1548 – 1600).

·Во взглядах на природу в возрожденческой философии установился пантеизм (от греч. pan – всё и theos – бог) – учение, отождествляющее природу и Бога («Природа – это Бог»). Немецкий философ-самоучка Якоб Бёме (1575-1624),в своем трактате по космологии вывел знаменитую формулу пантеизма: «И как всё в боге, и сам бог всё».

·стали появляться концепции, утверждавшие новые принципы общественного бытия:

индивидуализма (обособления интересов отдельной личности) и секуляризации (обмирщения, ослабления церковного влияния во всех сферах жизни). Социальные учения эпохи Возрождения подготовили почвудля формирования новой, буржуазной идеологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: