Философия Нового времени

В философии этого периода выделяют три крупных этапа:

·этап становления научного познания (первая половина XVII в.);

·эпоху Просвещения (вторая половина XVII – XVIII вв.);

·немецкую классическую философию (конец XVIII – XIX вв.). Особенности Философия Нового времени:

·Философия XVII в. развивалась под знаком теории научного познания. В центре внимания оказались проблемы обоснования способов достижения знания – проблемы методологии научного познания.

Для онтологии этого периода характерны такие черты, как механицизм – абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм – признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход

С конца XVII в. в рамках философии Просвещения начинается активное развитие обществоведческой проблематики. В XVIII – ХIХ вв. из общефилософских знаний в самостоятельные отрасли выделяются обществоведческие дисциплины – экономика, социология, политология.

·Социальная философия в этот период занимает центральное место в системе философских знаний. Возрожденческий принцип антропоцентризма сменяется социоцентризмом: общество объявляется доминирующей сферой бытия.

Разработан новый подход к исследованию действительности, основанный на рассмотрении противоречий, определяющих развитие мира. Этот метод был назван диалектическим. На его

основе была сформирована новая философская картина мира как развивающегося и взаимосвязанного бытия всех его частей. Подобно тому, как механицизм абсолютизировал законы механики, диалектика стала абсолютизировать противоречия, объясняя любое развитие развитием противоречий.

Этап становления научного познания (первая половина XVII в.) - происходит становление двух основных методологических направлений – эмпиризма и рационализма.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria – опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт. Формирование эмпирической методологии связывают с именем английского философа Френсиса Бэкона,

Бэкона называют отцом европейской опытной науки. Он был первым философом Нового времени, выделившим в качестве предмета своих рассуждений специфику научного познания. Он сосредоточил свое внимание на методах научного исследования. Основным методом науки Бэкон считал индукцию – движение от единичного к общему.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio – разум) основным источником знания считает разум, логическое рассуждение. Формирование рационалистической методологии связывают с именем французского физика, философа и математика Рене Декарта.

·Главным достижением Декарта в области математики было создание аналитической геометрии, основанной на изобретенной им системе координат.

·Декарт ввел в математику переменные величины, что позволило сделать аналитическую математику методологией естественнонаучного познания, и, в первую очередь, физики. Это и стало основой рационализма как методологии научного познания.

·Декарт не признавал опытное, чувственное познание достоверным: чувства искажают действительность, истинным может быть только рассуждение, мысль. «Cogito, ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»), – гласит основополагающий тезис Декарта. Не проверенные математически, опытные данные не могут являться основой подлинно научного знания.

·Декартом были выведены основные правила рационального метода: признание исходным пунктом рассуждений элементарных самоочевидных истин (аксиом); следование от простого к сложному; строгая последовательность логических рассуждений; отсутствие пропусков. В

отличие от Бэкона, главенствующее место в научном познании Декарт отводил дедукции (выведению) – движению от общего к частному.

Эпоха Просвещения (вторая половина XVII – XVIII вв.)- Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVII – XVIII вв., представители которого полагали, что недостатки общественного устройства происходят от невежества людей, и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах.

·Рационализм как общая вера в разум является одной из наиболее характерных черт философии Просвещения.

·Особенностями просветительской идеологии являются также антиклерикализм (от греч. anti – против и лат. clericalis – церковный) – выступления против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества и антиобскурантизм (от лат. obscurans – затемняющий) – борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.

·Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм).

·Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

·Просвещение волной прокатилось по странам Европы. В XVII в. колыбелью просветительских

идей была Англия, в XVIII в. Просвещение перемещается во Францию, где достигает своего наивысшего расцвета. Во второй половине XVIII в. Просвещение захватывает восточноевропейские империи – Пруссию, Австрию, Россию и другие страны.

Английское Просвещение XVII в. Представлено общественно-политическими учениями Томаса Гоббса и Джона Локка. Гоббс разработал концепцию естественного права, ставшую важнейшим источником идеологии либерализма. По Гоббсу, естественным правом является свобода человека «использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого»

·В рамках этой концепции Гоббс разработал теорию о договорном происхождении государства,

получившую название теории общественного договора. ДЖОН ЛОКК

·Локк, развивая эмпирическую линию Бэкона, обосновал принцип сенсуализма: в нашем разуме нет ничего, чего ранее не было бы в наших ощущениях. Локк отрицал наличие врождённых идей в сознании человека. Разум человека – это tabula rasa (чистая доска), на которой пишет опыт.

·Локк является одним из основоположников теории частной собственности. Он доказывал прогрессивность и общественную значимость этого института, рассмотрев, однако, и пределы его распространения. Частная собственность прогрессивна только в тех пределах, пока она не мешает другим людям свободно реализовывать свои естественные права пользования природными ресурсами (в первую очередь, землей) в добывании средств к существованию.

·Локк выдвинул также идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей – на законодательную, исполнительную и федеративную.

Французское Просвещение XVIII в. представлено Вольтером и когортой «энциклопедистов» – Дени Дидро, Шарль Луи Монтескье, Жан Жак Руссо и др. Энциклопедистами их называют за создание знаменитой пятитомной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» 1751 – 1780 гг., в которой впервые были обобщены основные научные знания эпохи. Энциклопедия (от греч. enkyklos paideia – обучение по всему кругу наук) затем стала самым популярным жанром свода научных знаний. Энциклопедистов, стоявших на различных онтологических и гносеологических позициях, объединяла идея Просвещения как основного средства усовершенствования мира.

Немецкая классическая философия (конец XVIII – XIX вв.). систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания, создав универсальную систему, позволяющую объяснить мир в целом и открывающую путь к познанию любых его частностей.

Немецкая классическая философия представлена именами Иоганна Готлиба Фихте (1762 – 1814), Фридриха Шеллинга (1775 – 1854), Артура Шопенгауэра(1788-1860),Людвига Фейербаха (1804

– 1872). Наивысшие достижения немецкой философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Диалектическое учение Гегеля оказало сильнейшее влияние на последующее развитие философии. Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философских течений стал

марксизм, соединивший диалектику с материализмом.

Развитие кантианского направления философии в XIX в. было продолжено позитивизмом. Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – философское течение, предлагающее ограничить научное познание «положительным», т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость «метафизического» (общетеоретического, философского, абстрактного) познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность. Основоположником позитивизма считается французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857), который ввел в оборот и сам термин «позитивная философия». При жизни Конта идеи позитивной философии не пользовались успехом. Широкое распространение позитивизм получил только во второй половине XIX в., главным образом, благодаря трудам английских мыслителей Джона Стюарта Милля (1806 – 1873) и Герберта Спенсера (1820 – 1903).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: