Читательский дневник - это специальная тетрадь к литературным произведениям по внеклассному чтению в начальной школе.
Ведение читательского дневника - не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник. Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях - кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась, о чём заставила задуматься. Дневник поможет обращать внимание как на авторов книг, так и на художников-иллюстраторов - Вы сможете легче ориентироваться в "книжном море".
За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например, рисунками к книгам) можно по своему усмотрению.
Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, а при необходимости вы сможете обратиться к книге. Время от вмени нужно обязательно просматривать дневник - тогда знания содержания и впечатления о книге закрепятся в памяти.
У этой тетради должно быть название: «Читательский дневник» «Дневник читателя» «Читаю с удовольствием»…. Титульный лист(обложку) дневника нужно красиво оформить
На следующей странице напишите об авторе, который ведёт дневник (т.е. о себе): Ф.И.О. не много о себе, приклеить своё фото (можно, где ребёнок читает, ребёнок с книгами….).
Содержание читательского дневника,(можно оставить 1 стр. или 2 стр.) в котором будут перечислены все книжки, которые прочитал ребенок. Где его расположить подумайте сами в начале или в конце, а может оно будет в середине
!!!!!Можно сделать странички «Мой график скорости чтения за 1 минуту» (1 раз в неделю, 1 раз в месяц) и так каждый месяц лета.
!!!!!Можно продумать странички для тех особенных книг, которые понравились «Моя золотая коллекция» «Рекомендую прочитать» «Прочитайте, не пожалеете!»….. Помещать мини обложки, названия книг.
Каждая страница – это отчёт о прочитанной книге.
Предлагаю читательский дневник оформлять следующим образом:
· Название произведения
· Автор произведения
· Жанр произведения:(сказка, рассказ, повесть, стихотворение)
· Картинка из произведения(обложка книги, иллюстрация к любому сюжету из произведения). Как сделать? Сам нарисовал ребёнок, взрослый помог нарисовать Не умеете рисовать? копируйте – раскрасьте. НО лучше детские работы.
Если ребёнку не трудно он может написать мини-отзыв: Я прочитал…… (указываем книгу, автора, жанр) Это произведение о…. Мне понравилось или нет (почему?)
-Дата чтения указываем в правом верхнем углу страницы (если произведение большое или ребёнок пока плоховато читает, тогда пишите дату начала и окончания чтения),
- В дневник можно вклеить данные ниже памятки и таблицу для проверки техники чтения. (см приложения)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями.
На уроках литературного чтения
· использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса;
· дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.
Необходимо организовать внеурочную занятость обучающихся по различным направлениям развития личности.
Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.
В результате хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жукова И.Л. Реальное и идеальное чтение: Стратегия выбора книг для внеклассного чтения / И.Л.Жукова // Начальная школа.- 2007. - №4. – С.26
2. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. – 1990. – № 8 – с.52.
3. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. -№11. - С.15-17.
4. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М.Кушнир // Начальная школа.- 2007. - №5. – С.71-73.
5. Львов М.Р. Основы теории речи. Уч. Пос. Изд.Академия/Akademia,2002/
6. Маланов С.В. Психолого–педагогические условия обучения детей чтению / С.В.Маланов // Начальная школа плюс до и после.- 2006. - №4. – С.14-23.
7. Материалы сайта Федеральный Государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/
8. Национальная программа поддержки и развития чтения // Журнал «Библиотека и Закон», вып.25, 2008.
9. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М., - МЦБС, 2008., с.66-68.
10. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61
11. Интернет-ресурсы:
www.festival.1september.ru
www.referats.net
www.hr-portal.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 3
Приложение 2
Приложения 4
Приложения 5
Приложение 6