Современный подход к изучению развития общения детей дошкольного возраста

Проблема изучения общения, его природы, индивидуальных особенностей, роль общения в жизни человека интересовали во все времена ученых различных отраслей науки.

Одними из первых исследовать проблему генезиса общения начали известные английские психологи Дж. Боулби и Р. Спитц. Они подчеркивали первостепенное значение отношений ребенка с матерью для его правильного психического развития. Недостаток общения с ней, по их мнению, ставит под угрозу жизнь ребенка, препятствует его физическому и психическому развитию [1, c. 12].

С 60-х годов прошлого века исследование генезиса общения широко развернулось и в нашей стране. Разработка проблемы ведется в разных теоретико-прикладных направлениях. Проблема  общения составляет предмет теоретических и экспериментальных исследований философов и социологов (М.С. Каган, 1998; и.с. Кон, 1971, 1978; Б.Д. Парыгин, 1971); педагогов (А.В. Батаршев. 2004; В.А. Кан-Калик, 1979, 1995; А.В. Мудрик, 1987, 2006); велик интерес к данной проблеме в различных отраслях психологической науки (Г.М. Андреева, 1980; Б.Г. Ананьев, 1968, 1980; А.А. Бодалев, 1982; А.Б. Добрович, 1987; А.В. Запорожец, 1974; И.А. Коробейников, 1997; В.Л. Леви, А.А. Леонтьев, 1979; Б.Ф. Ломов, 1988, 1996; М.И. Лисина, 1986, 1997; В.Н. Мясищев, 1960; В.Н. Панферов, 1971; Е.О. Смирнова, 1977, 2000; Д.Б. Эльконин, 1960; и др.).

До настоящего времени нет единого и общепризнанного определения категории общения. В науке сложились различные трактовки понятия общения: как деятельности, как сложного многопланового процесса установления и развития контактов между людьми, как процесса реализации общественного отношения контактов между людьми, как процесса реализации общественного отношения в социальной деятельности.

В исследованиях В.Н. Мясищева (1960) общение рассматривается как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга [37, c.24].

По мнению А.Н. Леонтьева (1975), «общение целесообразно понимать как процесс реализации или актуализации общественного отношения в социальной действительности. Общение может выступать как самостоятельная деятельность, если оно имеет самостоятельную цель и, главное, самостоятельную мотивацию». Он отмечает, что общение является одним из видов деятельности, но это не значит, что общение во всех случаях выступает как самостоятельная деятельность; оно может выступать и как компонент, составная часть другой, некоммуникативной деятельности [25, c.67].

А.В. Мудрик (2006) утверждает, что «общение – это процесс взаимного обмена мыслями и эмоциями между людьми, то есть обмен информацией при их непосредственном межличностном или групповом контакте».

В исследованиях Б.Ф. Ломова (1996) общение характеризуется как категория реально существующих отношений «субъект-субъект». Он подчеркивает, что «социальное бытие включает в себя не только отношение к предметному миру (природному и созданному человечеством), но и к людям, с которыми этот человек вступает в прямые и опосредованные контакты [3, с.31].

Таким образом, в современной отечественной науке встречается неоднозначное толкование этого термина в научной и педагогической литературе.

С позиции нашего исследования имеет смысл рассматривать общение как процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя не только обмен информацией, но и восприятие и понимание другого человека, умение взаимодействовать в современной деятельности.

Доказано, общение оказывает решающее влияние на психическое развитие детей дошкольного возраста, способствует их дальнейшему успешному обучению в школе, гармоничному развитию личности.

В дошкольном возрасте у детей наблюдаются две области общения: общение со сверстниками и общение со взрослыми. И общение со взрослыми, и общение со сверстниками необходимы для нормального и полноценного развития личности ребенка. Но их роль в жизни дошкольника различна, и развиваются они тоже по-разному.

Общение со взрослыми является первой областью, с которой сталкивается ребенок, появляясь на свет. В педагогической практике общение со взрослыми рассматривается как одно из условий нормального психического развития ребенка и имеет важное значение для него на всех этапах детства, что подтверждается исследованиями, выполненными под руководством М.И. Лисиной (1985), А.В. Запорожца (1985), А.Г. Рузской (1988), Д.Б. Годовиковой (1980), Е.О. Смирновой (1978), В.В. Ветровой (1973), М.Г. Елагиной (1977). Эти авторы определили влияние общения с окружающими взрослыми на развитие детей; проследили развитие общения ребенка на протяжении дошкольного возраста; выделили основные этапы развития общения детей с окружающими.

Развитие общения детей с окружающими рассматривается в психолого-педагогической литературе как смена своеобразных форм. М.И. Лисина называет формой общения коммуникативную деятельность на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам [26, с.19].

Итак, нами выявлено, что изучение общения составляет предмет теоретических и экспериментальных исследований философов и социологов. Кроме того, общение оказывает решающее влияние на психическое развитие детей дошкольного возраста, способствует их дальнейшему успешному обучению в школе, гармоничному развитию личности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: