Комплексы могут стать причиной психических заболеваний

ТЕМА 14: Философское понимание сознания.

Составитель: Окатьева Ольга Васильевна, преподаватель АПОУ УР «РМК МЗ УР»

В рамках освоения профессиональной компетенции: ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку, студент должен знать:

       Образовательные потребности: Разбираться в философском понимании сознания с исторической и современной точки зрения.

Образовательные цели (результаты): Знать философское понимание сознания.

Вы должны знать:

  1. Проблемы сознания в истории философии.
  2. Понятие сознания, его структурные компоненты.

3.  Сознание и самосознание.

4. Сознание и бессознательное.

Раздел 3. Основы общей философии.

Тема: Философское понимание сознания.

Вопросы:

  1. Проблемы сознания в истории философии.
  2. Понятие сознания, его структурные компоненты.
  3.  Сознание и самосознание.

Сознание и бессознательное.

Проблемы сознания в истории философии.

Античность:

«Познай самого себя» утверждал Сократ.

– Материальные процессы отождествляются с психическими -Демокрит.

Средневековье:  – Разум и воля делают человека «божьим подобием».

Новое время: – Отождествление сознания, познания и мышления.

Немецкая классическая философия.

Иммануил Кант впервые ставит вопросы:

•  О содержании и структуре сознания;

•  О законах его существования и границах познавательных возможностей сознания человека.

  В ХХ веке – Диамат утверждает:

  Сознание – это функция высокоорганизованной материи человеческого головного мозга;

•  Сознание возникает и развивается на основе чувственно-предметной практики в ходе взаимодействия человека с природой.

 

Понятие сознания, его структура.

Современная философия определяет:

СОЗНАНИЕ это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом отражении объективных закономерностей окружающего мира, в формировании у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

В структуре сознания выделяют три сферы:

• Когнитивную (познавательную).

• Эмоциональную (чувства, эмоции, состояние аффекта).

• Волевую (способность к достижению своих целей).

Современная психоаналитическая концепция сознания утверждает:

•  Сознание есть некая целостность.

•  Сознание – это высшая ступень развития психики.

•  Психика есть и у животных, но сознание только у человека.

•  Психика присуща всем возрастным периодам человека, сознание же отсутствует в младенчестве и  может сокращаться в старости.

Карл Густав Юнг (последователь философии психоанализа З. Фрейда) предлагает свою структуру сознания, где главной функцией сознания является АДАПТАЦИЯ.

Юнг выделяет четыре психические функции сознания:

•  Мышление.

•  Чувство.

•  Ощущение.

•  Интуиция.

В зависимости от доминирующей функции сознания он выделяет четыре психологических типа личности:

* Ощущающий.

* Мыслительный.

* Чувствующий.

* Интуитивный.

1. Ощущающий – на уровне сознания адаптирует себя к существующей ситуации без размышлений.

2. Мыслительный – не способен адаптироваться к ситуации, если не понимает её интеллектуально.

3. Чувствующий – руководствуется лишь чувством «приятного» и «не приятного».

4. Интуитивный – мыслит не реальностью предметов, а их возможностями.

К.Г.Юнг также выделяет две фундаментальные установки сознания:

  1. Экстравертную – направленную на внешнюю объективную реальность.
  2. Интравертную – направленную во внутрь себя, т.е. на субъективную реальность.

Обе установки присутствуют в человеке, но одна из них доминирует.

Причём, если сознательная установка интравертна, то бессознательная экстравертна и наоборот.

Таким образом, концепция структуры сознания К.Г.Юнга объясняет многообразие личностных и психологических различий у людей.

 

Сознание и самосознание.

Высшим уровнем сознания является формирование самосознания, т.е.осознание человеком самого себя, своей индивидуальности, своего отношения к себе.

Самосознание включает в себя:

 - самонаблюдение (своих психических состояний и действий);

- рефлексию (анализ и понимание самого себя);

- самоутверждение (стремление к высокой самооценке);

-ретроспекцию (анализ пережитых событий и своих действий в них);

-антиципацию (представление своих действий в предстоящих событиях);

-самочувствие (ощущения, отражающие степень комфортности состояния человека);

- самооценку (ту ценность и значимость, которой человек наделяет себя).

           

 

 

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

В результате работы самосознания у человека формируется образ собственного «Я», как физического (тело, внешность), так и интеллектуально-духовного (свои умственные и моральные качества).

 

Сознание и бессознательное.

Философия Фрейдизма утверждает:

•  Бессознательное в человеке – это исходная непреодолимая часть человеческой субъективности.

•  Сознание вторично и представляет лишь незначительную часть субъективной действительности.

•   Бессознательное – это вся совокупность психических явлений и процессов лежащих вне сферы разума, неосознанных и не поддающихся сознательному контролю.

Фрейд утверждает – граница между сознанием и бессознательным размыта. Некоторые психические явления мигрируют из сферы сознания в бессознание и наоборот. Чтобы разграничить эти сферы он вводит понятие ПОДСОЗНАНИЕ.

Подсознание – это бессознательные психические процессы, которые связаны с переходом на уровень сознания.

Бессознательное проявляется в человеке в виде сновидений, полугипнотических состояний, интуиции и привычек.

Бессознательное структурировано в виде КОМПЛЕКСОВ.

Комплекс – это устойчивая психическая структура, которая складывается вокруг определённого переживания.

Комплексы могут стать причиной психических заболеваний.

Структура человеческой субъективной реальности по Зигмунду Фрейду:

•   «Оно» – бессознательное влечение личности.

•   «Я» – сознательная сфера.

•   «Сверх Я» – установки общества, культуры, морали.

Фрейд сравнивает «Я» и «Оно» как всадника и лошадь.

В нормальной ситуации «Я» властвует над «Оно», но если «Оно» стремится подчинить себе «Я» – возникает НЕВРОЗ.

В душе каждого человека существует конфликт между «Оно» и «Сверх Я», считает Зигмунд Фрейд.

Единственный выход – это установление разумного компромисса между «Оно» и «Сверх Я», а инструментом компромисса должно быть сознательное «Я».

Таким образом – чем более осознана человеком его внутренняя жизнь, тем менее он невротичен.

Домашнее задание:

• Лекция.

• Учебник 1. Глава 11.

• Ресурсы Интернета и ЭБС РМК.

• Составить кроссворд по изученной теме (не менее 20 терминов).

• Написать конспект по теме «Сознание и самосознание».

Вопросы для повторения учебного материала:

1. Что такое сознание?

2. Каковы его основные функции (сферы)?

3. Как звучит понятие сознания в психоаналитической концепции?

4. Что такое самосознание?

5. Какова его структура?

6. Что такое бессознательное?

7. Какова структура субъективной реальности человека (по Фрейду)?

8. Почему З.Фрейд считает, что все люди невротичны?

Источники литературы:

1.Грибакин, А. В.Основы философии (для СПО). Учебник: учебник / А.В. Грибакин. — Москва: Юстиция, 2019. — 345 с. –Режим доступа: https://www.book.ru/book/930456

2. Гуревич, П. С.Основы философии: учебное пособие / П.С. Гуревич. — Москва:КноРус, 2019. — 478 с. — СПО. - Режим доступа:https://www.book.ru

Куликов, Л. М.Основы философии: учебное пособие / Л.М. Куликов. — Москва:КноРус, 2019. — 294 с. — Режим доступа: СПО. https://www.book.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: