Закономерности обучения: общие и частные (конкретные)

Понятие законов и закономерностей, принципов и правил.

 

Закон – есть внутренняя существенная связь явлений и процессов, существующих независимо от познающего эти законы субъекта.

Законы – объективны. Действуют в любых ситуациях обучения.

Однако, педагогические законы носят вероятностный характер и проявляются чаще как тенденции (в силу множества факторов, влияющих на обучение, воспитание и развитие).

Закономерности – есть объективные, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся в ходе обучения взаимосвязи.

Закономерностей много, и они отражают эмпирически установленные зависимости.

Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, называются  общими.

Закономерности, действие которых распространяется на отдельные компоненты (аспекты) системы, называются конкретными (частными)

Педагогика открывает, распознаёт действующие объективно законы и закономерности.

И на основе познанных законов и закономерностей – формулирует принципы и правила, которыми должны руководствоваться учителя-практики (чтобы не нарушать объективно действующие законы и закономерности).

Принципы – это основополагающие положения, определяющие систему требований к содержанию, организации и методике обучения в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Принципы имеют нормативный характер, они обязательны, равнозначны, комплексны. Реализуются – через правила.

Правила – переходное звено от теории к практике.

Правила – это основанные на принципах описания деятельности (как действовать согласно принципам?).

Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определённые действия, ориентируют его на соблюдение определённых требований.

Правила обеспечивают соблюдение принципов.

 

Общая характеристика основных законов обучения.

Закон – есть внутренняя существенная связь явлений обучения, которая обуславливает их необходимое проявление и развитие. (Лернер И.Я.)

Законы – объективны. Действуют в любых ситуациях обучения.

Основные законы обучения, признанные научно-педагогической общественностью (Бабанский Ю.К., Махмутов М.И., Лернер И.Я., Скаткин М.Н. и др.):

1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.

Он раскрывает определяющее влияние общества через социальный заказ образованию на цели, содержание, масштабы, средства, методы организации учебного процесса.

2. Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся.

И содержание, и стиль общения, и характер заданий, - все компоненты обучения непременно влияют на формирование ориентаций, мировоззрения, способностей, черт характера, индивидуальных и личностных качеств, внутреннего духовного мира и пр.

3. Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся.

Этот закон раскрывает влияние формирующих личность процессов, в том числе познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности учеников на результаты обучения.

4. Закон целостности и единства педагогического процесса.

Он отражает связи части и целого, взаимосвязь рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного; обуславливает необходимость гармонической интеграции предметного, содержательного, мотивационного и операционного компонентов деятельности, овладения знаниями и развития.

5. Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении.

Он означает, что любое научное знание прямо или опосредованно служит практике (да и выводится из неё). Отсюда необходимость опоры на общественную практику и жизненный опыт учащихся, конкретизации и применения научных положений на практике и т.д.

6. Закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности

Все эти виды деятельности должны не исключать, а предполагать и дополнять друг друга.

Закономерности обучения: общие и частные (конкретные).

Закономерности – есть объективные, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся в ходе обучения взаимосвязи.

Закономерностей много, и они отражают эмпирически установленные зависимости.

Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, - называются общими закономерностями.

Закономерности, действие которых распространяются на отдельный компонент (аспект) системы,- частными (конкретными) закономерностями.

Общие закономерности:

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от: *уровня и темпов развития общества,           *потребностей и возможностей общества, *уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения зависит от: *общественных потребностей и целей обучения, *темпов социального и научно-технического прогресса, *возрастных возможностей учащихся, *уровня развития теории и практики обучения, *материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.

Эффективность (качество) каждого нового этапа обучения зависит от:  *продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нём результатов, *характера и объёма изучаемого материала, *организационно-педагогического воздействия обучающих, *обучаемости учащихся, *времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: *знаний и навыков в применении методов, *цели и содержания обучения, *возраста и обучаемости учащихся, *материально-технического обеспечения, *организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от:  *интенсивности обратных связей в системе обучения, *обоснованности корректирующих воздействий.

 

 

6. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: *внутренних стимулов (мотивов) обучения, *внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Общие закономерности обучения характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность (эффективность) обучения и вполне определённым, не допускающим ложных толкований, выделением сущностей и фиксацией общих связей между ними.

 

Конкретные (частные) закономерности обучения.

Их известно большое количество.

1. Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности.

*Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения. 

*Продуктивность усвоения заданного объёма знаний, умений обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объёму требуемых действий.

*Продуктивность усвоения заданного объёма знаний и умений обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого материала.

*Результаты обучения зависят от осознания обучаемыми целей обучения.

*Результаты обучения прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого содержания.

*Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность.

*Результаты обучения зависят от применяемых методов и средств обучения.

*Продуктивность усвоения зависит от характера созданной учителем учебной ситуации.

*Результаты обучения зависят от способа расчленения учебного материала на части.

*Результаты обучения зависят от мастерства (квалификации) учителя.

*Обучение путём «делания» в 6-7раз продуктивнее обучения путём «слушания».

 

2. Гносеологические закономерности

*Результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться..

*Продуктивность обучения прямо пропорциональна объёму учебной (познавательной) деятельности учащихся.

*Продуктивность усвоения прямо пропорциональна объёму практического применения знаний и умений. *Зависит от интенсивности и проблемности.

*Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объёма взаимосвязанных знаний, умений и опыта творческой деятельности.

*Результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий.

*Продуктивность усвоения зависит от потребности учиться.

*Продуктивность творческого мышления улучшается при использовании увеличенных шагов обучения, а результативность вербального запоминания,- при уменьшенных порциях материала.

3. Психологические закономерности.

*Продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых.

*Продуктивность обучения прямо пропорциональна учебным возможностям уч-ся.

*------- количеству тренировочных упражнений.

*-------- интенсивности тренировок.

*--------уровню познавательной активности учащихся.

*--------уровню и стойкости внимания учащихся.

*Результаты усвоения материала зависят от индивидуальных способностей уч-ся.

*Продуктивность обучения зависит от особенностей мышления уч-ся.

*---------зависит от уровня развития памяти.

*Обученность прямо пропорциональна обучаемости.

*Продуктивность – прямо пропорциональна работоспособности обучаемых.

*В подростковом возрасте успеваемость ухудшается: в 11-15лет она на 25% ниже, чем в 6-10 и в 16-17лет.

*Из двух ассоциаций одинаковой силы при повторении будет лучше актуализироваться более старая ассоциация.

*Прочность запоминания зависит от способа воспроизведения этого материала.

*Продуктивность деят-ти зависит от уровня сформированности навыков и умений.

*Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения.

*Процент сохранения заученного обратно пропор-лен объёму этого материала.

*Эффективность распределённого заучивания материала выше эффективности концентрированного заучивания.

 

4. Кибернетические закономерности.

*Эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объёму обратной связи.

*Качество знаний зависит от эффективности контроля и его частоты.

*Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом.

*Эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству управляющей информации, возможностям учащихся.

*Продуктивность обучения повышается, если «программа цели» и «программа движений» в голове ученика опережают саму деятельность.

 

5. Социологические закономерности.

*Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится во взаимодействии.

*Эффективность обучения зависит от объёма и интенсивности познавательных контактов; от «интеллектуальной среды» и интенсивности взаимообучения; от качества общения учителя с учащимися.

*Престиж ученика в классе зависит от его статуса, позиции, роли, его успехов и достижений, от индивидуальных качеств.

*Грубое отношение учителя к учащимся ведёт к снижению эффективности обучения класса в целом и каждого учащегося в отдельности.

 

6.Организаторские закономерности.

*Эффективность обучения зависит от организации. Организация является хорошей, если она развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность.

*Результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.

*Результаты обучения зависят от работоспособности учителя; от наполняемости класса; от умственного утомления; от уровня организации педагогического труда.

*Умственная работоспособность зависит от состояние здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток; а также от расписания учебных занятий, места в нём уроков физкультуры и труда.

 

 

Научно-педагогические исследования в области дидактики (теории обучения) открывают объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Знание объективных законов и закономерностей даёт учителям понимание общей картины объективного протекания и развития дидактических процессов.

Однако, они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования её технологии.

Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название  дидактических принципов и правил.

 

 

4. Принципы обучения Я.А.Коменского.

      В своём труде «Великая дидактика», Коменский выделяет 10 принципов, выводя их из ведущего принципа следования за природой.

Он пишет, что «идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко и приятно, если:

1. -приступить к обучению своевременно, прежде чем ум подвергнется испорченности;

(пр. учёта возрастных особенностей; пр. доступности

2.- обучение будет протекать с должной подготовкой умов;

(пр. сознательности и активности; пр. доступности

3. -при обучении будут идти от более общего к более частному;

(пр. фундаментальности; пр. научности; пр. связи теории с практикой;

4. -при обучении будут идти от более лёгкого к более трудному;

(пр. систематичности и последовательности; пр. доступности;

5. -при обучении никто не будет обременён чрезмерным количеством подлежащего изучению материала;

(пр. доступности; учёта возраста; пр.прочности

6. -при обучении во всём будут двигаться вперёд не спеша;

(пр.прочности; последовательности

7. -при обучении умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения;

(пр.учёта возраста, доступности, систематичности, целесообразности

8. -всё будет передаваться через посредство внешних чувств;

(пр.наглядности, природосообразности

9. -всё будет изучаться для непосредственной пользы;

(пр. связи теории с практикой, целесообразности

10. -всё будет изучаться постоянно одним и тем же методом.

(пр систематичности; научности

 

Коменскому же принадлежит т.н. золотое правило дидактики:

«всё, что только можно, предоставлять учащимся для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путём осязания.».

Итак, ведущие принципы по Коменскому, это принципы                               природосообразности, наглядности, народности, а также -                      последовательности, систематичности, доступности, научности.

 

 

5. Современные принципы обучения.

Повторим, что принципы являются «мостиком» из теории в практику. Они определяют отбор учителем методов, приёмов и форм обучения, регулируют взаимодействие учителя и учащихся.

 

                      Место принципов:

                             принципы

                            -методы

   Педагог      -приёмы         Учащиеся

                           -формы

                             принципы

 

Принципы реализуются через правила, т.е. через предписания учителю как он должен действовать. Их -великое множество.

Сегодня всё больше говорят о необходимости системы принципов, присущих той или иной системе образования. А в любой системе всегда есть системообразующий принцип, вокруг которого выстраиваются все остальные.

Относительно используемой педагогом системы принципов справедлив девиз: «Всё или ничего»: ведь что толку, если обучение научно, наглядно и т.д., но не обеспечена доступность? Или зачем доступность, если не обеспечена научность? И так далее.

   Перечислим современные принципы обучения.

 

1. Принцип культуросообразности обучения.

Он вытекает из его обусловленности широкими социальными процессами и потребностями, которые проявляются в культуре общества, в социокультурном опыте, из чего в конечном счёте и состоит содержание образования. Иногда этот принцип называют принципом «единства типа (историко-культурного)», а также «принципом связи обучения с жизнью».

 

2. Принцип целостности или единства воспитания, обучения и развития.

Он вытекает из одноимённого закона, связывает воедино основные педагогические категории. На практике этот принцип реализуется путём комплексного планирования целей обучения, когда ставятся не только образовательные, но одновременно, и воспитательные, и развивающие цели уроков.

 

3. Принцип природосообразности, а также учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Он означает требование строить обучение, сообразуясь с природой, внутренней организацией, задатками ребёнка, а также с законами окружающей ребёнка природой.

 

4.Принцип научности и связи теории с практикой.

Он относится к отбору содержания образования и опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он означает требование преподавать основы научного знания, раскрывать современную проблематику науки, её методы, способствовать формированию научного мировоззрения; показывать взаимовлияние науки и практики.

 

5.Принцип системности, а также систематичности и последовательности.

Сама наука есть система знаний, и их усвоение также требует системного подхода. Принцип означает также требование логичности, последовательности и преемственности, когда каждое последующее знание или умение базируется на предшествующем и продолжает его.

 

6. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении.

Обучение эффективно, когда ученик осознаёт необходимость своего обучения, принимает цели урока, ставит свои собственные, самостоятельно планирует и организует свою деятельность, осуществляет самоконтроль и самооценку.

 

7. Принцип комплексности.

Единства различных методов и приёмов.

 

8. Принцип наглядности.

Наглядность в обучении обеспечивается применением различного рода иллюстраций, демонстраций, лабораторных работ, компьютерной анимации. Однако не меньшее значение имеет и словесная наглядность, образная речь учителя, эмоциональность и т.д. Благодаря им у учеников появляется интерес к учёбе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, а знания наделяются личностным опытом.

 

 

8.Принцип доступности.

Он требует учёта особенностей уровня развития учащихся и предполагает, что все компоненты учебного процесса (задачи, содержание, методы, формы) будут проектироваться с учётом реальных учебных возможностей учащихся с учётом зоны их ближайшего развития.

 

9. Принцип прочности.

Он базируется на убеждении, что «повторенье –мать ученья». Однако, повторять – творчески, в разнообразных ситуациях и сочетаниях.

 

10. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона.

Предполагает сотрудничество и сотворчество педагогов и учащихся; стимулирование внутренних мотивов учения (интересов, потребностей, увлечённости и пр.), - всё то, что определяет эмоциональный комфорт участников образовательного процесса.

 

11. Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения.

Требование сочетания диктуется необходимостью устранения недостатков этих форм, используемых в отдельности.

 

12.Принцип фундаментальности обучения.

Изучение главных основ наук, их системообразующих открытий и проблем.

 

13. Принцип сочетания личности ученика с разумной требовательностью к нему.

14. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

                                          

 

 

Принципы педагогической техники

                    (из кн. А.Гин. Приёмы педагогической техники.)

 

1. Принцип свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора.

С одним важным условием – право выбора всегда должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор.

 

2. Принцип открытости.

Не только давать знания, но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Использовать в обучении открытые задачи.

Иначе откуда же взяться любознательности и изобретательности?

 

3. Принцип деятельности.

Освоение учениками знаний, умений, навыков – преимущественно в форме деятельности. Ученик должен работать со знаниями, а не только их воспроизводить.

 

4. Принцип обратной связи.

Регулярно контролировать процесс с помощью развитой системы приёмов обратной связи.

 

5.Принцип идеальности (высокого КПД).

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: