Факторы, влияющие НА расход запасных

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И ЭКОНОМИЯ РЕСУРСОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

НОМЕНКЛАТУРА ИЗДЕЛИЙ И МАТЕРИАЛОВ

 ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ

 

Материально-техническое обеспечение (МТО) или материально-техническое снабжение (МТС) на автомобильном транспорте – это важнейшая составляющая часть ТЭА, которая включает в себя процесс снабжения автопредприятий подвижным составом, агрегатами, запасными частями, автомобильными шинами, аккумуляторными батареями (АКБ) и материалами, необходимыми для нормальной работы АТП. Правильная организации  МТО играет важнейшую  роль в  повышении эффективности  работы  подвижного  состава автомобильного  транспорта путем  поддержания его  работоспособности  посредством оперативного снабжения запасными частями и необходимыми материалами.

В номенклатуру изделий и материалов автомобильного транспорта входят: подвижной состав; запасные части; автомобильные шины; АКБ; горюче-смазочные материалы (ГСМ); технические жидкости; лакокрасочные материалы; технологическое оборудование; материалы, используемые для хозяйственных нужд АТП [1].

Подвижной состав АТП. В настоящее время в России выпускается более 250  моделей  и  модификаций  автомобильной  техники  (грузовые  и  легковые  автомобили,  автобусы,  специализированные  автомобили, прицепы  и полуприцепы).  Кроме того, в эксплуатации находится более 200 моделей и модификаций автомобилей  зарубежного  производства.  Достаточно полный перечень  автомобилей,  находящихся  в  эксплуатации  в  России, представлен в п. 6.2, посвященном нормированию ГСМ. Выбор  оптимального  подвижного  состава  для  АТП,  своевременное  его  приобретение – одна из функций МТО.

Запасные части.  На  их  долю  приходится  около  70%  номенклатуры изделий и материалов, потребляемых автомобильным транспортом.  Номенклатура  запасных частей  по  большинству  марок  автомобилей  превышает 15000 единиц (для легковых автомобилей населения страны – около 10000 наименований).   Для  нормальной  работы  среднего  отечественного  АТП  необходимо  располагать  номенклатурой,  насчитывающей  5- 8 тыс. наименований запчастей.

Автомобильные шины и аккумуляторные батареи. Данные технические изделия в силу дороговизны и относительно частой сменяемости распределяются и учитываются отдельно от запчастей.

В стране выпускается около 100 моделей автомобильных покрышек (чуть меньше камер) для шин грузовых и легковых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов. В эксплуатации находится примерно столько же данных изделий импортного производства.

Номенклатура АКБ насчитывает ориентировочно по 50 моделей отечественного и иностранного производства.

Горюче-смазочные материалы. Парк автомобилей страны использует около  80  наименований  ГСМ,  включая  смазочные  материалы  импортного производства. В состав ГСМ входят: автомобильные топлива; моторные и трансмиссионные  масла;  пластичные  смазки.

Технические жидкости. Их число насчитывает до 30 наименований вместе с импортными. К числу технических относятся: охлаждающие, тормозные, гидравлические, амортизаторные и пусковые жидкости.

Лакокрасочные материалы. Предназначены для поддержания надлежащего вида АТС и защиты их поверхностей от коррозии. В состав лакокрасочных материалов входят: лаки, краски, грунтовки, шпатлевки, растворители и т. д. Всего более 100 наименований.

Технологическое оборудование. Оборудование, приборы, оснастка для ТО и ремонта АТС весьма разнообразны в силу многообразия производимых работ. Все оборудование подразделяется на смазочно-заправочное, подъемно-транспортное, уборочно-моечное, диагностическое, окрасочное, сварочное и другое оборудование, а также специальный инструмент для проведения ТО и ремонтов подвижного состава автомобильного транспорта. Всего насчитывается более 200 наименований изделий.

Материалы для хозяйственных нужд АТП. В их число входят: металлы (прутки круглые и шестигранные, швеллеры, двутавры, уголки, листовая сталь, металлические и пластиковые трубы, проволока, стальные и латунные трубки, свинец, олово, медь, припой и т. д.);  режущий  и  мерительный  инструмент  (сверла,  метчики,  плашки,  напильники,  резцы,  фрезы,  развертки, цековки, штангенциркули,  микрометры,  нутрометры, индикаторы,  линейки и т. д.);  электротехнические материалы (электродвигатели, трансформаторы, провода, пускатели, предохранители, распределительные щиты, счетчики, лампы накаливания и дневного освещения и т.д.); москательные материалы и химикаты (растворители и краски общего назначения, олифа, клеи, кислоты, шампуни технические  и  т.д.);  ремонтно-строительные  материалы (доски, фанера, кирпич, цемент, алебастр и т. д.); спецодежда для рабочих.

Таким образом, для бесперебойной работы АТП и подвижного состава необходимо иметь в наличии несколько тысяч наименований разнообразных изделий и материалов. Работникам сферы МТО, осуществляющими снабжение автопредприятий, необходимо их заблаговременно и в нужном количестве заказать, вовремя получить, правильно распределить и рационально хранить. Это и является главной задачей  МТО.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАСХОД ЗАПАСНЫХ

 ЧАСТЕЙ И МАТЕРИАЛОВ

Факторы, влияющие на расход запасных частей и материалов, подразделяются на конструкционные, технологические, эксплуатационные и организационные,  как  представлено на рис. 5.1. Все  указанные  факторы  включают  в себя несколько наименований.

 

 

 



Рис. 5.1. Факторы, влияющие на расход запасных частей и материалов

Конструкционные факторы:

·  Уровень надежности: потребность в запасных частях возрастает при понижении уровня надежности;

·  Уровень сложности конструкции: постоянное увеличение технико-экономических показателей автомобилей вызывает усложнение конструкции, что приводит к увеличению номенклатуры запасных частей, а значит, усложняет МТО;

·  Уровень унификации: при повышенной унификации номенклатура не увеличивается, МТО упрощается.

Технологические факторы:

·  Качество ТО и ремонта;

·  Качество запасных частей;

·  Качество эксплуатационных материалов.

Эксплуатационные факторы:

· Пробег и интенсивность эксплуатации: расход запасных частей существенно зависит от пробега; затраты на запасные части при пробегах, близких к ресурсу до КР, в пять и более раз превышают начальные затраты, при этом расширяется номенклатура запасных частей, что представлено в табл. 5.1;

· Квалификация водителя;

· Условия эксплуатации автомобиля.

Организационные факторы:

· Структура парка: наличие в АТП разномарочных автомобилей усложняет МТО;

· Уровень организации работы производственно-технических служб автопредприятий.

 

Таблица 5.1

Зависимости номенклатуры запчастей, расходуемых на ремонт,
от пробега автомобилей, шт

 

Автомобили

Пробег с начала эксплуатации, тыс. км

50 100 150 200 250 300
ГАЗ-3110 ПАЗ-3205 КамАЗ-5320 ЗИЛ-4331 45 50 60 57 70 105 125 120 92 142 175 150 120 180 200 190 148 215 230 210 176 265 282 275

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: