МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
|
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
Институт экономики, управления и права
Факультет управления
Кафедра управления
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ЧАСТЬ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ
И ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
Направление подготовки: 38.03.02 «Менеджмент»
Направленность (Профиль) подготовки: «Без направленности (профиля)»
Квалификация выпускника: бакалавр
Формы обучения: очно-заочная и заочная
Москва 2019
Программа государственной итоговой аттестации
Часть 2. Методические указания по написанию
И оформлению выпускных квалификационных работ
Составители:
Архипова Н.И., д.э.н., профессор
Артемов О.Ю., к.и.н., профессор
Овчинникова Н.В., д.э.н., профессор
Овчинников С.А., к.э.н., доцент
|
|
Шишкова Г.А., к.т.н., профессор
УТВЕРЖДЕНО
Протокол Совета ИЭУП
19.01.2018 № 10
СОГЛАСОВАНО:
Заведующая кафедрой управления
_________________ Н.В. Овчинникова
«____»_________ 2019 г.
Заведующий кафедрой организационного развития
_________________ Н.И. Архипова
«____»_________ 2019 г.
Заведующий кафедрой маркетинга и рекламы
_________________ А.Л. Абаев
«____»_________ 2019 г.
Заведующий кафедрой моделирования в экономике и управлении
_________________
«____»_________ 2019 г.
Директор Научной библиотеки
_________________ Л.Л. Батова
«____»_________ 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Общие положения | |
2. | Общие требования к содержанию и оформлению выпускных квалификационных работ | |
2.1. | Порядок выбора темы исследования и ее утверждения | |
2.2 | Обязанности научного руководителя | |
2.3 | Обязанности студента-выпускника | |
2.4 | Организация и планирование ВКР | |
2.5 | Порядок работы с источниками и литературой | |
2.6 | Порядок сбора и обработки первичной информации | |
2.7 | Основные элементы ВКР | |
2.8 | Оформление ВКР | |
3 | Фонд оценочных средств | |
3.1 | Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в резуль-тате освоения ОП ВО, контролируемые в ходе подготовки и защиты ВКР | |
3.2 | Описание показателей, критериев и шкал оценивания компетенций | |
3.3 | Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ (ВКР) | |
3.4 | Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения ОП ВО | |
3.5 | Предзащита ВКР | |
3.6 | Рецензирование ВКР | |
3.7 | Требования к порядку передачи ВКР на кафедру управления | |
3.8 | Подготовка доклада и презентации ВКР | |
3.9 | Проведение защиты ВКР | |
3.10 | Особенности защиты ВКР лицами с ограниченными возможностями здоровья | |
3.11 | Критерии оценки ВКР | |
3.12 | Выставление оценок ВКР | |
3.13 | Порядок хранения и использования ВКР |
Общие положения
|
|
1.1. Целью государственной итоговой аттестации выпускников является установление соответствия уровня профессиональной подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».
Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.02.00 «Менеджмент» (далее – образовательный стандарт, ФГОС ВО);
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
- приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»;
- приказ Минобрнауки России от 09.03.2016 № 86 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2015 № 636»;
- Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет», утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.10.2015 № 1254;
- Положение о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (новая редакция), утвержденное приказом ректора РГГУ от 15.03.2016 № 01-56/осн.;
- локальные нормативные акты РГГУ.
1.2. Формами государственной итоговой аттестации являются:
- сдача государственного экзамена по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»;
- защита выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).
2. Общие требования к содержанию и оформлению
выпускных квалификационных работ
2.1. Порядок выбора темы исследования и ее утверждения
Примерная тематика выпускных квалификационных работ по направлению – «Менеджмент» (бакалавриат) разрабатывается выпускающими кафедрами, представляется в виде отдельного документа и периодически обновляется.
Все темы, сформулированные на основе Примерной тематики, должны быть актуальными в научном и практическом отношениях.
Формулировка темы ВКР должна давать ясное представление о том, что она предполагает решение конкретных практических задач, способствующих повышению эффективности управленческой деятельности организаций, осуществляющих международную деятельность
|
|
При формулировании темы ВКР нужно учитывать цель и задачи, объект и предмет исследования, методы и направления научного поиска. Формулировки цели и задач должны начинаться со слов: «исследование…», «совершенствование (развитие)…», «проектирование (разработка)…», «анализ (оценка)…», «повышение (снижение)…», «улучшение…» и т.п. Допускается комбинация целей и задач. Например: «анализ и совершенствование…», «проектирование и оценка…».
В качестве объекта исследования при написании ВКР по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) могут выступать:
- предприятия любой организационно-правовой формы и формы собственности;
- различные сферы деятельности: управленческая, организационная, экономическая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследова-тельская, консалтинговая, инновационная и другие.
В качестве объекта исследования, как правило, выступает управляющая часть системы, то есть субъект управления.
К числу изучаемых элементов субъекта управления могут относиться: кадры, ресурсы, виды обеспечения управления (информационное, организационно-правовое, документационное, техническое и так далее).
Базой исследования и сбора материалов для ВКР могут быть организации, в которых студент проходит преддипломную практику. Обязательным условием является соответствие характера решаемых им задач теме ВКР и направлению «Менеджмент» (включая специфику выбранного профиля), по которой она защищается.
Студенты очно-заочного и заочного отделений могут выбрать тему ВКР, связанную с их производственной деятельностью, если она соответствует получаемым ими направлению и профилю.
При выборе темы студент должен руководствоваться своим интересом к той или иной проблеме, научной специализацией кафедры, рекомендациями ее профессорско-преподавательского состава, возможностью получения исходных, в частности статистических, данных, наличием специальной литературы, потребностями организации в совершенствовании процессов управления.
|
|
Выбор темы и ее утверждение должны предшествовать началу преддипломной практики. Студент, выбрав тему ВКР, для ее утверждения должен подать на имя заведующего соответствующей кафедры заявление, форма которого приведена в Приложении 1, в следующие сроки: в сентябре – для очного отделения; в июне – для очно-заочного отделения; в марте – для заочного факультета.
Кафедра назначает научного руководителя из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей. В порядке исключения руководителями могут быть назначены высококвалифицированные специалисты учреждений и организаций, старшие научные сотрудники учебно-научных подразделений университета.
Списки фамилий студентов-выпускников, тем квалификационных работ, фамилий научных руководителей и рецензентов по каждой работе представляются в деканат за подписью заведующих кафедрами. В списках указываются фамилия, имя, отчество выпускника, тема ВКР, фамилия и инициалы, ученое звание, ученая степень (должность) научного руководителя, фамилии и инициалы рецензентов, их ученые звания и степени, должности и места работы.
В соответствии со списками деканат готовит проект приказа ректора университета о допуске к защите выпускных квалификационных работ. После издания приказа выбор студентами тем по другим кафедрам, изменения в названии работ, замена научных руководителей и рецензентов допускаются в исключительных случаях после дополнительного приказа ректора университета по представлению декана факультета управления.
Кафедры распределяет студентов на преддипломную практику в конкретные организации в соответствии с выбранной ими тематикой.
Научные руководители обеспечивают систематический контроль за прохождением выпускниками преддипломной практики и написанием ими выпускных квалификационных работ.
По завершении преддипломной практики студенты представляют на кафедры письма-характеристики из организации и краткие отчеты о полученных результатах, которые защищают в целях получения зачета с балльной оценкой.
2.2. Обязанности научного руководителя
В целях оказания студенту-выпускнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания ВКР кафедра назначает ему научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава, который утверждается приказом ректора университета.
По предложению научного руководителя кафедра может пригласить консультанта по отдельным вопросам ВКР.
Научный руководитель ВКР:
- оказывает студенту-выпускнику научную, методическую и практическую помощь в процессе подготовки ВКР;
- помогает студенту в выборе темы, разработке задания на выполнение ВКР (Приложение 2), которое составляется после утверждения темы и структуризации ВКР, а также при необходимости разъясняет отдельные положения настоящих «Методических рекомендаций»;
- ориентирует студента в направлениях поиска необходимых источников и литературы по теме, оказывает помощь в выборе методики проведения анализа (исследования, разработки и так далее);
- систематически консультирует студента-выпускника, контролирует «График подготовки ВКР» (Приложение 3), оказывает необходимую помощь студенту по подготовке вступительного слова и презентации работы в ходе ее защиты на заседании ГЭК;
- выдвигает, в случае необходимости, предложения по приглашению консультантов по отдельным разделам ВКР в пределах установленного лимита времени, отводимого на руководство работой.
На этапе подготовки ВКР научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и оказывает помощь в подборе литературы, источников получения информации, а также определении периода, за который целесообразно собрать информацию.
В ходе выполнения дипломного исследования научный руководитель дает рекомендации по сбору фактического материала, разработке или подбору форм для сбора информации, методике ее обобщения, систематизации, обработки и использования в ВКР. На этом этапе руководитель выступает как оппонент, указывая студенту-выпускнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и предлагает способы их устранения.
Рекомендации и замечания научного руководителя студент-выпускник должен воспринимать критически. Он может учитывать их или отклонить по своему усмотрению, так как теоретически и методологически правильная разработка и освещение темы, а также качество содержания и оформления ВКР целиком и полностью лежат на ответственности студента-выпускника, а не научного руководителя.
После получения окончательного варианта ВКР научный руководитель является экспертом и составляет письменный отзыв.
Научный руководитель обязан в течение всего времени выполнения ВКР оказывать студенту-выпускнику необходимую консультационную помощь (в соответствии с графиком выполнения работы и пожеланиями студента), внимательно прочитать текст работы с целью недопущения орфографических и стилистических ошибок, нарушения логики изложения материала, проверки правильности ссылок и оформления представленных материалов. Подписывая ВКР на титульном листе, научный руководитель дает гарантию, что работа написана и оформлена в соответствии с требованиями РГГУ. Если представленная студентом-выпускником работа, по мнению руководителя, не соответствует необходимым требованиям, то он вправе не ставить свою подпись на титульном листе и не допускать работу к защите.
2.3. Обязанности студента-выпускника
Студент-выпускник должен регулярно отчитываться о полученных результатах в сроки, установленные научным руководителем и зафиксированные в Графике подготовки ВКР.
Невыполнение студентом-выпускником указаний научного руководителя или неявка на консультацию без уважительных причин дают последнему основание отказаться от руководства ВКР.
Студент-выпускник несет полную ответственность за научную достоверность результатов проведенного им исследования. Научный руководитель по возможности также должен проверять их достоверность.
Студент, не подготовивший ВКР в срок, отчисляется из университета с предоставлением права защиты в течение первых трех лет после окончания курса обучения. В течение данного срока он имеет право обратиться с просьбой о замене научного руководителя и научного консультанта, а также выбрать новую кафедру, которая будет оказывать научную и методическую помощь в подготовке ВКР.
2.4. Организация и планирование ВКР
Студент-выпускник вместе с научным руководителем формирует целевое направление работы, определяет, какие вопросы должны быть проработаны, на что следует обратить особое внимание.
После утверждения темы и на основе индивидуального задания студент-выпускник при помощи научного руководителя разрабатывает подробный план содержания ВКР и график, в котором отражаются основные этапы ее подготовки и написания.
План ВКР отражает специфику темы. В ходе его формирования получают свое конкретное выражение общая направленность темы, перечень рассматриваемых вопросов, наименование разделов, уточняется список литературы, определяются объекты исследования и источники получения исходной практической информации. В процессе составления плана предопределяется теоретический уровень и практическое значение работы в целом.
План составляется по форме, согласованной с научным руководителем. В дальнейшем он может уточняться в зависимости от хода исследования проблемы, наличия литературного и фактического материала.
В графике выполнения ВКР отражаются основные этапы ее подготовки и написа-ния (Приложение 4). Данный документ составляется студентом совместно с научным руководителем в двух экземплярах в течение первых недель непосредственно после получения задания на ВКР. Один экземпляр графика остается у студента, второй передается научному руководителю. В графике указывается срок представления ВКР на кафедру. 1-го и 15-го числа каждого месяца студент-выпускник должен предъявлять материалы по ВКР руководителю для определения степени ее готовности.
ВКР должна быть завершена и представлена научному руководителю не позднее, чем за 3 недели до проведения предзащиты, а на кафедру – в перепечатанном и переплетенном виде не позднее, чем за 10 дней до ее защиты на ГЭК.
2.5. Порядок работы с источниками и литературой
Работа с источниками и литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Она приобретает важнейшее значение после согласования плана ВКР.
Студент, как правило, подбирает требуемую литературу самостоятельно. Роль научного руководителя заключается, в основном, в рекомендациях и советах по отбору источников и видов публикаций.
При работе с источниками в первую очередь изучаются законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, другие нормативные акты, основополагающие источники.
Затем изучается научная и специальная литература по проблеме исследования, изданная в России и за рубежом. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание (примерно за последние 3–5 лет до написания ВКР), отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.
Завершающей стадией является ознакомление с официальными материалами статистики как документальной основой анализа и сопоставления данных по проблеме исследования.
В процессе работы над источниками и литературой рекомендуется делать выписки по фактам и событиям, относящимся к исследуемой проблеме. Выписки целесообразно делать на одной стороне листа, что в большинстве случаев облегчает группировку и обработку материалов. При этом следует точно указывать выходные данные источников и литературы, откуда сделаны выписки.
В своей работе студент-выпускник должен проверять достоверность документов, учитывать, чьи взгляды выражали их составители, в каких целях и точно ли использовали эти документы те или иные исследователи.
Широта и полнота изучения источников и литературы, умение выделить необходимое, главное, сопоставление и анализ различных фактических и статистических данных, сравнение данных, характеризующих развитие российской и зарубежной управленческой практики – важнейший показатель качества исследований студента и навыков работы с литературой.
2.6. Порядок сбора и обработки первичной информации
Сбор первичной информации (фактического материала) осуществляется, как правило, в процессе преддипломной практики и является ответственным этапом подготовки ВКР. Ее качество, объективность выводов во многом будет зависеть от того, насколько правильно и полно подобран и проанализирован фактический материал по теме исследования и деятельности объекта.
Только изучение многих (порой противоречивых) фактов, их сопоставление и анализ позволяют выявить закономерности, основные тенденции развития исследуемого явления или объекта, их логические взаимосвязи, а также экономическое и правовое значение динамики развития. Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверны.
В работе студенту необходимо выявить и изложить основные тенденции изучаемых процессов и явлений, подкрепить их наиболее типичными примерами и практическими расчетами, а также обосновать применяемые методы исследования и выбрать наиболее эффективные методики экономического, управленческого, статистического анализа.
Систематизация, анализ и обработка первичной информации предполагают широкое использование в ВКР таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только способствуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений и процессов.
Сбор и обработка первичной информации (фактического материала) является самым трудоемким этапом в подготовке квалификационных работ, поэтому данный этап должен находиться под особым вниманием студента и научного руководителя.
В целях ускорения обработки и систематизации первичной информации рекомендуется широко использовать экономико-математические методы и новые информационные технологии.
2.7. Основные элементы ВКР
Основными элементами ВКР являются:
- титульный лист (Приложение 4);
- содержание;
- введение;
- разделы и подразделы основной части;
- заключение;
- список использованных источников и литературы;
- приложения.
В состав ВКР могут также входить список сокращений и глоссарий ключевых слов.
Объем ВКР должен составлять не менее 60 страниц машинописного текста, напечатанного через полтора интервала шрифтом Times New Roman, кегль 14 (включая титульный лист, лист содержания, список источников и литературы).
Приложения в общий объем работы не входят.
Содержание
ВСодержании указываются введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы (кроме приложений). Содержание помещается вслед за титульным листом.
Примеры оформления Содержания приведены в Приложении 6.
Введение
Введение должно содержать:
- обоснование актуальности научного исследования (обоснование темы);
- границы исследования (объект, предмет, хронологические, географические и другие рамки);
- цель ВКР, перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели, ожидаемый результат;
- методы научного поиска;
- характеристику научной новизны и практической значимости ВКР;
- аналитический обзор использованных источников и литературы, степень изученности вопроса;
- описание структуры ВКР.
Цель исследования – это конечный результат выполнения ВКР. Задачи – это пути (что надо сделать) для достижения цели исследования.
Предмет исследования – это та проблема (процесс), на которую направлено исследование. Объект исследования – организация, предприятие, отрасль и так далее, на примере функционирования и развития которого делается исследование.
При составлении критического обзора источников и литературы нужно определить, что они дают для изучения поставленной проблемы, а также обратить внимание, на какие источники опираются их авторы. При этом следует помнить, что критический анализ исследуемых источников и литературы нельзя подменять простым перечислением нормативно-правовых актов, работ и их авторов.
Обзор использованных источников и литературы может быть построен по тематическому или предметному принципу, содержать оценку студента (то есть его собственное отношение к прочитанному материалу), показать степень проработанности проблемы, выявить недостаточно изученные вопросы.
Объем Введения составляет примерно 10–15 % от общего объема ВКР.