Организационно-методические указания

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

Экз. № ___

 

ЛЕКЦИЯ

 

Тема № 10 «Создание советского государства и права (ноябрь 1917–1918 гг.)»

Автор: доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат исторических наук Крижановская Г.Н.

 

 

Обсуждена на заседании ПМК   Протокол №  6 от «7» декабря 2015 г.

 

 


Санкт-Петербург – 2017


Утверждаю

Начальник кафедры теории и истории

государства и права

полковник юстиции  

 

                             А.А. Стремоухов

 

«____» декабря 2015 г.

 



ЛЕКЦИЯ

Тема № 10 «Создание советского государства и права (ноябрь 1917–1918 гг.)»

 

 

Разрешаю к использованию в 2016 – 2017 учебном году

Начальник кафедры теории и истории государства и права

полковник юстиции                                                                А.А. Стремоухов

(воинское звание, подпись, инициалы и фамилия)

« » декабря 2016 г.

 

 

Разрешаю к использованию в 2017 – 2018 учебном году

Начальник кафедры теории и истории государства и права

полковник юстиции                                                                А.А. Стремоухов

(воинское звание, подпись, инициалы и фамилия)

 «» декабря 2017 г.

 

 

Разрешаю к использованию в 20__ – 20__ учебном году

Начальник кафедры теории и истории государства и права

полковник юстиции                                                                А.А. Стремоухов

(воинское звание, подпись, инициалы и фамилия)

 «___»  _____________ 20__ г.

 

 

Разрешаю к использованию в 20__ – 20__ учебном году

Начальник кафедры теории и истории государства и права

полковник юстиции                                                                А.А. Стремоухов

(воинское звание, подпись, инициалы и фамилия)

«___» _____________ 20__ г.


Рецензия

 

 

Ознакомление с материалами лекции подготовленной доцентом кафедры теории и истории государства и права, кандидатом исторических наук Крижановской Г.Н. позволяет отметить, что автор всесторонне и полноценно подошел к решению проблемы по обобщению имеющегося материала по теме «Создание советского государства и права (ноябрь 1917–1918 гг.)».

Автор лекции, не выходя из-за рамок отведенного лимита времени на проведение занятия постарался на достаточном для курсантов уровне изложить в лекции основные подходы к пониманию процессов, происходивших в российском государстве и праве в 1917 – 1918 гг.

Лекционный материал подготовлен на высоком научном уровне. С учетом представленных методических материалов по организации и проведению учебного занятия можно говорить о том, что изучение данной лекции позволит успешно формировать у обучаемых следующие общекультурные компетенции (ОК):

способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, её место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);

способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах (ОК-3);

общепрофессиональных компетенций:

способность использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, применительно к отдельным отраслям юридической науки (ОПК -1);

профессиональных компетенций (ПК):

способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20);

способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований (ПК-22);

педагогическая деятельность:

способность преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-23).

Лекция соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и может быть рекомендована для использования в образовательном процессе.

 

Профессор кафедры теории и истории государства и права

доктор юридических наук, профессор                                       С.Г. Лысенков


СОДЕРЖАНИЕ

 

    Стр.
1. Введение ……………………………………….……………..……… 6
2. Первый учебный вопрос: «Победа революции в ноябре 1917 г. и первые декреты Советской власти».....………………….…………..     7
3. Второй учебный вопрос: «Формирование советского государственного механизма. Конституция 1918 г.»……………..     12
4. Третий учебный вопрос: «С создание основ советского права…... 22
5. Заключение ………………...………………………………………… 31
6. Литература ………………..…………………………………………. 32
7. Организационно-методические указания ……………………….… 34

 




ВВЕДЕНИЕ

Осенью 1917 г. в России обострился политический кризис. Временное правительство утратило контроль над регионами и над значительной частью армии. Одновременно социалистические силы усилили свое влияние, при этом умеренные элементы (меньшевики и правые эсеры) в Советах всех уровней заменялись более радикальными – большевиками и левыми эсерами (происходила «большевизация» Советов). Социальную напряженность в российском обществе усугубляли развал экономики и продолжавшаяся война. Многие части, в том числе дислоцировавшиеся в Петрограде, не желали отправляться на фронт.

В этих условиях Петроградский совет, который возглавил Л.Д. Троцкий, взял новый политический курс на свержение Временного правительства и захват власти. Был выдвинут лозунг «Вся власть Советам!».

Вооруженное восстание в Петрограде было приурочено ко II Всероссийскому съезду Советов. 24–25 октября к моменту начала работы съезда все ключевые пункты столицы были заняты восставшими. В ночь на 26 октября Временное правительство было арестовано, и власть перешла в руки Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Свершилась Октябрьская революция, которая коренным образом изменила весь дальнейший ход развития российской государственности.

Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что изучение данной темы представляет интерес для будущих офицеров внутренних войск МВД России, в связи с последующей профессиональной деятельностью, необходимостью проводить занятия по общественно-государственной подготовке с подчиненным личным составом. Данная тема способствует выработке у курсантов особого, юридического мышления, необходимого для усвоения и применения права.


Первый учебный вопрос:

«Победа революции в ноябре 1917 г. и первые декреты Советской власти»

 

Октябрьская социалистическая революция 1917 г. была одним из крупнейших событий ХХ в. Революция была вызвана многими причинами объективного и субъективного характера. И среди них, прежде всего, следует выделить резкое обострение классовых противоречий. Одной из важнейших предпосылок революции стала Первая мировая война. В тяжелой социально-экономической ситуации, в условиях усталости солдат от войны оружие под влиянием революционной пропаганды вполне могло быть повернуто от врага национального в сторону врага классового, что и произошло в октябре 1917 г. 

Еще одной предпосылкой Октябрьской революции была слабость Временного правительства и созданного им государственного аппарата. В числе субъективных факторов для победы революции в октябре 1917 г. необходимо назвать широкое распространение в обществе социалистических идей, и существование в России партии, способной возглавить революцию – Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) во главе с В.И. Лениным.

Победу Октябрьской социалистической революции конституировал II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов, открывшийся вечером 25 октября 1917 г. Абсолютное большинство делегатов требовало передачи власти в руки Советов. Была принята повестка дня, предложенная большевистской фракцией и включавшая вопросы об организации власти, о мире, о земле.

Первым актом, принятым съездом, было воззвание «Рабочим, солдатам и крестьянам!», в котором провозглашалось свержение власти помещиков и капиталистов и переход власти в центре и на местах в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, определялись ближайшие задачи Советской власти.

На своем втором заседании, состоявшемся 26–27 октября, съезд принял три основных, имеющих конституционное значение, документа: Декрет о мире, Декрет о земле, Декрет об учреждении Совета Народных Комиссаров.

• Декрет о мире включал следующие положения:

всем воюющим народам и их правительствам предлагалось немедленно начать переговоры о справедливом демократическом мире, т.е. мире без аннексий и контрибуций;

провозглашалось право каждого народа независимо от его численности, экономического и культурного развития самому определять свою судьбу, чем закреплялось право наций на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;

война объявлялась величайшим преступлением против человечества;

формулировались основные принципы внешней политики: равноправие всех народов, невмешательство во внутренние дела других стран, борьба за мир и дружбу между народами, их мирное сосуществование и добрососедские отношения;

провозглашалась отмена тайной дипломатии и заявлялось о намерении сделать известными для всех народов тайные соглашения, заключенные царским и Временным правительствами до 25 октября 1917 г.

• Другим важнейшим декретом был Декрет о земле. В первую очередь им провозглашалась:

- немедленная и без всякого выкупа отмена помещичьей собственности на землю;

- передача помещичьих имений, удельных, монастырских, церковных и других земель со всем их инвентарем и постройками в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов впредь до разрешения вопроса о земле Учредительным собранием.

Любая порча конфискованного имущества объявлялась тяжким преступлением.

В Декрет о земле также полностью вошел «Крестьянский наказ о земле», составленный на основании 242 местных крестьянских наказов. В соответствии с данным наказом право частной собственности на землю отменялось навсегда. Вся земля отчуждалась безвозмездно и обращалась во всенародное достояние, т.е. в государственную собственность. В исключительное пользование государства переходили все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение. Усадебная городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, оставалась в пользовании её владельцев, за что они должны были уплачивать соответствующий налог.

Крестьянам предоставлялась свобода в выборе форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное – в зависимости от решения крестьянских сходов в селениях). Предусматривалось уравнительное землепользование, т.е. распределение земли между крестьянами в зависимости от местных условий по трудовой или потребительской норме с периодическими переделами земельного фонда.

Земельные участки с высококультурными хозяйствами: сады, плантации, питомники, оранжереи и т.п. разделу не подлежали, а превращались в показательные и передавались в исключительное пользование государства или общин. В исключительное пользование государства либо общины, в зависимости от величины и значения, также переходили конфискуемые конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства. Таким образом, на основании Декрета о земле по существу произошла национализация земли.

Вопрос об управлении страной был решен в Декрете об учреждении Совета Народных Комиссаров (СНК). СНК образовывался в качестве временного рабоче-крестьянского правительства, на которое впредь до созыва Учредительного собрания возлагалось осуществление правительственной власти в стране под контролем Всероссийского съезда Советов и его Центрального исполнительного комитета (ЦИК). Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручалось комиссиям, а СНК, таким образом, являлся коллегией этих комиссий. Первым председателем Совнаркома стал В.И. Ленин.

Кроме указанных декретов съезд утвердил ещё три специальных постановления (декрета):

• «О полноте власти Советов» – провозглашался переход всей власти на местах в руки Советов, комиссары бывшего Временного правительства отстранялись;

• «Об армейских революционных комитетах» – во всех армиях создавались временные революционные комитеты, на которые возлагалась ответственность за сохранение революционного порядка и твердости фронта, и распоряжением которых были обязаны подчиняться главнокомандующие;

• «Об отмене смертной казни» – смертная казнь на фронте отменялась, восстанавливалась свобода агитации, а все солдаты и офицеры, арестованные за революционную деятельность, немедленно освобождались.

Съезд Советов также принял ещё ряд важных решений и выбрал новый ЦИК, образованный на основе пропорционального представительства от каждой партийной фракции.

Итак, II съезд Советов законодательно оформил победу Октябрьского вооруженного восстания и установление диктатуры пролетариата, положив начало коренным политическим и экономическим преобразованиям в России.

Коренным изменениям подвергся социальный строй. Ликвидация частной собственности влекла за собой упразднение бывших привилегированных классов. Пролетариат, получив политическую власть, стал ведущим классом, осуществляя свою диктатуру в союзе с беднейшим крестьянством. Интеллигенция после Октябрьской революции раскололась на три группы: часть её приветствовала революцию и пошла за рабочим классом, часть заняла выжидательную позицию, а элита интеллигенции, тесно связанная с бывшей властью, проявила враждебность и затем эмигрировала.

Вывод: Прежняя сословная структура общества была сломана. 10 ноября 1917 г. был издан Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Было введено единое общее наименование – гражданин Российской Республики. Однако ликвидация сословий не привела к полному равноправию граждан нового государства. Представители бывших господствующих классов, интеллигенции и духовенство были лишены политических прав. Сложилось и некоторое неравенство в области избирательного права между городским и сельским населением.

Путь к национальному равенству был открыт Декларацией прав народов России от 2 ноября 1917 г. Она провозгласила равенство и суверенность народов, отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств.

Наконец, было установлено и равноправие полов. Хотя новая власть не издала какой-либо общей нормы, провозглашающей равноправие женщины и мужчины, это принцип стал последовательно проводиться в советском законодательстве.

 


Второй учебный вопрос:

«Формирование советского государственного механизма. Конституция 1918 г.»

В связи с тем, что Февральская и Октябрьская революции выдвинули на первый план новый государственный институт – Советы, Учредительное собрание становилось уже ненужным пришедшим к власти большевикам, хотя отказаться от него сразу было невозможно, т.к. за его созыв выступали многие политические силы. Декретом СНК от 27 октября 1917 г. подтверждалось проведение выборов в Учредительное собрание в срок, назначенный ещё Временным правительством, – 12 ноября 1917 г. Большинство из 707 депутатских мест на выборах получили меньшевики и эсеры.

Декретом от 28 ноября 1917 г. была запрещена партия кадетов. Вскоре лозунг «Вся власть Учредительному собранию!» был признан контрреволюционным. Но под давлением социалистических партий Учредительное собрание все-таки открылось 5 января 1918 г. Оно отказалось обсуждать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую ВЦИК 3 января. Председателем собрания был избран правый эсер В.М. Чернов, и большевистская фракция, а затем и фракция левых эсеров покинули заседание. Кворума не стало, споры о повестке дня затянулись до поздней ночи, и под нажимом матросского караула заседание закрылось.

На следующий день депутатов в зал уже не пустили. Ночью 6 января 1918 г. ВЦИК принял Декрет о роспуске Учредительного Собрания. Мотивировалось это тем, что собрание выбиралось по спискам, составленным до революции, и явилось выражением старого соотношения политических сил, что старый буржуазный парламентаризм пережил себя, что не общенациональные, а только классовые учреждения (Советы) в состоянии заложить основы социалистического общества.

На смену старым органам власти пришли принципиально новые (Слайд № 14). Верховным органом Советского государства, обладавшим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов. Впервые таким органом провозгласил себя II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Но параллельно существовали и Советы крестьянских депутатов, где большинство имели эсеры. Состоявшиеся в ноябре и декабре 1917 г. Чрезвычайный и II Всероссийские съезды крестьянских депутатов одобрили политику нового правительства и высказались за объединение Советов. В тот же период был создан единый ВЦИК рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов, проходивший в Москве 14-16 марта 1918 г., ратифицировал Брестский мирный договор с Германией («Брестский мир»). Однако на съезде обнаружились разногласия между большевиками и левыми эсерами, выступавшими за продолжение войны.

Главным решением V Всероссийского съезда Советов (4–10 июля 1918 г.) было принятие первой советской Конституции. В период работы съезда был подавлен мятеж левых эсеров, поднятый в Москве и 23 других городах России, поэтому решением съезда эсеры были исключены из всех Советов.

В промежутках между съездами Советов почти все их функции исполнял Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. В начале своего существования ВЦИК был постоянно действующим органом, его пленарные заседания собирались не реже одного раза в две недели. Заседания в узком составе созывались по мере надобности по требованию партийных фракций или группы членов комитета не менее 10 человек. Организацию и ведение текущей работы ВЦИК осуществляли отделы (иногородний, агитационный и др.).

Рабочим органом ВЦИК был Президиум, избиравшийся в составе одной десятой его членов. Он готовил материалы к заседаниям комитета, контролировал работу его комиссий и отделов. Собирался Президиум 2–3 раза в неделю.

Высшим органом власти и общего управления (правительством) Советского государства стал Совет Народных Комиссаров. Он был подотчетен Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. После III съезда рабоче-крестьянское правительство избавилось от приставки «временное». В случаях, не терпящих отлагательства, СНК мог издавать декреты без обсуждения их ВЦИК. ВЦИК утверждал декреты, только если они имели важнейшее общегосударственное значение. Кстати, за период с октября 1917 по июль 1918 гг. СНК принял около 600 правовых актов, а ВЦИК – немногим более 100 декретов. Заседания СНК проходили почти ежедневно. Для решения мелких оперативных вопросов с декабря 1917 г. стали проводиться заседания заместителей народных комиссаров, которые в январе 1918 г. превратились в постоянно действующую комиссию СНК (Малый Совнарком), чьи решения затем утверждались правительством без повторного рассмотрения.

Центральными органами отраслевого управления были народные комиссариаты, пришедшие на смену упраздненным министерствам Временного правительства. Первоначально было сформировано 13 наркоматов, затем их число увеличилось (в том числе был образован Высший Совет народного хозяйства). До марта 1918 г. ряд наркоматов возглавляли члены партии левых эсеров, но в знак протеста против Брестского мира они вышли из правительства, и оно стало однородно-большевистским. Формирование аппарата наркоматов осложнялось отсутствием необходимых кадров и саботажем со стороны старого чиновничества.

Работу по организации и укреплению местных Советов взял на себя в тот период Наркомат внутренних дел. Он разработал Обращение к Советам об организации местного самоуправления и Инструкцию о правах и обязанностях Советов, утвержденную СНК 24 декабря 1917 г. В Обращении указывалось, что вся страна должна покрыться сетью советских организаций, которые должны находиться между собой в тесной организационной зависимости. Каждый из Советов вплоть до самого мелкого автономен в вопросах местного характера, но обязан сообразовывать свою деятельность с общими постановлениями центральной власти и с постановлениями более крупных советских организаций, в состав которых он входит. Таким путем создается связный, однородный организм – Республика Советов.

Инструкцией определялось, что на Советы, как на органы власти, возлагаются задачи управления и обслуживания всех сторон местной жизни, административной, хозяйственной, финансовой и культурно-просветительной. Они проводят в жизнь все декреты и постановления центральной власти. Из своей среды Советы избирают исполнительный орган (исполнительный комитет, президиум), на который возлагается проведение в жизнь постановлений и вся текущая работа по управлению.

Власть на местах принадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским советам. При Советах и исполкомах создавались отраслевые отделы (подразделялись на подотделы) или комиссариаты, а также местные советы народного хозяйства, подчинявшиеся также ВСНХ.

Большую роль в упрочении Советской власти в деревне сыграли волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды), которые стали создаваться на основе декрета ВЦИК с июня 1918 г. Комбеды проводили распределение земли и предметов первой необходимости между крестьянами, изымали «излишки хлеба», содействуя рабочим продовольственным отрядам, иногда контролировали работу местных Советов. В конце 1918 г. комитеты бедноты слились с советскими органами.

Военно-революционные комитеты (ВРК) образовывались при губернских, городских, уездных и некоторых волостных Советах с задачей упрочения новой власти, ликвидации учреждений Временного правительства и обеспечения революционного порядка. Особую роль, в том числе в подготовке и проведении Октябрьского вооруженного восстания, отражении контрреволюционных выступлений сыграл Петроградский ВРК (он самоликвидировался 5 декабря 1917 г.).

Начало созданию советской судебной системы положил Декрет СНК о суде № 1, принятый 24 ноября 1917 г. Этот декрет упразднял все существовавшие ранее судебные органы (окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат, военные и морские суды, а также коммерческие суды), институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

Вместо мировых судей, деятельность которых приостанавливалась, создавались местные суды, действующие в составе одного постоянного местного судьи и двух очередных заседателей. Судьи и заседатели избирались путем прямых демократических выборов, проведение которых поручалось местным Советам. Для разрешения уголовных дел на фронтах местные суды избирались полковыми советами, а где их нет – полковыми комитетами.

Подсудность местных судов была ограничена: по гражданским делам – иски до 3000 руб., по уголовным делам – применение наказания не свыше 2 лет лишения свободы.

Местные суды должны были решать дела именем Российской Республики, но руководствоваться в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств они могли лишь постольку, «поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».

Для борьбы против контрреволюционных сил и для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников, учреждались Революционные трибуналы, в составе одного председателя и 6 очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами. Для производства предварительного следствия при Советах создавались особые следственные комиссии. Инструкция о революционном трибунале была утверждена Народным комиссариатом юстиции (НКЮ) РСФСР 19 декабря 1917 г.

Дальнейшее развитие общая судебная система получила в Декрете о суде № 2, принятом ВЦИК 7 марта 1918 г. Этим декретом для рассмотрения дел превышающих подсудность местного народного суда, образовались окружные народные суды. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения. Рассмотрение гражданских дел окружными судами проводилось в составе 3 постоянных членов суда и 4 народных заседателей. Уголовные дела рассматривались в составе 12 народных заседателей под председательством одного из постоянных членов суда. Предварительное расследование дел в окружном суде производилось следственными комиссиями из 3 лиц, избираемых местными Советами. Были также образованы коллегии правозаступников, члены которых выступали в качестве общественных защитников или обвинителей.

Обжалование судебных решений в апелляционном порядке было отменено. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов постоянные члены этих судов на общем собрании данной области должны были избирать из своей среды членов областного народного суда. Предполагалось также создание Верховного судебного контроля. Но указанные судебные органы так и не были сформированы в силу политических обстоятельств.

17 мая 1918 г. СНК принял Декрет «О революционных трибуналах», согласно которому трибуналы сохранялись лишь в крупных городах. Декрет четко разграничивал подсудность революционных трибуналов и общих судов. На революционные трибуналы возлагалась борьба с контрреволюцией, саботажем, погромами, подлогами, неправомерным использованием советских документов, хулиганством и шпионажем. Иные дела рассматривались местными судами. При каждом трибунале, кроме имеющейся следственной комиссии учреждались коллегии обвинителей в составе не менее 3 лиц, избираемых местными Советами.

Для рассмотрения особо важных дел 29 мая 1918 г. был образован Революционный трибунал при ВЦИК. Он состоял из председателя и членов, избиравшихся ВЦИК на 3 месяца, и рассматривал дела без участия народных заседателей. Декретом ВЦИК от 11 июня 1918 г. учреждался Кассационный отдел при ВЦИК, на который возлагалось рассмотрение кассационных жалоб и протестов на приговоры местных трибуналов.

В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3. Им была значительно расширена компетенция местных народных судов (иски до 5000 руб., уголовные наказания до 5 лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов.

Наряду с новыми судебными органами Советской власти требовались и новые органы обеспечения общественного порядка и государственной безопасности, органы, которые бы подавляли выступления её политических противников.

В целях принятия экстренных мер по пресечению контрреволюционных действий 7 (20) декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В постановлении СНК об образовании ВЧК определялись основные задачи и права этой комиссии:

пресечение и ликвидация всех контрреволюционных и саботажнических попыток и действий по всей России со стороны кого бы они ни исходили;

предание суду революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер по борьбе с ними.

ведение предварительного расследования.

Указывалось также, что комиссия должна получить право производить конфискации, выселять преступные элементы, лишать их продовольственных карточек, публиковать списки врагов народа. Председателем комиссии был назначен Ф.Э. Дзержинский.

С марта 1918 г. началось формирование местных чрезвычайных комиссий в губерниях и уездах, и к июлю они были созданы почти повсеместно. Им предоставлялось исключительное право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. В апреле 1918 г. ВЧК сформировала специальные боевые отряды.

Наряду с чрезвычайными органами борьбы с контрреволюцией в первые дни после установления новой власти возникла и советская милиция. Постановлением НКВД от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции» всем Советам рабочих и солдатских депутатов было предписано учредить рабочую милицию. Отряды милиции формировались на добровольческой основе и находились в распоряжении местных Советов. Однако, до осени 1918 г., пока шел слом старого и создание нового государственного аппарата, милиция еще не имела четкой организации в масштабах всей страны.

Карательная политика государства требовала также создания системы советских исправительно-трудовых учреждений. До весны 1918 г. продолжало существовать старое Главное управление местами заключения, куда был направлен специальный комиссар ВРК. Тюрьмы подчинялись местным Советам. В мае 1918 г. вместо Главного управления в составе Наркомата юстиции был создан карательный отдел. Упразднялись старые органы по управлению тюрьмами на местах, а их функции перешли местным карательным отделам, входящим в состав губернских комиссариатов юстиции.

23 июля 1918 г. НКЮ утвердил инструкцию «О лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового». Инструкция определила новую систему мест лишения свободы и начала советской исправительно-трудовой политики, сочетающей убеждение и принуждение, обязательность общественно-полезного труда, меры по перевоспитанию преступника.

Декретами СНК от 16 декабря 1917 г. «Об уравнении всех военнослужащих в правах» и «О выборном начале и об организации власти в армии» все чины, звания, титулования, ордена и знаки упразднялись, а военнослужащим присваивалось звание «солдат революционной армии». Армия подчинялась СНК. Вся полнота власти в пределах каждой войсковой части и их соединений передавалась соответствующим солдатским комитетам и советам. Вводилась выборность командного состава и должностных лиц.

Но военная обстановка диктовала необходимость создания новой армии. 15 января 1918 г. СНК принимает Декрет «О Рабоче-крестьянской Красной армии». Армия формировалась из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся классов, не моложе 18 лет, имеющих рекомендации войсковых комитетов или общественных организаций, стоящих на платформе Советской власти. При вступлении в Красную Армию войсковой части в полном ее составе требовались круговая порука и поименное голосование. Верховным руководящим органом РККА являлся СНК, а непосредственное управление ею осуществляли Народный комиссариат по военным делам и созданная при нем особая Всероссийская коллегия.

14 февраля 1918 г. СНК принял декрет «О социалистическом Рабоче-крестьянском Красном Флоте», которым прежний флот объявлялся распущенным, а РККФ создавался на тех же основах, что и Красная Армия.

В декабре 1917 г. СНК и ВЦИК признали государственную независимость Финляндии. В июне 1918 г. съезд тувинского населения Урянхайского края принял решение о самостоятельности Тувы. 11 декабря 1917 г. I Всеукраинский съезд Советов провозгласил создание Украинской Советской Республики. Было признано право на самоопределение польского народа, но самостоятельное польское государство тогда создано не было, т.к. Польша находилась под немецкой оккупацией. Немцы оккупировали также большую часть территории Прибалтики, поэтому ни фактически, ни юридически отделившиеся в конце 1917 – начале 1918 гг. от России Литву и Эстонию нельзя было считать независимыми государствами. На территории Закавказья революция победила только в Баку и окрестностях, а в мае 1918 г. в Грузии, Армении и Азербайджане было провозглашено создание независимых республик, которые, впрочем, не пожелали должным образом оформить выход из состава России.

Проблема создания Основного Закона (Конституции) Российской Советской Республики была поднята на III Всероссийском съезде Советов. Для подготовки проекта 1 апреля 1918 г. была создана комиссия ВЦИК во главе с его председателем Я.М. Свердловым. Параллельно над своим проектом Конституции работали в Наркомате юстиции. Первая Конституция РСФСР, явившаяся первой конституцией в истории российского государства вообще, была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. Она вступила в силу 19 июля 1918 г., и, подведя итоги первых революционных преобразований, закрепила советский государственный строй и организацию советской власти в центре и на местах.

Конституция состояла из 6 разделов: Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; Общие положения Конституции РСФСР; Конструкция Советской власти; Активное и пассивное избирательное право; Бюджетное право; О гербе и флаге РСФСР.

Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, принятая ещё в январе 1918 г., объявила Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и установила, что власть в центре и на местах принадлежит этим Советам. Российская Советская Республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик.

Основной задачей Конституции РСФСР, рассчитанной на «переходный момент» провозглашалось установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма.

Конституция провозглашала, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах РСФСР принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах. При этом предусматривалась возможность объединения Советов областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, в автономные областные союзы, которые входят в РСФСР на началах федерации.

Основной Закон предоставил трудящимся гражданам России весьма широкий спектр демократических свобод и прав: свободу религиозной и антирелигиозной пропаганды, причем особо указывалось на отделение церкви от государства и школы от церкви (ст. 13); свободу печати (ст. 14); свободу митингов, собраний, шествий (ст. 15); свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16); право на образование (ст. 17).

Вместе с тем, руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция (ст. 23) устанавливала правило, согласно которому отдельные лица и отдельные группы могли лишаться прав, используемых ими «в ущерб интересам социалистической революции».

Труд признавался обязанностью всех граждан (провозглашался лозунг «Не трудящийся, да не ест!»). Обязанностью всех граждан Республики признавалась также защита социалистического Отечества, в связи, с чем устанавливалась всеобщая воинская повинность. Однако почетное право защищать революцию с оружием в руках давалось только трудящимся, а на нетрудовые элементы возлагалось «отправление иных военных обязанностей».

В разделе 3 Конституции 1918 г. определялось, что высшей властью РСФСР является Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он составляется из представителей городских Советов и представителей губернских съездов. Съезд созывался ВЦИК не реже 2 раз в год. Также могли созываться чрезвычайные съезды.

Съезд избирал ВЦИК Советов, являвшийся в период между съездами высшей властью Республики, в составе не свыше 200 человек. ВЦИК ответственен перед съездом.

ВЦИК провозглашался высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР. Он должен давать общее направление деятельности правительства и всех органов власти в стране, объединять и согласовывать работы по законодательству и управлению, наблюдать за проведением в жизнь Конституции, постановлений съездов и центральных органов Советской власти. ВЦИК рассматривал и утверждал проекты декретов и иные предложения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения.

Общее управление делами РСФСР Конституцией 1918 г. возлагалось на Совет Народных Комиссаров, ответственный перед съездом Советов и ВЦИК. СНК образовывался ВЦИК, который вправе был отменить или приостановить всякое постановление или решение Совнаркома. Члены СНК стояли во главе 18 народных комиссариатов.

Ведению съезда Советов и ВЦИК подлежали все вопросы общегосударственного значения, и в частности: утверждение, изменение и дополнение Конституции РСФСР; общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР; установление и изменение границ, отчуждение частей территории РСФСР или принадлежащих ей прав; установление границ и компетенции областных Советских союзов, входящих в состав РСФСР, а также разрешение споров между ними; принятие в состав РСФСР новых сочленов Советских Республик и признание выхода из Российской Федерации отдельных её частей; сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира; заключение займов, таможенных и торговых договоров; установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории РСФСР; утверждение бюджета РСФСР; установление основ организации вооруженных сил РСФСР; общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.; назначение и смещение членов СНК, всего его состава, утверждение Председателя СНК; право общей и частной амнистии.

Ведению съезда Советов и ВЦИК также подлежали все вопросы, которые они признавали подлежащими их разрешению. Вместе с тем, два вопроса подлежали исключительному ведению Всероссийского съезда Советов: а) установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции и б) ратификация мирных договоров.

Местными органами власти Конституцией РСФСР объявлялись съезды Советов и Советы депутатов. Съезды Советов формировались по многоступенчатой системе: волостные, уездные губернские, областные. Съезды Советов должны были созываться не реже 2 раз в год по области, 1 раза в 3 месяца по губерниям и уездам и 1 раза в месяц по волости. Съезд Советов избирал свой исполнительный орган – исполнительный комитет. В своих границах съезду Советов принадлежала высшая власть; в период между съездами такой властью являлся исполком. Советы депутатов образовывались в городах и в селениях. Срок полномочий депутатов – 3 месяца. Совет депутатов избирал ответственный перед ним исполком.

К предметам ведения органов Советской власти на местах Конституция 1918 г. относила: 1) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти; 2) принятие всех мер «к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях»; 3) разделение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; 4) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

В соответствии со ст. 64 Конституции правом избирать и быть избранным в Советы пользовались, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п. граждане РСФСР обоего пола которым ко дню выборов исполнилось 18 лет:

а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом (рабочие и служащие всех категорий и видов, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли);

б) солдаты советской армии и флота;

в) указанные граждане, потерявшие трудоспособность.

Избирательные права предоставлялись также иностранцам, проживающим на территории РСФСР «для трудовых занятий».

Не могли избирать и быть избранными: а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала и т.п.); в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, лица, состоящие под опекой; ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Исключение из избирательного корпуса «социально чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее. Таким образом, Конституция РСФСР 1918 г. определила основы политического и экономического строя в стране, порядок формирования и пределы компетенции органов власти и управления, права и свободы трудящихся, а также финансово-бюджетную политику государства.


 

Третий учебный вопрос:

«Создание основ советского права»

 

 

В первый период истории Советского государства можно выделить четыре основные группы источников права. Первую и важнейшую из них составляли новые правовые акты. Вторую группу правовых источников составляло старое, дореволюционное законодательство. Декрет о суде № 1 допустил ссылки «на законы свергнутых правительств». Ещё одним, причем весьма специфическим, источником права выступало революционное правосознание масс. На практике это означало, что если правоприменительные органы не могли опереться на правовую норму, то они действовали, как подсказывала им революционная совесть, как было, по их мнению, полезно для революции.

Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать три органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Правотворческую деятельность также осуществляли народные комиссариаты и местные Советы, причем Советы часто вторгались в общегосударственные сферы деятельности, поскольку компетенция центра и мест не была разграничена, да и правовая грамотность депутатов оставляла желать лучшего.

Первая попытка регламентации законодательного процесса была сделана Декретом СНК от 30 октября 1917 г. «О порядке утверждения и опубликования законов», затем в январе 1918 г. СНК издал постановление «О редактировании и печатании законодательных и правительственных актов».

Формы законодательных актов были самыми различными: декреты (были распространены в наибольшей степени), постановления, декларации, обращения, инструкции и т.п. Первой простейшей формой систематизации законодательства явилось издание с 1 декабря 1917 г. «Собрания узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства» (СУ РСФСР).

Формирование советского права по отраслям шло неравномерно.

а) Гражданское право отражало, прежде всего, изменения в экономических отношениях, важнейшим из которых было отношение собственности. Юридическим основанием первоначального возникновения социалистической собственности на землю, недра, заводы, фабрики, шахты, железные дороги, другие средства и орудия производства являлись декреты о национализации. Декретом СНК от 14 декабря 1917 г. были запрещены все сделки с недвижимостью в городах. Национализированное имущество изымалось из гражданского оборота, всякие сделки с ним запрещались. Декретом о национализации внешней торговли запрещались частные сделки с заграницей по ввозу и вывозу товаров. В связи с тяжелым положением с продовольствием и разрухой в народном хозяйстве договорных отношений между хозяйствующими субъектами практически не существовало, все регулировалось административно-правовыми актами.

В первые месяцы существования Советской власти были сняты все ограничения гражданской правоспособности физических лиц (по половому, вероисповедному, национальному признакам), существовавшие до революции. Однако возникли новые, касающиеся права наследования и дарения имущества. Так, Декретом ВЦИК от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования» наследование по закону и по завещанию отменялось. Имущество умершего, стоимость которого превышала 10000 руб., переходило в собственность государства. Имущество низшей стоимости поступало в распоряжение близких родственников умершего. Декретом ВЦИК от 7 мая 1918 г. «О дарениях» дарения свыше 10000 руб. признавались недействительными, как и другие безвозмездные предоставления имущества.

б) Семейное право. По мнению марксистов, семья как порождение классового общества, должна была отмереть с ликвидацией капитализма. Декретами ВЦИК и СНК «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака» (декабрь 1917 г.) вводились следующие правила: церковный брак отменялся, действительны лишь гражданские браки, зарегистрированные в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) при обоюдном согласии жениха и невесты; определялся брачный возраст: 18 лет для мужчин, 16 – для женщин; запрещались браки между близкими родственниками, а также между лицами, состоящими в браке и умалишенными; устанавливалось равноправие мужчин и женщин в браке; устанавливался свободный развод по воле одного или обоих супругов: в случае обоюдного согласия брак расторгался органами ЗАГСа, по просьбе одного из супругов – судом, при этом определялась судьба несовершеннолетних детей.

в) Трудовое и социальное право. С первых дней своего существования государство диктатуры пролетариата предприняло ряд мер по улучшению условий труда рабочего класса и его социального обеспечения.

29 октября 1917 г. СНК принял декрет «О восьмичасовом рабочем дне», который впервые в мире устанавливал 8-часовой рабочий день, 48-часовую рабочую неделю, а также свободные перерывы в работе для отдыха и для принятия пищи. Для лиц, не достигших 18 лет, и лиц, занятых особо вредных работах, устанавливался сокращенный рабочий день. Сверхурочные работы разрешались только в исключительных случаях с разрешения рабочих организаций. В июне 1918 г. для рабочих и служащих были впервые в истории установлены отпуска с сохранение заработной платы.

Заработная плата стала устанавливаться тарифными соглашениями, заключаемыми между профсоюзами и предпринимателями по районам страны и отраслям производства. При этом разрыв между высшей и низшей оплатой был не более двукратного.

11 декабря 1917 г. ВЦИК принимает положение о страховании на случай безработицы, а 22 декабря – о страховании на случай болезни. Фонд соцстраха формировался за счет работодателей, а рабочим гарантировалось полное возмещение заработка.

г) Уголовное право. Революция привела к коренной ломке основных понятий и институтов уголовного права. Прежде всего, это касалось понятия преступления: в нем подчеркивалась общественная опасность деяния – преступным считалось все, что вредит интересам рабочих и крестьян, делу революции.

Советское уголовное право было направлено в первую очередь на борьбу с преступлениями представителей свергнутых эксплуататорских классов. Из числа контрреволюционных преступлений наиболее опасными являлись антисоветские заговоры, восстания и мятежи, шпионаж, диверсии, саботаж. Кроме того, Советскому государству пришлось вести борьбу с хищениями, бандитизмом, спекуляцией, взяточничеством. Так, В Декрете СНК о спекуляции от 22 июля 1918 г., определялся точный состав этого преступления и конкретные наказания. Из числа других наиболее важных законодательных актов, содержащих нормы уголовного права, необходимо обратить внимание на Декрет СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве»: виновные в принятии взяток наказывались лишением свободы на срок не менее 5 лет.

Самым тяжким воинским преступлением считалось использование военными специалистами своего поста в контрреволюционных целях. Особая ответственность устанавливалась за хищение военного имущества, мародерство. К весне 1918 г. сформировалось понятие дезертирства как самовольного оставления рядов Красной Армии.

Изменился взгляд на наказание: в уголовном праве начала складываться идея сочетания принуждения с убеждением.

д) Процессуальное право. Предварительное следствие по делам, рассматриваемым в местных судах, возлагалось на местных судей единолично. В роли обвинителей и защитников, а также поверенных по гражданским делам могли выступать все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами.

Было установлено ведение судопроизводства на местных языках. Суд не был стеснен никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности. Апелляционный порядок обжалования решений заменялся кассацией.

Вывод: Появление нового государства предопределило зарождение нового, советского права.

 

 






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Советское государство возникло как следствие Октябрьской революции 1917 г., которая привела к коренной ломке социальных отношений. Был взят курс на построение нового общественного строя, основанного на обобществлении средств производства, отмене частной собственности и исключении эксплуатации человека человеком.

Революция привела к слому прежнего и созданию принципиально нового государственного механизма, основой которого стала система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Провозглашение права наций на самоопределение положило начало процессу усложнения формы государственного единства, возникновению федерации.

Появление нового государства предопределило зарождение нового, советского права. Начали складываться его отдельные отрасли. Правовое строительство начального периода истории Советского государства завершилось принятием Основного Закона (Конституции) РСФСР 1918 г., ставшей перовой конституцией в многовековой истории России.

 



ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. История государства и права России: учеб. / под ред. Р.С. Мулукаева. М.: ЦОКР МВД России, 2006.

2. История государства и права России: учебник для бакалавров / под общей редакцией В.Е. Рубаника. М.: издательство Юрайт, 2012.

3. История отечественного государства и права: учебник / под ред. Ю.П. Титова. В 2-хтт. М.: Проспект, 2009.

4. Лаптева Л.Е. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. Серия: «Бакалавриат. Базовый курс».

5. История государства и права России: учебник / под ред. д.ю.н., профес. Лысенкова С.Г. Часть II. СПб.: СП ВИ ВВ МВД России, 2012.

Дополнительная:

1. История государства и права России: учеб. / под ред. Р.С. Мулукаева. М.: ЦОКР МВД России, 2006.

2. История государства и права России: учебник для бакалавров / под общей редакцией В.Е. Рубаника. М.: издательство Юрайт, 2012.

3. История отечественного государства и права: учебник / под ред. Ю.П. Титова. В 2-хтт. М.: Проспект, 2009.

4. Лаптева Л.Е. История отечественного государства и права: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. Серия: «Бакалавриат. Базовый курс».

5. История государства и права России: учебник / под ред. д.ю.н., профес. Лысенкова С.Г. Часть II. СПб.: СП ВИ ВВ МВД России, 2012.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!» // http://www.pereplet.ru/hist-mgu/Etext/DEKRET/IIsiezd.htm

2. Декларация прав народов России //http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/peoples.htm

3. Декрет II-го Всероссийского съезда Советов о земле // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_zemle.htm

4. Декрет II-го Всероссийского съезда Советов о мире // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_mire.htm

5. Постановление об образовании временного рабоче-крестьянского правительства // http://obiwatel.narod.ru/history/soviet/d4.htm

6. Декрет о суде // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_sude1.htm

7. Декрет о суде №2 // http://zaki.ru/pagesnew.php?id=2070

8. Конституция (основной закон) РСФСР // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm

 

 



ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

Особенность данной темы заключается в большом объеме учебного материала, входящего в содержание учебных вопросов. Поэтому руководителю занятия необходимо четко определить для себя ключевые положения, требующие подробного освещения в ходе лекции, а также внимательно подойти к расчету времени отводимому на отработку каждого из вопросов.

Руководителю занятия следует сконцентрировать свои усилия на формировании у обучаемых следующих общекультурных компетенций (ОК):

способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, её место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);

способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах (ОК-3);

общепрофессиональных компетенций:

способность использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, применительно к отдельным отраслям юридической науки (ОПК -1);

профессиональных компетенций (ПК):

способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20);

способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований (ПК-22);

педагогическая деятельность:

способность преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-23).

Для достижения целей, связанных с участием в формировании указанных компетенций, учебное занятие по данной теме целесообразно проводить в форме лекции-визуализации, останавливаясь на отдельных проблемных вопросах по данному направлению.

Преподавателю необходимо стимулировать познавательную деятельность, формировать у будущих офицеров аналитическое и проблемное мышление. Следует подготовить офицера, владеющего методологией познания и анализа истории становления и развития российской государственности, процесса образования и развития отечественных государственно-правовых институтов отечественных историко-правовых проблем.

В ходе рассмотрения первого учебного вопроса «Победа революции в ноябре 1917 г. и первые декреты Советской власти» необходимо начать с установления советской государственности, ликвидации прежней системы государственного управления, раскрыть содержание декретов «О мире», «О земле», «Декрет об образовании Рабочего и Крестьянского правительства». Необходимо изучить следующие документы: «Декларация прав народов России», «Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов», «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», декретам, закрепившим правовые основы армии и флота.

Изучение второго учебного вопроса: «Формирование нового советского государственного механизма. Конституция 1918 г.» целесообразно уделить внимание деятельности Учредительного собрания в январе 1918 года. Далее стоит раскрыть структуру советской власти, сущность и форму государства по Конституции, систему органов власти и управления, правовой статус советских граждан.

Приступая к изложению третьего учебного вопроса: «Создание основ советского права», преподаватель доводит После чего необходимо перейти к характеристике основ советского права в области гражданских, семейных, трудовых и уголовных правоотношений. Важно уделить внимание процессуального права.

Отработка каждого учебного вопроса должна завершаться обобщающим выводом. В конце занятия необходимо дать задание на самоподготовку и ответить на вопросы обучаемых.

При изложении материала обязательно использование технических средств обучения.

 

 

Доцент кафедры теории и истории государства и права

канд. ист. наук                                                                    Г.Н. Крижановская


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: