Порядок рецензирования дипломной работы

 

Дипломные работы, допущенные выпускающей кафедрой к защите, направляются заведующим выпускающей кафедрой на рецензию не позднее, чем за 10 дней до защиты работы в ГЭК.

Рецензенты дипломных работ утверждаются деканом факультета (директором филиала) по представлению заведующего выпускающей кафедрой (Приложение Л) не позднее одного месяца до защиты дипломных работ.

Рецензентами могут назначаться лица из числа:

профессорско-преподавательского состава других кафедр института;

специалистов организаций и учреждений реального сектора экономики и социальной сферы, сотрудников научных учреждений;

профессорско-преподавательского состава других учреждений высшего

образования.

В рецензии должны быть отмечены:

актуальность темы дипломной работы;

степень соответствия дипломной работы заданию;

логичность построения материала;

полнота и последовательность критического обзора и анализа литературы по теме дипломной работы;

полнота описания методики расчета или проведенных исследований, изложения собственных расчетных, теоретических и экспериментальных результатов, отметка достоверности полученных выражений и данных; наличие аргументированных выводов по результатам дипломной работы; практическая значимость дипломной работы, возможность использования полученных результатов;

недостатки и слабые стороны дипломной работы, некорректность выводов, недостоверность статистических данных и иные недостатки;

замечания по оформлению дипломной работы и стилю изложения материала.

Рецензент имеет право затребовать у студента – автора дипломной работы – дополнительные материалы, касающиеся проделанной работы.

Студент, должен быть ознакомлен с рецензией не менее чем за 2-3 дня до защиты.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

И ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Структура дипломной работы

Дипломная работа по психологии состоит из теоретической и эмпирической части.

Основные структурные элементы дипломной работы:

титульный лист;

задание на дипломную работу;

реферат;

оглавление;

перечень условных обозначений, символов и терминов (при необходимости);

введение;

разделы, соответствующие указанному в задании содержанию дипломной работы;

заключение;

список использованной литературы; приложения (при необходимости);

Эмпирическая часть включает графики, схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и другой иллюстративный материал, наглядно представляющий выполненную работу и полученные результаты. Материалы эмпирической части могут быть представлены на защите дипломной работы в виде электронной презентации с распечаткой бумажного раздаточного материала для членов ГЭК.

Требования к структурным элементам дипломной работы

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и оформляется в соответствии с приложением В. Титульный лист содержит сведения об учреждении образования, факультете, кафедре, авторе, теме, специальности, по которой выпускается студент, руководителе, консультантах (если имеются), времени и месте выполнения дипломной работы (город, год).

Страница титульного листа включается в общую нумерацию страниц дипломной работы. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Задание

Задание на дипломную работу, заполняется согласно стандартной форме (приложение Б). В задании указывается фамилия студента, тема дипломной работы, исходные данные к работе, содержание дипломной работы (перечень подлежащих разработке вопросов), перечень графического материала, консультанты по дипломной работе (если имеются), календарный план-график поэтапного выполнения дипломной работы, срок представления руководителю законченной дипломной работы, дата выдачи задания, подпись получившего задание студента, подпись руководителя. Задание утверждается заведующим кафедрой.

Задание на дипломную работу не нумеруется, но включается в общее количество страниц.

Оглавление

Оглавление включает заголовки всех разделов пояснительной записки.

Пример оформления оглавления приведен в приложении Г. Оглавление включает введение, номера и заголовки разделов и подразделов (не более двух уровней вложенности), заключение, список использованной литературы и приложения с указанием номера страницы, на которой помещен каждый заголовок.

Рекомендуется использовать возможности текстового редактора Word по созданию автоматического оглавления.

Перечень условных обозначений, символов и терминов

Принятые в дипломной работе сокращения (в том числе малораспространенные), условные обозначения, символы, единицы измерения и специфические термины при необходимости могут быть представлены в виде отдельного списка (отдельных списков, если приводятся различные условные обозначения), который располагают в алфавитном порядке в виде колонки.

Пример оформления принятых в дипломной работе сокращений приведен в приложении Д.

Реферат

Реферат содержит краткие сведения о теме и содержании дипломной работы, в том числе:

сведения о библиографических данных дипломной работы (объем в страницах, количество иллюстраций (рисунков), таблиц, приложений, использованных источников);

перечень ключевых слов (от 5 до 15 слов в именительном падеже, написанных через запятую в строку прописными буквами), характеризующих

основное содержание дипломной работы;

текст реферата (отражает объект исследования, цель дипломной работы, методы или методологию работы, полученные результаты и их новизну, степень внедрения и рекомендации по внедрению).

Оптимальный объем текста реферата составляет 1-2 страницы. Страницы не нумеруют, но включают в общее количество страниц дипломной работы.

Пример оформления реферата приведен в приложении Е.

Введение

Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, степень еѐ разработанности. Введение помещают на отдельной странице. Слово «ВВЕДЕНИЕ», как и все наименования структурных частей дипломной работы, записывается прописными буквами по центру. Объем введения, как правило, не превышает трѐх-четырех страниц.

Во введении студентом последовательно раскрываются следующие подразделы:

- актуальность темы исследования,

- цель исследования,

- задачи исследования,

- объект исследования,

- предмет исследования,

- гипотеза исследования,

- методологические основания исследования,

- методы исследования,

- научная новизна и значимость полученных результатов,

- практическая значимость полученных результатов,

- эмпирическая база исследования,

- структура и объем выпускной квалификационной работы.

Каждый из перечисленных пунктов, с сохранением указанного порядка, описывается, начиная с нового абзаца, выделяется жирным шрифтом, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия.

Актуальность темы исследования. Любое исследование по определению должно быть значимо, во-первых, для науки, во-вторых, для практики. Актуальность темы включает в себя аргументацию необ­ходимости изучения данной темы с позиции теории или практики. Здесь же раскрывается состояние разработанности выбранной те­мы, то есть дается краткий обзор литературы по теме. Указываются отечественные и зарубежные исследователи, которые занимались и занимаются разработкой данной проблемы. Уточняется степень разработанности проблемы (что в ней разработано полно, что – неполно, что – вообще не разработано), определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляется противоречие, устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования. Выявление основного противоречия позволяет определить научную проблему дипломной работы. Проблема исследования – это научный вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет научный и практический интерес. Учитывая степень разработанности проблемы, студент делает вывод о необходимости проведения исследования для развития (обогащения, углубления и уточнения) теории и практики.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат и обязательно соотносится с его объектом и предметом. Это краткая формулировка сущности научного поиска по данной проблеме (обычно формулируется одна цель работы и 3-5 задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели).

Цель работы обычно заключается в том, чтобы: «Вы­явить...», «Изучить...», «Определить...», «Дать характеристику...».  Не рекомендуется формулировать цель как «Исследование…», «Изучение…», так как эти слова указывают лишь на процесс достижения цели, а не на саму цель.

Например, цель работы может звучать так: «выявить взаимосвязь типов семейного воспитания и субъективного ощущения одиночества у подростков».

Задачи исследования развивают и конкретизируют цель исследования и должны соответствовать объекту, предмету и гипотезе исследования. Постановка задач обязательна, они помогают структурировать исследование. Обычно в дипломном исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Формулируя задачи исследования, целесообразно присваивать им порядковые номера.

Формулируются задачи в том же стиле что и цель: изучить, выявить и т.п. Их не следует путать с этапами выполнения исследования (анализ литературы, проведение эксперимента, обработка и интерпретация эмпирических данных, формулирование выводов).

Обязательной задачей любого исследования, в том числе и дипломной работы, является первая, – анализ информации об объекте исследования дипломной работы. Она может формулироваться в терминах «определить содержание», «выявить особенности». Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, методологическим обоснованием сущности, признаков и структуры изучаемого объекта.

Вторая задача уточняет первую. Она формулируется как анализ реального состояния предмета дипломной работы. Первая и вторая задачи могут быть объединены в одну.

Далее следуют задачи эмпирической главы. Они более конкретны, формулируются как «экспериментально проверить», «выявить взаимосвязи», «выявить различия» каких-либо качеств, процессов или состояний испытуемых. Четвертая, пятая задачи связаны со способами преобразования, моделирования и опытно-экспериментальной проверки. Последняя задача связана с выявлением условий повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, а также разработкой методических рекомендаций (программы тренинга, коррекционно-развивающей программы, дидактических материалов и др.) по проблеме исследования.

Например, задачи эмпирического исследования могут быть такими:

1. Определить доминирующие типы семейного воспитания у подростков.

2. Выявить уровень субъективного ощущения одиночества у подростков.

3. Определить взаимосвязь типов семейного воспитания и субъективного ощущения одиночества у подростков.

4. Разработать коррекционную программу, направленную на профилактику одиночества у подростков; рекомендации для родителей по семейному воспитанию подростков.

Объект исследования – это та часть реального мира, которая подлежит исследованию. В качестве объекта психологического исследования выступает какая-то совокупность связей и отношений, свойств, существующая объективно в психологической теории и практике: психические явления (процессы, состояния, свойства).

Предмет исследования более конкретен, чем объект (в одном объекте может быть несколько предметов исследования), но для исследования выделяется только один, т.е. только одна конкретная психологическая проблема, требующая решения. Это специфический угол зрения, под которым наука рассматривает изучаемый объект.

Например, объект исследования: мотивационная сфера личности; предмет исследования: различия в мотивационном профиле личности подростков, занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях.

Гипотеза исследования содержит предположение автора о результатах, которые могут быть получены для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования. Гипотеза должна включать в себя лишь одно положение, в неё нельзя включать неоднозначные понятия. При формулировке гипотезы требуется безупречное стилистическое оформление и логическая простота. В результате проведенных студентом исследований гипотеза может подтвердиться или быть опровергнутой. Гипотеза может стать достоверной научной теорией лишь после должной эмпирической проверки и подтверждения ее с использованием математико-статистических методов исследования. Например: существуют различия в типах семейного воспитания у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Методологическая основа исследования. Указывается, какие современные философские и психолого-педагогические концепции положены в основу подхода к исследуемой проблеме. В этом абзаце перечисляются научные направления и их ведущие представители, на идеи которых опирается исследование.

Методы исследования. Указываются методы и конкретные методики, используемые студентом в процессе исследования.

I. Теоретические: теоретический анализ (анализ и обобщение литературных источников). II. Эмпирические: наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий), психодиагностические (методики, тесты), опросные методы (анкетирование, интервью, беседа). III. Математико-статистические: указываются методы математико-статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ по методу Спирмена или др.) и пакет статистических программ, с помощью которого производились расчеты (например «Statisticа» и ее версии).

Например:

Методы исследования:

1) теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования;

2) методы сбора эмпирической информации: психодиагностические методы (тестирование);

3) математико-статистические методы обработки и анализа данных (коэффициент линейной корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента в системе STATISTIСA 8.0);

4) интерпретационно-описательные методы.

Методики исследования:

1. «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона.

2. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)            Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса.

Научная новизна и значимость полученных результатов. При изложении научной новизны проведенного исследования следует показать отличие полученных результатов от уже известных. Описывается степень новизны (усовершенствовано, разработано), отмечается насколько полученные результаты развивают научные представления о том или ином явлении, как они способствуют развитию теории, проведению новых исследований. Отмечаются собственные достижения автора дипломной работы: новый ракурс рассмотрения проблемы исследования («установлена взаимосвязь..». «выявлены различия..»).

Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности применения его результатов для решения задач практики. Можно показать возможность использования полученных результатов в различных сферах психологической практики, а также в работе с различными категориями клиентов. Например: «Результаты проведенного исследования могут быть использованы для разработки программ профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков». 

Эмпирическая база исследования. Указывается название учреждения(ий), где проводилось исследование; объем выборки исследования, характеристики группы испытуемых, принимавших участие в исследовании (половой состав, возрастной состав, социальный, образовательный статусы и пр.).Например: «В исследовании приняли участие 60 учащихся 7 классов 13-14 лет (27 девочек и 33 мальчика) ГУО …г. Минска».

Структура и объем дипломной работы. Указывается структура выпускной квалификационной работы, наличие введения, определенного количества глав, приложений. Приводится полный объем выпускной квалификационной работы в страницах (без учета списка использованных источников и приложений), указывается количество рисунков, таблиц и количество использованных источников.

Основная часть

Общие требования к основному тексту дипломной работы: чѐткость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретность изложения результатов, доказательств и выводов.

Запрещается переписывать общие сведения из учебников, учебных пособий, монографий, статей и других источников без соответствующей ссылки в соответствии с примерами оформления ссылок (приложение К).

Основная часть делится на главы (всего две главы), нумеруемых одной цифрой. Каждая из глав делится на 2–4 раздела, нумеруемых двумя цифрами, например, 1.1. (первый уровень вложенности). При необходимости разделы могут включать в себя подразделы, нумеруемые тремя цифрами, например, 1.1.3. (второй уровень вложенности). Каждый раздел дипломной работы должен завершаться резюмирующим абзацем, каждая глава – выводами.

Первая, теоретическая глава основывается на научной проблеме и опирается на научные литературные источники. Она не должна быть реферативной (пересказом прочитанного или компиляцией, составленной из фрагментов использованных книг и статей), ее содержание представляет собой материал аналитического характера, то есть, кроме изложения основных положений, использованных литературных источников, в ней должна присутствовать позиция исследователя (автора дипломной работы), его точка зрения. Изложение позиции ученых – авторов, используемых литературных источников, обязательно сопровождается ссылками и сносками.

Первая глава, как правило, состоит из трех разделов. Названия разделов должны быть соотнесены с поставленными задачами. Объем главы – 20–25 страниц.

Вторая, эмпирическая глава состоит из трех-четырех разделов. Первый из них называется «Организация и методы проведения исследования», а в других решаются поставленные эмпирические задачи дипломной работы.

В разделе 2.1. «Организация и методы проведения исследования» должны быть представлены:

– характеристика выборки, следует указывать ее качественные (социально-психологические параметры респондентов – пол, возраст, образовательный уровень) и количественные (объем) характеристики. Выборка должна включать 50 или более человек и быть однородной по социально-психологическим параметрам, в противном случае выборка считается не репрезентативной, а результаты исследования – не достоверными;

– этапы проведения эмпирического исследования (выполненная последовательность процедур, направленная на выполнение его задач – что, где, когда и как делали) – в экспериментальной и контрольной группах проводили диагностику с использованием методик…в течение … времени, фронтально, индивидуально и т.д.;

– краткое описание методик (название, автор, назначение методики). Обязательным является указание ссылки на источник, в котором содержатся эти данные или ссылки на приложение, где представлена полная версия методики.

Бланки методик, описание шкал и ключи, содержание методик приводятся в приложении. Кроме описания методик, этот раздел включает описание статистических процедур.

Второй, третий параграф отводится описанию результатов эмпирической работы студента с испытуемыми. Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты и т.п. должны здесь демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов.

Результаты эмпирических измерений и их анализ составляют содержание разделов 2.2 (исследование первой переменной) и 2.3 (исследование второй переменной) соответственно. Например: «2.2.Оценка уровня субъективного ощущения одиночества у подростков», «2.3 Выявление доминирующих типов семейного воспитания у подростков». Иначе говоря, автор работы должен продемонстрировать свое умение пользоваться диагностическим инструментарием и давать интерпретацию полученным результатам – констатировать количественное состояние интересующих его показателей группы испытуемых, с которыми он работает и качественную психологическую интерпретацию этих количественных данных.

В разделе 2.4 необходимо представить результаты статистического подтверждения выдвинутых гипотез. Например, они могут называться так: «Взаимосвязь типов семейного воспитания и субъективного ощущения одиночества у подростков», «Выявление различий в показателях нервно-психической устойчивости у мальчиков и девочек подростков».

В разделе 2.5 обычно размещают практические, методические рекомендации по итогам проведенного исследования.

Вторая глава так же завершается выводами. Раздел 2.1. носит описательный характер и отдельного вывода не требует, либо вывод по нему формулируется следующим образом: «Использованные методики были адекватны цели и задачам исследования». Объем второй главы составляет 20-25 страниц.

Каждую главу дипломной работы следует завершать краткими выводами, которые подводят итоги этапов исследования и на которых базируется формулировка основных научных результатов, что позволяет четко увидеть итоги каждого этапа исследования и дает возможность освободить основные результаты по работе от второстепенных подробностей. Выводы оформляются в виде резюме по главе «ВЫВОДЫ» и располагаются на той же странице, что и текст последнего параграфа соответствующей главы. Выводы нумеруются арабскими цифрами по пунктам 1. 2. 3. и т.д. Количество выводов соответствует количеству задач.

Практические рекомендации проведенного исследования приводятся в целом перед заключением (если они имеются).

Заключение

В заключении последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется прописными буквами. Они должны быть конкретными, реальными, обоснованными, вытекать из результатов проведенного исследования и содержания дипломной работы.

Объем заключения, как правило, не должен превышать, более 3–5 страниц текста. Результаты следует излагать в форме констатации фактов, используя слова: «изучены», «исследованы», «сформулированы», «показано», «разработана», «предложена», «подготовлены» и т. п.

В заключении кратко и четко отражается содержание обеих глав и выводов по ним (по сути, является перефразированными выводами по главам, текстуальный повтор не допустим). Оно может быть взято за основу для написания доклада, с которым исполнитель дипломной работы выступает на защите. В заключении подчеркивается научная, экономическая и социальная значимость и эффективность разработок, решенность задач и достижение цели исследования, подтверждение его гипотезы. В заключении не следует повторять того, о чем речь шла в основной части, равно как и приводить цифровые данные.

Если выводы пишутся через нумерацию, то заключение пишется текстом без нумерации.

Список использованной литературы

Сведения об использованных в дипломной работе источниках приводятся в разделе «Список использованной литературы», который формируется в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий, либо в порядке появления ссылок в тексте дипломной работы.

Список использованной литературы (пример оформления приведен в приложении Ж) при выполнении дипломной работы должен включать  не менее 50 источников. В случае наличия у автора дипломной работы публикаций по теме дипломного исследования «Список использованной литературы» включает и «Список публикаций автора».

Сведения об источниках, включѐнных в список, необходимо указывать в соответствии с правилами их библиографического описания (приложение И).

При выполнении дипломной работы автор обязан делать по тексту теоретической части ссылки на источники.

Ссылки могут выполняться: в квадратных скобках, в которых указывается номер источника в списке использованной литературы и страница источника, на которой расположен цитируемый текст, а также в виде постраничных сносок, в которых указываются краткие сведения о цитируемом источнике (автор, название, издание, год, страница). Пример оформления ссылок показан в приложении К.

Приложения

Приложения включают вспомогательный и дополнительный материал, который был использован при выполнении дипломной работы. Приложения могут включать стимульный материал (использованные психодиагностические методики с ключами для обработки), протоколы обследования, анкеты, исходные и промежуточные статистические данные, таблицы и иллюстрации вспомогательного характера.

По форме приложения могут быть представлены в виде текста, таблиц, иллюстраций (графиков, схем, диаграмм и т.д.).

Все приложения размещаются после списка использованной литературы. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Если в пояснительной записке приводится одно приложение, то на его первой странице вверху справа пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». В оглавлении указывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» без указания разделов (подразделов) приложения.

Если приложений более одного, то приложениям должна предшествовать начальная страница, на которой по центру должно быть написано прописными буквами слово «ПРИЛОЖЕНИЯ». Далее располагаются приложения, на первой странице каждого из которых вверху справа прописными буквами пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» с указанием его обозначения. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч,Ъ, Ы, Ь. Например, ПРИЛОЖЕНИЕ А. Каждое приложение начинают с новой страницы.

В оглавлении указывается слово «ПРИЛОЖЕНИЯ». По аналогии с указанием подразделов приводятся указания на все приложения (например, ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б и т.д.). В оглавлении для приложений цифровой номер не используется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: