Кому неизвестно, что Ленин придавал очень большое значение культурной революции? Он говорил об этом особенно часто уже после Октября <...> Ленина интересовала прежде всего та культура, которая является необходимой предпосылкой для завоевания законченной социалистической культуры, для закрепления политических побед и для успешного строительства социалистического хозяйства в нашей стране, <...>
И если мы спросим себя теперь, что из великого учения Ленина о культурной Стороне нашей социалистической революции сейчас выдвигается на самый первый план, что стало наиболее важным из элементов, и прежде, конечно, присущих ленинизму, то мы должны будем сказать: с неслыханной, настойчивейшей силой надвинулись на нас два вопроса: вопрос о кадрах и вопрос об обострении классовой борьбы в области культурной. <...>
Ленин предупреждал, что в области культуры (и быта!) враг будет особенно силен. Здесь он будет «изворотлив, искусен, цепок».
Было время — мы воевали... Но как никогда надо нам теперь вышибать врага из культурных позиций. Не ограничиваться даже только занятием командных высот, а сплошной цепью отвоевывать у неприятеля территорию.
Внутри страны кулак и все, что широко раскинулось вокруг него, вплоть до какого-нибудь академика с европейским именем и патриархальными сединами, до желчного писателя, который искусно мажет нам ворота дегтем под предлогом преданности художественной правде, через учителя, втихомолку пускающего антисемитские шуточки, вплоть до пропившего последние порты проходимца, хрипящего злобную чепуху в толпе по базарам, — все они стараются сами себя и друг друга консервировать на старых позициях и яд свой распространить вокруг себя, окутывая им по возможности и колеблющегося крестьянина-середняка, и неустойчивые прослойки служащих, и несложившуюся, неустроенную молодежь.
На вид иногда перед тобою только этакая голубая или оранжевая картина, а когда присмотришься, то она оказывается, часто даже для своего автора не вполне сознательно, обрывком вот этого тягучего, зловонного, удушливого газа антипролетарской культуры.
Бдительность нужна тут огромная. Уменье чистить не только энергичное, но и тонкое. Мы не должны и не можем быть расточительными, мы должны знать, где гангрены, которые нужно резать и жечь, а где то, что можно лечить, что нужно, скрепя сердце, терпеть, пока не заменим новым и своим. Мы должны знать, что поддерживать, наставить, вовремя как следует пожурить.
Бдительная осторожность должна охранять наше культурное творчество но всех областях марксистской философии и методологии — в общественных науках, и реформе естествознания, теоретической и практической педагогики, искусство ведения и, наконец, в форме собственных продуктов художественного творчеств, оформляющего наши идеи и чувства и широко захватывающего массы, которые бурно растут. <...>
Вопросы к документу:
1. Какие задачи выдвигал Луначарский в области культурной революции?
2. Почему именно в начале 1930-х гг., по мнению автора статьи, «обострилась борьба в области культурной»?
3. Можно ли считать, что культурная революция предполагала полный контроль за интеллигенцией
Задание3. Решение теста.
Литература. Театр
1. Какие писатели трудились в 30- е гг?
2. Влияла ли идеология на искусство?
3. Какие поэты того времени вам известны?
4. Развивалась ли детская литература? Запишите авторов.
5. Назовите лучший советский театр.
Соотнесите писателя и произведение:
М. Горький «Повесть о жизни», рассказы о природе
А. Н. Толстой «Мастер и Маргарита»
М. А. Шолохов «Петр I»
К. Г. Паустовский «Жизнь Клима Самгина»
М.А. Булгаков «Тихий Дон», «Поднятая целина»
2. Власть и наука.
1. Какое влияние имело государство на науки?
2. Какая наука была объявлена в это время запрещенной?
3. Какие отрасли науки развивались в СССР?
4. Что происходило в это время с историей? (Важнейшая учебная книга по истории)
5. Как повлияло на развитие страны изучение геологии и географии?
Соотнесите учёных и научные открытия:
А.Ф. Иоффе Открытия в химии – создание синтетического каучука
П.Л. Капица Исследование атомного ядра
И.В. Курчатов Изучение физики кристаллов и полупроводников
С. В. Лебедев Исследования в области микрофизики
Музыкальное и изобразительное искусство
1. Назовите известных композиторов, которые трудились в 30-е гг?
2. Какая часть музыкального творчества была наиболее популярна?
3. О чём были песни того времени?
4. Перечислите художников социалистического реализма.
Соотнесите художника и название картины:
Б. В. Иогансон «Допрос коммунистов», «Рабфак идёт»
А.А. Дейнека «Новая Москва»
Ю. И. Пименов «Будущие лётчики»