Образовательная технология игромоделирования

Конструкт образовательной технологии

Этапы Цель

Задачи

Деятельность педагога Деятельность обучающегося Система отношений (учитель-ученик) Способы Педагогические ситуации
1) Разработка игры Подготовка игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения. развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат. формирование навыков умственной деятельности детей, умение использовать приобретённые знания в новых ситуациях, как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

подготовка творческой (это не исключает наличия хороших знаний), саморазвивающейся личности.

Развитие творческих способностей каждого ребенка, запуск механизмов саморазвития для дальнейшей самореализации в выбранной области.

Коррекционная цель, направленная на ослабление или преодоление недостатков;

- разработка сценария - план деловой игры -общее описание игры -содержание инструктажа -подготовка материального обеспечения проблемная ситуация проживается участниками в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно- игровом плане. Дополнительное образование учащихся начальной школы призвано усилить развивающий, познавательный, творческий, деятельностно-практический, эмоциально-ценностный эффект образования в процессе активной двигательной, игровой, соревновательно-состязательной деятельности в занятий. Организация взаимодействия педагога и учащихся в обучении требует вовлеченности участников учебного процесса в совместное «проживание» учебно-познавательных и эмоционально-нравственных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. Такое обучение предполагает, что в нем как бы два центра: учитель и ученик. В данном случае ученик воспринимается как объект, как средство для достижения педагогических целей. Учитель понимает, что от ученика пользы мало, поскольку ученик ждёт внешних воздействий. Развитие почти не проявляется. Всё берёт на себя учитель: инициативу, ответственность и т.д. в процессе взаимодействия, раскрыв каждого, учитель выделяет то, что для него важно и отвечает его интересам и ценностям и приводит к тому, чтобы ученики приняли его точку зрения. Эффективность обучения радикально зависит оттого, насколько удаются педагогу процессы психотехнического и диалогового взаимодействия с личностью ребенка. При этом формируются смыслообразующие мотивы познавательной деятельности (потребность в знаниях, познавательный интерес), познание становится для ученика желанным, добровольным, приобретает положительную эмоциональную окрашенность, стимулирует и поддерживает волевые усилия. Учитель конкретизирует цели и задачи и направляет учащихся на решение проблемы, которая была поставлена игротехником. После чего проводится «мозговой штурм», а затем учащиеся синтезируют и анализируют идеи, определяют тактику решения проблемы. В помощь им даются различные опоры: ЛСС, ЛСКП, ФСТ, КСП функциональные схемы диалога, речевые образцы, план, текст, а также изобразительные средства: рисунки, кроки, карикатуры, аппликации, художественные картины, фотографии, макеты и др. Позиция учителя может быть разнообразна. Он может выступать как руководитель т.е. сценарист, может быть участником т.е. партнер учеников по игре, наблюдатель т.е. контролёр за ходом игры и отсутствующий т.е. уходит их класса, оставив играющих. На различных ступенях обучения совершенно различные позиции учителя и способы, которыми совершается любое учебное действие. Например: коллективно, в группах, индивидуально, под руководством учителя, с помощью памятки и т.д. Контроль учителя во время проведения игры не должен быть замечен учащимися. Во время возникновения речевых ошибок, учитель незаметно помечает их. Внутренними условиями данного этапа являются личностные (опыт ученика, эмоционально-чувственная сфера, интересы и пожелания, статус личности в коллективе) и индивидуальные(память, воображение, способность к имитации) свойства. Пояснение и подробная инструкция педагога игры с наглядными дидактическими материалами. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, определить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, игровым действием, ролью, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание. В настоящее время в числе причин резкого ухудшения здоровья детей и педагогов врачами названа причина неправильной организации образовательного процесса во многих образовательных учреждений. Именно поэтому одной из задач проведения образовательного процесса определена задача продолжения внедрения в УВП здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Цель деятельности по сохранению жизни и здоровья детей: не допустить ухудшения состояния здоровья воспитанников в период их пребывания на СЮТ. «Для того, чтобы ребёнок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно», как сказал великий классик Л.Н. Толстой. Поэтому организовать учебный процесс с учётом заботы о здоровье ребёнка означает не принуждение его к занятиям, а воспитание у него познавательного процесса. Развитию познаватель­ного интереса детей осо­бенно способствуют интег­рированные занятия, ори­ентированные на развитие интеллектуальных и твор­ческих возможностей лич­ности. Создают на уроках ситуации познавательной деятельности для развития творческих способностей учащихся, используя головоломки, ребусы, развивающие игры, провожу диагностику творческих достижений. Большая, содержатель­ная работа проводится по развитию творческих способностей детей, развитие креативности как каче­ства личности, самоопреде­ление. Разра­ботана целая система ме­роприятий, которая вклю­чает диагностику допрофессиональной направленнос­ти воспитанников, выявле­ние сферы интересов детей для их дальнейшего развития. Проходит ряд занятий по оп­ределению и развитию мотивационной сферы, спосо­бов раскрытия инте­ресов детей, выявление точки приложения их способ­ностей, проведение цикла игровых занятий "Я в этом мире", "Мир вокруг меня", ток-шоу "Что мы знаем о профессиях", оформлены два информационных стен­да "Все дороги хороши - выбирай на вкус", "Мир профессий".
Этап проведения - процесс игры. С началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор. Методологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Выявление необходимых коммуникационных навыков у чеников

Возможно, следует внести изменения в интерьер помещения: переставить мебель, изменить оформление стендов, иначе повесить шторы, по-другому аранжировать цветы, сделать подсветку, зажечь свечи, не забывая о безопасности, и т. д. Не повредит и музыка в первые и последние минуты, при самостоятельной работе с материальными объектами, например во время лабораторной работы. Частью проекта урока является внешний облик учителя – от костюма до косметики и выражения лица. Психотехники советуют придумать к уроку девиз или эпиграф, переходящие флажки, эмблемы. Контроль над проведением, исключение конфликтных ситуаций путём взаимовмешательства прпеодавателя Работа с дидактическими материалами и распределение ролей между учениками Для того, чтобы работа началась быстро, без ненужной раскачки, необходимо указать, сколько минут отводится на задание и строго соблюсти поставленное условие. Для быстрого и слаженного начала игры также важно, как учитель объяснит, в какую игру класс собирается играть и что надо делать, то есть, необходимы очень четкие и ясные инструкции. Чем лаконичней будет объяснение, тем быстрее оно будет понято. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. Основными способами являются: индивидуальная работа и работа с помощью памятки. Можно раздать индивидуальные листы анализа всем обучаемым, дать время обдумать и ответить на вопросы, содержащиеся в них. Условия, в которых ученик совершает действия – это его индивидуальные свойства. Он должен обладать способностью к обобщению, самооценке. Содержательное наполнение урока. Здесь мы подбираем тексты: что расскажем ученикам, что предложим изучить самостоятельно, какие зададим вопросы и задания. Выделим блок задач для коллективного обсуждения, индивидуальной работы, самостоятельной деятельности на длительный срок, опишем проектные проблемы. Наметим контрольно-измерительные мероприятия успешности обучения. Рекомендация: чтобы не загромождать план-схему урока, лучше все эти тексты оформить отдельными файлами. С годами учитель неизбежно меняется сам и меняет эти файлы.  
Этап анализобсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог константирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопостановление использованной имитации с соответствующей областью лица, установление связи игры с содержанием занятия.

Определение отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти основу возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?

Устранение таких отьклонения путём беседы и занятий с учеником Рекомендации и индивидуальные беседы с проблемными учениками Подведение итогов, выявление победителей среди учеников, анализ проведённой игры и оценка результатов По окончанию игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем ещё надо поработать. В заключении учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации соответствующей области реальной ситуации. Итоги игры выступают в двойном плане как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.  
                   

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: