Велось как и все производство на основе "главкизма":
Всего в окт.1917-1920 было изготовлено и отремонтировано около 2000 орудий (1920г - 1244), снарядов выпущено около 4 млн.шт.(1920г -1,8 млн.). РККА досталось от старой армии 1,3 млн. винтовок и 12 тыс. пулеметов, а изготовлено и отремонтировано - 269'млн. винтовок и 21у тыс. пулеметов. Закупки оружия за границей исключались, источником пополнения ручными, авиационными и танковыми пулеметами были трофеи.
К октябрю 1917 г. в России имелось 18 авиационных (11 самолетостроительных, 5 моторостроительных и 2 пропеллерных) и несколько смешанных заводов. В русской армии насчитывалось 1300 самолетов, г? бронепоездов и 300 бронеавтомобилей, свыше 10 тыс. орудий.
Были приняты меры к выпуску новых самолетов. Но удалось наладить изготовление самолетов и моторов только на московском ("Дукс",аэротехнический) и петроградском (Русско-Балтийский) заводах. Для руководства этими заводами в декабре 1918 г. в составе ВСНХ было образовано Главное управление объедининенных авиационных заводов (Главкоавиа). Были созданы первые авиационные научно-исследовательские учреждения: "Летучая лаборатория" (март 1918) и др. В 1918-20 авиапромышленность выпустила свыше 650 самолетов, но авиация испытывала нехватку самолетов, изношенность имеющихся, перебои в бензине, боеприпасах, запчастях.
|
|
На базах и в портах страны, на судостроительных и судоремонтных предприятиях под руководством военных моряков переоборудовались и вооружались сотни гражданских судов, превращавшиеся в канлодки, тральщики и сторожевые корабли. Но ремонтная база была органичена, недоставало топлива, боеприпасов, личного состава.
Для обеспечения армии конским составом в июле 1918 г. СНК ввел военно-конскую повинность. Была учреждена "Особая центральная комиссия для срочного снабжения армии лошадьми". Однако поступление лошадей проходило из-за серьезного истощения конских ресурсов страны. Экономика страдала от нехватки конских ресурсов еще больше, чем РККА.
Приказом РВСР от 8.04.1919 г. установлены первые образцы формы одежды (художники - В.Васнецов, Б.Кустодиев и др.): буденовка, шинели и рубахи с цветн. хлястиками-планками ("разговоры"), петлицы, кож.лапти.
Металлургия.
Обширные районы страны, являвшиеся металлургической базой страны (Донбасс, Кривой Рог, Урал, Кавказ) оказались длительное время в руках противника. Снабжение промышленности металлом представляло огромные трудности. Советское правительство было вынуждено взять в свои руки все запасы металла, имевшиеся в стране, и экономно их расходовать. 19.11.1918 ВСНХ принял постановление "О национализации металлов". Все находившиеся в пределах РСФСР оптовые склады металлов со всем их имуществом, а также всякие грузы металлов объявлялись собственностью Республики. До освобождения Украины (конец 1919) и Урала (лето 1919) приходилось в основном обходиться учтенными запасами, т.к. в центральных районах страны производство металла было незначительным. Но и после освобождения Украины и Урала металл не сразу стал поступать -- потребовалось время для восстановления вышедших из строя металлургических заводов и налаживания добычи руды.
|
|
В 1920 промышленность дала металла 3-5% от производства 1913 г. В 1919 заявки на металл в целом по республике были удовлетворены на 10%, В 1920 - на 15-20%.
Текстильная промышленность лишилась поступления туркестанского хлопка. Все ее отрасли вынуждены были сокращать производство из-за отсутствия сырья. Многие предприятия были закрыты. На конец августа 1918 г. из 9750 охваченных промышленной переписью предприятий бездействовали 38%. Так, "Трехгорная мануфактура" не работала с марта 1919 до сентября 1920. Особенно страдали крупные предприятия - их по сравнению с мелким труднее было обеспечить сырьем и топливом. Рабочие голодали, число их уменьшилось.
Добывающая промышленность.
Советской властью с 17.11.1917 (в ответ на саботаж предпринимателей Ликинской мануфактуры в Орехово-Зуево), как и в других отраслях, многие рудники стали национализироваться.
8.12.1917 г. был опубликован декрет о конфискации предприятий Богословского горного округа, одного из богатейших промышленных районов Урала. Вслед за ним СНК национализировал предприятия акционерного Симского общества горных заводов, предприятия Кыштымского и Сергинс-ко-Уфалейского горных округов Урала. Имущество предприятий нескольких округов национализировал областной Совет Урала.
В ВСНХ были сформированы специализированные главки - Главруда, Главкома, Главкость и Комиссия использования /ишпериольньвс ресурсов. С 1915 работала Комиссия по изучению естественных производительных сил России при АН (КЕПС).
Разруха хозяйственная после первой мировой войны проявлялась острейшим образом в отсутствии сырья для промышленности. К тому же, с началом гражданской войны интервенты захватили районы, которые давали более 80% железной руды. Нехватка сырья обострялась трудностями его перевозки из районов заготовки к потребителям из-за катастрофического положения транспорта. Добыча железной руды снизилась с %38!'4 млн. пуд. в 1913 г. до 10,4 млн. пуд. в 1920 г.
Электроэнегетика
Строились электростанции - Свирская, Волховская, Шатурская, Каширская. В феврале 1920 рассмотрен план электрификации страны - ГОЭЛРО.
Учет и хранение военного имущества и требуемого для обороны и работы экономики. 1.12.1918 Совет обороны предложил РВСР представить доклад о наличии патронов на складах и распределения их и потребовал установить контроль за расходованием.
Изъятие оружия у населения. СНК издал декрет, обязывающий всех граждан и учреждения сдать на военные склады имеющееся у них оружие. Эта мера была эффективной. На 9.03.1919 поступило на склады Московского, Петроградского, Ярославского, Орловского, Уральского, Приволжского и Западного военных округов от населения 145 тыс. исправных и более 3 тыс. неисправных винтовок различных систем, 8600 револьверов и пистолетов, около 16 тыс, шашек, тесаков, сабель и другого холодного оружия, 280 исправных пулеметов, 100 артиллерийских орудий, около 7 млн. патронов, свыше 2 тыс. гранат и 234 бинокля.
Топливная база.
В 1917 в промышленности и ж-д транспорте России основными видами топлива были каменный уголь, нефть и дрова.
Вопросы заготовки топлива не сходили с повестки дня СНК, Совета обороны и местных государственных органов. ВСНХ в своем составе имел специализированные главки - Главуголь, Главконефть, Главторф, Главела-нец и Главлеском, действовавшие в соответствии с "главкизмом".
|
|
В 1918-19 в распоряжении РСФСР был только Подмосковный угольный бассейн, дававший сравнительно немного угля, притом низкого качества. Принятые меры позволили поднять добычу с 23,3 млн.пуд (1918; до 40,2 (1920), вывезено 29,9 млн.пуд. В 1920 после освобождения Донбасса и Урала, в угольную промышленность было направлено много рабочих и организаторов производства, выделены материальные средства.
Стала поступать нефть с Грозненских нефтепромыслов и заводов, с Бакинских нефтепромыслов. Росла добыча торфа. Однако и в 1920 не было возможности удовлетворить потребности экономики в топливе, Как и в 1919 основную роль с топливном балансе играли дрова. Ими потребности промышленности и транспорта в топливе удовлетворялись на 88%.
Заготовки дров производились по разверстке: каждая губерния получала определенное задание и распределяла его по уездам. Губернские и уездные исполкомы советов объявляли трудовые мобилизации населения для заготовки и вывозки дров. Постановлением Совета Обороны от 19.11.1918 г. во многих местностях были введены следующие виды государственной повинности: натуральная дровяная; трудовая по заготовке, погрузке и выгрузке всех видов топлива; гужевая для подвоза топлива в города, к железным дорогам, пристаням. Были установлены трудовые нормы. На работах по заготовке и доставке топлива вводилась сдельная оплата труда и устанавливались премии товарами и продуктами. Зимой 1919-20 на дровозаготовках работало около 50 тыс. красноармейцев. Всего за первую половину 1920 по топливно-гужевой повинности мобилизовано 6 млн. человек и свыше 4 млн. подвод. В 1918/19 операционном году было заготовлено 4,2 млн. куб. сажен дров и вывезено 3,2 млн., а в 1919/20 - 9,4 и 7,1.
Из морского ведомства в 1918 экономике страны было передано около 250 тыс.т угля.
Итоги. Катастрофа, грозившая от нехватки топлива, была предотвращена. Страна вышла из "отчаянного кризиса". Но экономика до конца войны находилась на полуголодном топливном пайке.
|
|
Транспорт. В 1918 г. в результате национализации весь железнодорожный транспорт находился в руках Советского государства. Преодолевая сопротивление организаторов саботажа управление железнодорожного транспорта осуществлял Народный Комиссариат путей сообщения. 23 марта 1918 г. СНК принял декрет "О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности.", предоставлявший широкие полномочия руководителям на железнодорожном транспорте. 31 марта 1918 г. ВЦИК И СНК приняли "Положение об управлении железнодорожными путями, сообщения РСФСР", в основе которого лежал принцип централизации и единоначалия. Декретом от 28.11.1918 г. СНК ввел на железных дорогах военное положение. Все железнодорожные служащие считались военнообязанными. На железных дорогах назначались чрезвычайные военные комиссары, которые утверждались РВСР. Постановление Совета Обороны от 11.12.1918 г. "Об упорядочении железнодорожного транспорта" запрещало ведомствам, а также железнодорожным профсоюзным организациям вмешиваться в "технически-распорядительную сторону" железнодорожного дела.
Работа строилась на основе принципа "главкизма", в соответствии с задачами мобилизации, определяемыми Советом обороны, Центральным комитетом по перевозкам, Высшей железнодорожной инспекции. Централизация
руководства ж-д транспортом была закреплена ВЦИК 11.02.1919г. Положением об управлении ж-д путями сообщения. Ж-д пути делились на округа.
В 1920 г., когда были освобождены Юг страны и Сибирь, общая численность подвижного состава увеличилась, но состояние ж-д хозяйства и на этой территории было катастрофическим. Подвижной состав не имел условий для нормальной работы. Потребности ж-д транспорта в металле, запасных частях для паровозов удовлетворены на 24%, для вагонов - 15%.
Из-за нехватки топлива сокращались, а нередко и прекращались перевозки. Общая хозяйственная разруха привела к падению производительности труда железнодорожников до 20-30% от уровня 1913. Объем перевозок, втрое меньший в 1920, чем в 1913, требовал в 1,5 раза больше железнодорожников.
Вследствие сложных задач ж-д транспорта, необходимости строго учета подвижного состава для наиболее важных перевозок в октябре 1919г. при СНК был создан орган с особыми полномочиями - Высший совет по железнодорожным перевозкам, состоявший из представителей от НКПС, РВСР, ВСНХ, Наркомата труда и Всероссийской эвакуационной комиссии при Совете Обороны.
Нехватка подвижного состава заставила ли/нитровать перевозочные средства. Воинские перевозки составляли: в 1918 - 6,9 тыс. эшелонов, в 1919 - 12 тыс., в 1920 - 21 тыс. Временами 1-е место в составе грузов занимало топливо: осенью 1919 под дрова была занята 1/2 всех вагонов. В 1919 ж-д транспорт доставил лишь 26,4% продгрузов из намеченных по плану. Перевозки топлива в 1920 г. составляли 61-85% месячных планов.
В катастрофическом состоянии оказались речной и морской транспорт. большинство морских судов было потеряно. Лишь суда Каспийского моря в какой-то мере использовались в основном для перевозки нефти, которая в 1920 составляла 97% грузооборота всего морского транспорта. Речной транспорт в основном занимался перевозками нефти и продовольствия. Много судов было уничтожено, речные порты и суда не ремонтировались. С целью согласования железнодорожных и водных перевозок СНК передал 10.01.1920 г. управление водным транспортом НКПС.
Необходимость строжайшей экономии подвижного железнодорожного состава для военных перевозок вынуждала передавать часть грузов гужевому транспорту. На его долю приходилась значительная часть внутригубернских и межгубернских перевозок. Однако и состояние гужевого транспорта было тяжелым. Мобилизация лошадей для нужд армии, убой их на мясо, нехватка фуража создавали огромные трудности. В их преодолении большую роль сыграли исполкомы местных Советов, проводившие мобилизацию рабочей силы и мобилизацию транспортных средств для срочных погрузочно-разгрузочных работ.
Итоги. Несмотря на все трудности и перебои в работе, транспорт во время гражданской войны обеспечил перевозки всего самого необходимого.
Трудовые ресурсы. В руководящие органы привлекались специалисты дореволюционных организаций (министерств, Особых Совещаний, ВПК, Земгора..., даже из 250 призванных в РККА бывших генералов).
Опасное военное положения и уменьшение числа рабочих породили метод милитаризации труда - перевода рабочих и служащих на положение мобилизованных. Из-за необходимости чрезвычайных мер для сохранения государства, пришлось прибегнуть к принудительному закреплению значительной части рабочих и служащих на предприятиях и учреждениях. Этот процесс начался в 1918. Прежде всего милитаризация труда охватила рабочих и служащих военной промышленности, в ноябре 1918 - железно дорожного транспорта, затем распространилась на другие отрасли. Постановлениями Совета обороны от 7.03, 15.03, 5.05., 27.06.1919 все рабочие и служащие речного и морского флота, Подмосковного угольного бассейна, рабочие и служащие, связанные с заготовкой топлива, служащие почтово-телеграфного ведомства были мобилизованы. Позднее были мобилизованными рабочие и служащие учреждений и предприятий лесной, угольной, торфяной и нефтяной промышленности, ряда бумажных и картонных фабрик, целлюлозных и древомассных заводов, водного транспорта.
Самовольное оставление работы мобилизованными приравнивалось к дезертирству и каралось по законам военного времени. Непромышленные рабочие не имели отсрочек от призыва в армию. Военные заводы обеспечивали рост военной продукции прежде всего за счет увеличения численности рабочих (Тульские оружейный и патронный заводы, Ижевский завод).
За годы войны особенно сократилось количество рабочих на Сормовском, Коломенском, Путиловском заводах. Правительство пыталось сохранить кадровых рабочих. При остановке предприятий, сокращались преимущественно рабочие, недавно пришедшие из деревень, и неквалифицированные рабочие "военного времени", пришедшие в годы 1-й мировой войны, в массе своей неквалифицированные. Применялось бронирование кадровых рабочих на предприятиях, производивших военную продукцию. Квалифицированные рабочие переводились из закрываемых предприятий на действующие.
В обрабатывающей промышленности, особенно металлургии, удельный вес кадровых рабочих уменьшался; приходилось принимать неквалифицированных работников: женщин, мелкобуржуазных элементов городов и деревень. 5.10.1918 г. Декрет СНК "О трудовых книжках для нетрудящихся11. 1.07.1919г. - 112 000 рабочих оборонных заводов на красноарм. папке, а 1.06.1920г. - 189801 обор.рабочий, 12090 крестья (перевозки), артисты.
Сельское хозяйство. Основные направления работы: борьба за хлебную монополию и твердые цены на продукты питания; борьба против спекуляции;
обыски на частных складах запасов продовольствия и товаров (январь 1918 - в Петрограде выявлено скрытых 22 тыс.п. сливочного масла, много мяса, чая, 800 тыс.п. мыла, 150 вагонов спичек, 300 тыс.п. керосина...);
экономия и контроль, т.к. в мае 1918 г. госзапасы были на исходе;
создание нормативной правовой базы (22.07.1918 - Декрет СНК, по которому лица, спекулирующие монополизированными или нормированными предметами массового потребления, подлежали тюремному заключению, а их имущество - конфискации);
наличие излишков хлеба (Курская, Тамбовская, Орловская губернии -10 млн.п.);
9.05.1918 г.Декрет ВЦИК и СНК о хлебной монополии и твердых ценах;
создание Комитетов бедноты, введение в ноябре 1918 (по инициативе Московского областного продовольственного комитета) продовольственной разверстки и посылка продовольственных отрядов (опыт учтен в Декрете СНК от 27.02.1919 "О рабочих продовольственных отрядах", создание заградительных отрядов на путях сообщения против мешочников и др.
МЕРОПРИЯТИЯ БЕЛОГВАРДЕЙСКИХ ПРАВИТЕЛЬСТВ И ИНТЕРВЕНТОВ
Белогвардейцы и интервенты использовали бронепоезда, оставшиеся частично от царской армии и австро-германских войск, а затем развернули постройку на паровозо- и вагоностроительных заводах и в крупных железнодорожных мастерских Юга (Екатеринодар, Горловка, Севастополь, Ростов, Екатеринослав и др.), на Урале (Мотовилиха, Челябинск) и в Сибири (Новониколаевск, Иркутск, Омск).
Авиация противника состояла из белогвардейских, иностранных и смешанных формирований (самолетов): американо-английские - 105, петлюровские - 30, колчаковские - 65, деникинские - 200, польские - 330, врангелевские - 40. Превосходя по количеству и по качеству советскую авиацию, авиация белогвардейцев и интервентов ни разу не создала превосходства в воздухе на решающих направлениях боевых действий.
Флот белогвардейцев на Черном море в январе 1920 г. имел: 2 линкора, 1 крейсер, 11 эсминцев, 2 вспомогательных крейсера, 4 подлодки, 8 канлодок и др.
Подвопрос 2.3. "ИТОГИ И ВЫВОДЫ ИЗ МОБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ СОВЕТОВ В ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ"
ИТОГИ.
Оценка проделанных мероприятий: 1.Учет уроков первой мировой войны положительно сказался на результатах мобилизации. 2. Отсутствие планов мобилизации отрицательно повлияло на ее проведение. 3. Подтвердилась необходимость создания чрезвычайных органов руководства экономикой, наделенных чрезвычайными полномочиями. 4. Повышение уровня руководства и объединения, по сравнению с первой мировой войной, положительно сказалось на результатах мобилизации (ОС возглавляли министры, СО - глава СНК). 5.Военно-доктринальная разработка и идеологическое обеспечение активно способствуют решению задач мобилизации экономики. 6. Все отрасли работали, но недостаточно для решения задач снабжения армии. Причины: разруха и сокращение территории (количества предприятий). 7. Опыт белогвардейских правительств не представляет существенного интереса, т.к. эффективность мобилизационной деятельности в экономике была низкой, новых мероприятий не осуществлялось, основные военные поставки шли из-за границы за счет царских займов, золотого запаса (Колчак) или в кредит.
Потери РККА и противника: 1918 - 220610 и 466065 (1:2,1); 1919 -354849 и 656600 (1:1,4); май 1920 - 250948 и 361000 (1:1.4;; ноябрь 1920 - 498891 и 317800 (1,6:1). Безвозвратных потерь РККА - 939755 ч. Санитарные потери, во многом из-за слабой обеспеченности техникой и имуществом, - 6 791 783 чел. Общие потери населения - 8 млн.человек.
ВЫВОДЫ. После гражданской войны были подведены итоги двух войн сразу. О месте и роли мобилизации экономики.
Будущий начальник Генерального штаба РККА Б.М.Шапошников в своем военно-научном труде "Мозг армии" (1927 г.) делал следующие выводы.
"Ныне мы можем с полной определенностью сказать, что характер будущей войны определяется экономикой". Развитие экономической силы "указывает нам на то: что будущая война неизбежно повлечет за собой экономическую борьбу, которой тыл будет захвачен не меньше..чем фронт.
"В наши дни, конечно, не приходится доказывать необходимость экономической подготовки войны, существования экономического плана войны. " "Экономический план войны должен не только предусматривать подготовку к войне армии и театра военных действий, не только содержать в себе "военную сторону", в смысле питания армии всем необходимым, но и затрагивать вообще "экономическую линию поведения" государства во время войны. В плане должно быть предусмотренно развитие народного хозяйства страны, должны быть продуманы и подготовлены финансовая и экономическая мобилизация и транспорт".
Запасы сырья должны быть распределены. Финансовая сторона экономического плана должна учитываться. Транспорт - важный фактор войны.Гражданская промышленность должна быть мобилизована для целей войны.
Накопление мобилизационных запасов должно быть своевременным.
Промышленная мобилизация.
Общие положения. Необходима подготовка военной промышленности на случай войны, обеспечение ее рабочей силой и сырьем.
"Мобилизация гражданской промышленности и подготовка к ней в наши дни является столь необходимой и столь важной работой, что ее основные принципы и даже делали должны быть хорошо известны каждому государственному деятелю и ответственному военному работнику... Необходимо знать продолжительность промышленной мобилизации, способы ее проведения, обеспечения необходимыми чертежами, лекалами для постановки нового производства и обеспечения соответствующей рабочей силой вообще, а квалифицированной в частности, и т.д."
"Кроме мобилизации гражданской промышленности должна быть проведена вообще экономическая мобилизация по всей стране".
Необходима продовольственная подготовка войны.
О месте и роли органов руководящих подготовкой к войне экономики
"Руководство подготовкой к войне на политическом и экономическом фронтах должно быть предоставлено особым органам государства, а не армии, и отнюдь не генеральному штабу, хотя бы и "интегральному". Генеральному штабу, как таковому, достаточно будет работы и в области оперативной подготовки."
"В общем и целом войну подготавливает, ведет ее и несет ответственность за успех или неудачу не генеральный штаб, а правительство государства, которое или само, или через особый орган (совет обороны) цементирует подготовку на различных "линиях".
Окончательное утверждение плана войны - дело правительства, что перенапряжение экономической силы государства чревато угрозами проигрыша войны, как бы блестящи ни были победы на полях..."
Экономический план войны.
"Общая же ориентировка в экономическом плане войны даст генеральному штабу как вывод представление об экономической мощи государства, которое в свою очередь, даст данные правительству для определения характера войны и "выбора образа действий" "вооруженной силы"...
Оперативное прикрытие от ударов противника
"Должны быть приняты меры: 1) к отнесению вглубь территории страны фабрик и заводов, которые будут работать на оборону, не говоря уже о чисто военных заводах"; 2) по прикрытию индустрии и предприятий добывающей промышленности, если таковые находятся вблизи границы; 3) к защите таких центров от воздушных налетов противника, меры химической обороны и меры внутреннего охранения. Все это должно быть продумано...
Военный бюджет. Военный бюджет является выражением одного из планов государства - военного плана, но не выражение всего плана войны государства, так как план войны охватывает подготовку к ней всего государства в целом, и каждое из ведомств государственного аппарата в своем бюджете может иметь известные параграфы и статьи, предназначенные для подготовки к войне.
Военный бюджет, помимо его удовлетворения военным данным, нужно всегда сочетать с условиями экономической жизни страны и ее развитием. Если войну проигрывают из-за перенапряжения экономической мощи страны, то такой проигрыш может получиться уже до начала войны из-за высокого военного бюджета, тяжесть которого не соответствует платежеспособности населения и который не идет нога в ногу с хозяйственным развитием.
Й учебный вопрос
"ОПЫТ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВЕРТЫВАНИ Я