В о е н н о е производство

Велось как и все производство на основе "главкизма":

Всего в окт.1917-1920 было изготовлено и отремонтировано около 2000 орудий (1920г - 1244), снарядов выпущено около 4 млн.шт.(1920г -1,8 млн.). РККА досталось от старой армии 1,3 млн. винтовок и 12 тыс. пулеметов, а изготовлено и отремонтировано - 269'млн. винтовок и 21у тыс. пулеметов. Закупки оружия за границей исключались, источником по­полнения ручными, авиационными и танковыми пулеметами были трофеи.

К октябрю 1917 г. в России имелось 18 авиационных (11 самолетост­роительных, 5 моторостроительных и 2 пропеллерных) и несколько смешан­ных заводов. В русской армии насчитывалось 1300 самолетов, г? бронепо­ездов и 300 бронеавтомобилей, свыше 10 тыс. орудий.

Были приняты меры к выпуску новых самолетов. Но удалось наладить изготовление самолетов и моторов только на московском ("Дукс",аэротех­нический) и петроградском (Русско-Балтийский) заводах. Для руководства этими заводами в декабре 1918 г. в составе ВСНХ было образовано Глав­ное управление объедининенных авиационных заводов (Главкоавиа). Были созданы первые авиационные научно-исследовательские учреждения: "Лету­чая лаборатория" (март 1918) и др. В 1918-20 авиапромышленность выпус­тила свыше 650 самолетов, но авиация испытывала нехватку самолетов, изношенность имеющихся, перебои в бензине, боеприпасах, запчастях.

На базах и в портах страны, на судостроительных и судоремонтных предприятиях под руководством военных моряков переоборудовались и воо­ружались сотни гражданских судов, превращавшиеся в канлодки, тральщики и сторожевые корабли. Но ремонтная база была органичена, недоставало топлива, боеприпасов, личного состава.

Для обеспечения армии конским составом в июле 1918 г. СНК ввел военно-конскую повинность. Была учреждена "Особая центральная комиссия для срочного снабжения армии лошадьми". Однако поступление лошадей проходило из-за серьезного истощения конских ресурсов страны. Экономи­ка страдала от нехватки конских ресурсов еще больше, чем РККА.

Приказом РВСР от 8.04.1919 г. установлены первые образцы формы оде­жды (художники - В.Васнецов, Б.Кустодиев и др.): буденовка, шинели и рубахи с цветн. хлястиками-планками ("разговоры"), петлицы, кож.лапти.

Металлургия.

Обширные районы страны, являвшиеся металлургической базой страны (Донбасс, Кривой Рог, Урал, Кавказ) оказались длительное время в руках противника. Снабжение промышленности металлом представляло огромные трудности. Советское правительство было вынуждено взять в свои руки все запасы металла, имевшиеся в стране, и экономно их расходовать. 19.11.1918 ВСНХ принял постановление "О национализации металлов". Все находившиеся в пределах РСФСР оптовые склады металлов со всем их иму­ществом, а также всякие грузы металлов объявлялись собственностью Рес­публики. До освобождения Украины (конец 1919) и Урала (лето 1919) при­ходилось в основном обходиться учтенными запасами, т.к. в центральных районах страны производство металла было незначительным. Но и после освобождения Украины и Урала металл не сразу стал поступать -- потребо­валось время для восстановления вышедших из строя металлургических за­водов и налаживания добычи руды.

В 1920 промышленность дала металла 3-5% от производства 1913 г. В 1919 заявки на металл в целом по республике были удовлетворены на 10%, В 1920 - на 15-20%.

Текстильная промышленность лишилась поступления туркестанского хлопка. Все ее отрасли вынуждены были сокращать производство из-за от­сутствия сырья. Многие предприятия были закрыты. На конец августа 1918 г. из 9750 охваченных промышленной переписью предприятий бездействова­ли 38%. Так, "Трехгорная мануфактура" не работала с марта 1919 до сен­тября 1920. Особенно страдали крупные предприятия - их по сравнению с мелким труднее было обеспечить сырьем и топливом. Рабочие голодали, число их уменьшилось.

Добывающая промышленность.

Советской властью с 17.11.1917 (в ответ на саботаж предпринимате­лей Ликинской мануфактуры в Орехово-Зуево), как и в других отраслях, многие рудники стали национализироваться.

8.12.1917 г. был опубликован декрет о конфискации предприятий Бо­гословского горного округа, одного из богатейших промышленных районов Урала. Вслед за ним СНК национализировал предприятия акционерного Симского общества горных заводов, предприятия Кыштымского и Сергинс-ко-Уфалейского горных округов Урала. Имущество предприятий нескольких округов национализировал областной Совет Урала.

В ВСНХ были сформированы специализированные главки - Главруда, Главкома, Главкость и Комиссия использования /ишпериольньвс ресурсов. С 1915 работала Комиссия по изучению естественных производительных сил России при АН (КЕПС).

Разруха хозяйственная после первой мировой войны проявлялась ост­рейшим образом в отсутствии сырья для промышленности. К тому же, с на­чалом гражданской войны интервенты захватили районы, которые давали более 80% железной руды. Нехватка сырья обострялась трудностями его перевозки из районов заготовки к потребителям из-за катастрофического положения транспорта. Добыча железной руды снизилась с %38!'4 млн. пуд. в 1913 г. до 10,4 млн. пуд. в 1920 г.

Электроэнегетика

Строились электростанции - Свирская, Волховская, Шатурская, Ка­ширская. В феврале 1920 рассмотрен план электрификации страны - ГОЭЛРО.

Учет и хранение военного имущества и требуемого для обороны и работы экономики. 1.12.1918 Совет обороны предложил РВСР представить доклад о наличии патронов на складах и ра­спределения их и потребовал установить контроль за расходованием.

Изъятие оружия у населения. СНК издал декрет, обязывающий всех граждан и учреждения сдать на военные склады имеющее­ся у них оружие. Эта мера была эффективной. На 9.03.1919 поступило на склады Московского, Петроградского, Ярославского, Орловского, Ураль­ского, Приволжского и Западного военных округов от населения 145 тыс. исправных и более 3 тыс. неисправных винтовок различных систем, 8600 револьверов и пистолетов, около 16 тыс, шашек, тесаков, сабель и дру­гого холодного оружия, 280 исправных пулеметов, 100 артиллерийских орудий, около 7 млн. патронов, свыше 2 тыс. гранат и 234 бинокля.

Топливная база.

В 1917 в промышленности и ж-д транспорте России основными видами топлива были каменный уголь, нефть и дрова.

Вопросы заготовки топлива не сходили с повестки дня СНК, Совета обороны и местных государственных органов. ВСНХ в своем составе имел специализированные главки - Главуголь, Главконефть, Главторф, Главела-нец и Главлеском, действовавшие в соответствии с "главкизмом".

В 1918-19 в распоряжении РСФСР был только Подмосковный угольный бассейн, дававший сравнительно немного угля, притом низкого качества. Принятые меры позволили поднять добычу с 23,3 млн.пуд (1918; до 40,2 (1920), вывезено 29,9 млн.пуд. В 1920 после освобождения Донбасса и Урала, в угольную промышленность было направлено много рабочих и орга­низаторов производства, выделены материальные средства.

Стала поступать нефть с Грозненских нефтепромыслов и заводов, с Бакинских нефтепромыслов. Росла добыча торфа. Однако и в 1920 не было возможности удовлетворить потребности экономики в топливе, Как и в 1919 основную роль с топливном балансе играли дрова. Ими потребности промышленности и транспорта в топливе удовлетворялись на 88%.

Заготовки дров производились по разверстке: каждая губерния полу­чала определенное задание и распределяла его по уездам. Губернские и уездные исполкомы советов объявляли трудовые мобилизации населения для заготовки и вывозки дров. Постановлением Совета Обороны от 19.11.1918 г. во многих местностях были введены следующие виды государственной повинности: натуральная дровяная; трудовая по заготовке, погрузке и выгрузке всех видов топлива; гужевая для подвоза топлива в города, к железным дорогам, пристаням. Были установлены трудовые нормы. На рабо­тах по заготовке и доставке топлива вводилась сдельная оплата труда и устанавливались премии товарами и продуктами. Зимой 1919-20 на дрово­заготовках работало около 50 тыс. красноармейцев. Всего за первую по­ловину 1920 по топливно-гужевой повинности мобилизовано 6 млн. человек и свыше 4 млн. подвод. В 1918/19 операционном году было заготовлено 4,2 млн. куб. сажен дров и вывезено 3,2 млн., а в 1919/20 - 9,4 и 7,1.

Из морского ведомства в 1918 экономике страны было передано около 250 тыс.т угля.

Итоги. Катастрофа, грозившая от нехватки топлива, была предотвра­щена. Страна вышла из "отчаянного кризиса". Но экономика до конца вой­ны находилась на полуголодном топливном пайке.

Транспорт. В 1918 г. в результате национализации весь железнодорожный транспорт находился в руках Советского государства. Преодолевая сопротивление организаторов саботажа управление железнодо­рожного транспорта осуществлял Народный Комиссариат путей сообщения. 23 марта 1918 г. СНК принял декрет "О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности.", предоставлявший широкие пол­номочия руководителям на железнодорожном транспорте. 31 марта 1918 г. ВЦИК И СНК приняли "Положение об управлении железнодорожными путями, сообщения РСФСР", в основе которого лежал принцип централизации и еди­ноначалия. Декретом от 28.11.1918 г. СНК ввел на железных дорогах во­енное положение. Все железнодорожные служащие считались военнообязан­ными. На железных дорогах назначались чрезвычайные военные комиссары, которые утверждались РВСР. Постановление Совета Обороны от 11.12.1918 г. "Об упорядочении железнодорожного транспорта" запрещало ведомствам, а также железнодорожным профсоюзным организациям вмешиваться в "технически-распорядительную сторону" железнодорожного дела.

Работа строилась на основе принципа "главкизма", в соответствии с задачами мобилизации, определяемыми Советом обороны, Центральным коми­тетом по перевозкам, Высшей железнодорожной инспекции. Централизация

руководства ж-д транспортом была закреплена ВЦИК 11.02.1919г. Положе­нием об управлении ж-д путями сообщения. Ж-д пути делились на округа.

В 1920 г., когда были освобождены Юг страны и Сибирь, общая чис­ленность подвижного состава увеличилась, но состояние ж-д хозяйства и на этой территории было катастрофическим. Подвижной состав не имел условий для нормальной работы. Потребности ж-д транспорта в металле, запасных частях для паровозов удовлетворены на 24%, для вагонов - 15%.

Из-за нехватки топлива сокращались, а нередко и прекращались пе­ревозки. Общая хозяйственная разруха привела к падению производитель­ности труда железнодорожников до 20-30% от уровня 1913. Объем перево­зок, втрое меньший в 1920, чем в 1913, требовал в 1,5 раза больше же­лезнодорожников.

Вследствие сложных задач ж-д транспорта, необходимости строго учета подвижного состава для наиболее важных перевозок в октябре 1919г. при СНК был создан орган с особыми полномочиями - Высший совет по железно­дорожным перевозкам, состоявший из представителей от НКПС, РВСР, ВСНХ, Наркомата труда и Всероссийской эвакуационной комиссии при Совете Обо­роны.

Нехватка подвижного состава заставила ли/нитровать перевозочные средства. Воинские перевозки составляли: в 1918 - 6,9 тыс. эшелонов, в 1919 - 12 тыс., в 1920 - 21 тыс. Временами 1-е место в составе грузов занимало топливо: осенью 1919 под дрова была занята 1/2 всех вагонов. В 1919 ж-д транспорт доставил лишь 26,4% продгрузов из намеченных по плану. Перевозки топлива в 1920 г. составляли 61-85% месячных планов.

В катастрофическом состоянии оказались речной и морской транс­порт. большинство морских судов было потеряно. Лишь суда Каспийского моря в какой-то мере использовались в основном для перевозки нефти, которая в 1920 составляла 97% грузооборота всего морского транспорта. Речной транспорт в основном занимался перевозками нефти и продовольст­вия. Много судов было уничтожено, речные порты и суда не ремонтирова­лись. С целью согласования железнодорожных и водных перевозок СНК пе­редал 10.01.1920 г. управление водным транспортом НКПС.

Необходимость строжайшей экономии подвижного железнодорожного состава для военных перевозок вынуждала передавать часть грузов гуже­вому транспорту. На его долю приходилась значительная часть внутригубернских и межгубернских перевозок. Однако и состояние гужевого транс­порта было тяжелым. Мобилизация лошадей для нужд армии, убой их на мя­со, нехватка фуража создавали огромные трудности. В их преодолении большую роль сыграли исполкомы местных Советов, проводившие мобилиза­цию рабочей силы и мобилизацию транспортных средств для срочных погрузочно-разгрузочных работ.

Итоги. Несмотря на все трудности и перебои в работе, транспорт во время гражданской войны обеспечил перевозки всего самого необходимого.

Трудовые ресурсы. В руководящие органы привлекались специалисты дореволюционных организаций (министерств, Особых Совеща­ний, ВПК, Земгора..., даже из 250 призванных в РККА бывших генералов).

Опасное военное положения и уменьшение числа рабочих породили ме­тод милитаризации труда - перевода рабочих и служащих на положение мо­билизованных. Из-за необходимости чрезвычайных мер для сохранения го­сударства, пришлось прибегнуть к принудительному закреплению значи­тельной части рабочих и служащих на предприятиях и учреждениях. Этот процесс начался в 1918. Прежде всего милитаризация труда охватила ра­бочих и служащих военной промышленности, в ноябре 1918 - железно дорож­ного транспорта, затем распространилась на другие отрасли. Постановле­ниями Совета обороны от 7.03, 15.03, 5.05., 27.06.1919 все рабочие и служащие речного и морского флота, Подмосковного угольного бассейна, рабочие и служащие, связанные с заготовкой топлива, служащие почтово-телеграфного ведомства были мобилизованы. Позднее были мобилизован­ными рабочие и служащие учреждений и предприятий лесной, угольной, торфяной и нефтяной промышленности, ряда бумажных и картонных фабрик, целлюлозных и древомассных заводов, водного транспорта.

Самовольное оставление работы мобилизованными приравнивалось к дезертирству и каралось по законам военного времени. Непромышленные рабочие не имели отсрочек от призыва в армию. Военные заводы обеспечи­вали рост военной продукции прежде всего за счет увеличения численнос­ти рабочих (Тульские оружейный и патронный заводы, Ижевский завод).

За годы войны особенно сократилось количество рабочих на Сормовс­ком, Коломенском, Путиловском заводах. Правительство пыталось сохра­нить кадровых рабочих. При остановке предприятий, сокращались преиму­щественно рабочие, недавно пришедшие из деревень, и неквалифицирован­ные рабочие "военного времени", пришедшие в годы 1-й мировой войны, в массе своей неквалифицированные. Применялось бронирование кадровых ра­бочих на предприятиях, производивших военную продукцию. Квалифициро­ванные рабочие переводились из закрываемых предприятий на действующие.

В обрабатывающей промышленности, особенно металлургии, удельный вес кадровых рабочих уменьшался; приходилось принимать неквалифициро­ванных работников: женщин, мелкобуржуазных элементов городов и дере­вень. 5.10.1918 г. Декрет СНК "О трудовых книжках для нетрудящихся11. 1.07.1919г. - 112 000 рабочих оборонных заводов на красноарм. папке, а 1.06.1920г. - 189801 обор.рабочий, 12090 крестья (перевозки), артисты.

Сельское хозяйство. Основные направления работы: борьба за хлебную монополию и твердые цены на продукты питания; борьба против спекуляции;

обыски на частных складах запасов продовольствия и товаров (ян­варь 1918 - в Петрограде выявлено скрытых 22 тыс.п. сливочного масла, много мяса, чая, 800 тыс.п. мыла, 150 вагонов спичек, 300 тыс.п. керо­сина...);

экономия и контроль, т.к. в мае 1918 г. госзапасы были на исходе;

создание нормативной правовой базы (22.07.1918 - Декрет СНК, по которому лица, спекулирующие монополизированными или нормированными предметами массового потребления, подлежали тюремному заключению, а их имущество - конфискации);

наличие излишков хлеба (Курская, Тамбовская, Орловская губернии -10 млн.п.);

9.05.1918 г.Декрет ВЦИК и СНК о хлебной монополии и твердых ценах;

создание Комитетов бедноты, введение в ноябре 1918 (по инициативе Московского областного продовольственного комитета) продовольственной разверстки и посылка продовольственных отрядов (опыт учтен в Декрете СНК от 27.02.1919 "О рабочих продовольственных отрядах", создание заг­радительных отрядов на путях сообщения против мешочников и др.

МЕРОПРИЯТИЯ БЕЛОГВАРДЕЙСКИХ ПРАВИТЕЛЬСТВ И ИНТЕРВЕНТОВ

Белогвардейцы и интервенты использовали бронепоезда, оставшиеся частично от царской армии и австро-германских войск, а затем разверну­ли постройку на паровозо- и вагоностроительных заводах и в крупных же­лезнодорожных мастерских Юга (Екатеринодар, Горловка, Севастополь, Ростов, Екатеринослав и др.), на Урале (Мотовилиха, Челябинск) и в Си­бири (Новониколаевск, Иркутск, Омск).

Авиация противника состояла из белогвардейских, иностранных и смешанных формирований (самолетов): американо-английские - 105, петлю­ровские - 30, колчаковские - 65, деникинские - 200, польские - 330, врангелевские - 40. Превосходя по количеству и по качеству советскую авиацию, авиация белогвардейцев и интервентов ни разу не создала пре­восходства в воздухе на решающих направлениях боевых действий.

Флот белогвардейцев на Черном море в январе 1920 г. имел: 2 лин­кора, 1 крейсер, 11 эсминцев, 2 вспомогательных крейсера, 4 подлодки, 8 канлодок и др.

Подвопрос 2.3. "ИТОГИ И ВЫВОДЫ ИЗ МОБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ СОВЕТОВ В ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ"

ИТОГИ.

Оценка проделанных мероприятий: 1.Учет уроков первой мировой вой­ны положительно сказался на результатах мобилизации. 2. Отсутствие планов мобилизации отрицательно повлияло на ее проведение. 3. Подтвер­дилась необходимость создания чрезвычайных органов руководства эконо­микой, наделенных чрезвычайными полномочиями. 4. Повышение уровня ру­ководства и объединения, по сравнению с первой мировой войной, положи­тельно сказалось на результатах мобилизации (ОС возглавляли министры, СО - глава СНК). 5.Военно-доктринальная разработка и идеологическое обеспечение активно способствуют решению задач мобилизации экономики. 6. Все отрасли работали, но недостаточно для решения задач снабжения армии. Причины: разруха и сокращение территории (количества предприя­тий). 7. Опыт белогвардейских правительств не представляет существен­ного интереса, т.к. эффективность мобилизационной деятельности в эко­номике была низкой, новых мероприятий не осуществлялось, основные во­енные поставки шли из-за границы за счет царских займов, золотого за­паса (Колчак) или в кредит.

Потери РККА и противника: 1918 - 220610 и 466065 (1:2,1); 1919 -354849 и 656600 (1:1,4); май 1920 - 250948 и 361000 (1:1.4;; ноябрь 1920 - 498891 и 317800 (1,6:1). Безвозвратных потерь РККА - 939755 ч. Санитарные потери, во многом из-за слабой обеспеченности техникой и имуществом, - 6 791 783 чел. Общие потери населения - 8 млн.человек.

 

ВЫВОДЫ. После гражданской войны были подведены итоги двух войн сразу. О месте и роли мобилизации экономики.

Будущий начальник Генерального штаба РККА Б.М.Шапошников в своем военно-научном труде "Мозг армии" (1927 г.) делал следующие выводы.

"Ныне мы можем с полной определенностью сказать, что характер бу­дущей войны определяется экономикой". Развитие экономической силы "указывает нам на то: что будущая война неизбежно повлечет за собой экономическую борьбу, которой тыл будет захвачен не меньше..чем фронт.

"В наши дни, конечно, не приходится доказывать необходимость эко­номической подготовки войны, существования экономического плана вой­ны. " "Экономический план войны должен не только предусматривать подго­товку к войне армии и театра военных действий, не только содержать в себе "военную сторону", в смысле питания армии всем необходимым, но и затрагивать вообще "экономическую линию поведения" государства во вре­мя войны. В плане должно быть предусмотренно развитие народного хо­зяйства страны, должны быть продуманы и подготовлены финансовая и эко­номическая мобилизация и транспорт".

Запасы сырья должны быть распределены. Финансовая сторона экономи­ческого плана должна учитываться. Транспорт - важный фактор войны.Гра­жданская промышленность должна быть мобилизована для целей войны.

Накопление мобилизационных запасов должно быть своевременным.

Промышленная мобилизация.

Общие положения. Необходима подготовка военной промышленности на случай войны, обеспечение ее рабочей силой и сырьем.

"Мобилизация гражданской промышленности и подготовка к ней в наши дни является столь необходимой и столь важной работой, что ее основные принципы и даже делали должны быть хорошо известны каждому государс­твенному деятелю и ответственному военному работнику... Необходимо знать продолжительность промышленной мобилизации, способы ее проведе­ния, обеспечения необходимыми чертежами, лекалами для постановки ново­го производства и обеспечения соответствующей рабочей силой вообще, а квалифицированной в частности, и т.д."

"Кроме мобилизации гражданской промышленности должна быть проведе­на вообще экономическая мобилизация по всей стране".

Необходима продовольственная подготовка войны.

О месте и роли органов руководящих подготовкой к войне экономики

"Руководство подготовкой к войне на политическом и экономическом фронтах должно быть предоставлено особым органам государства, а не ар­мии, и отнюдь не генеральному штабу, хотя бы и "интегральному". Гене­ральному штабу, как таковому, достаточно будет работы и в области опе­ративной подготовки."

"В общем и целом войну подготавливает, ведет ее и несет ответс­твенность за успех или неудачу не генеральный штаб, а правительство государства, которое или само, или через особый орган (совет обороны) цементирует подготовку на различных "линиях".

Окончательное утверждение плана войны - дело правите­льства, что перенапряжение экономической силы государства чревато угр­озами проигрыша войны, как бы блестящи ни были победы на полях..."

Экономический план войны.

"Общая же ориентировка в экономическом плане войны даст генераль­ному штабу как вывод представление об экономической мощи государства, которое в свою очередь, даст данные правительству для определения ха­рактера войны и "выбора образа действий" "вооруженной силы"...

Оперативное прикрытие от ударов противника

"Должны быть приняты меры: 1) к отнесению вглубь территории стра­ны фабрик и заводов, которые будут работать на оборону, не говоря уже о чисто военных заводах"; 2) по прикрытию индустрии и предприятий до­бывающей промышленности, если таковые находятся вблизи границы; 3) к защите таких центров от воздушных налетов противника, меры химической обороны и меры внутреннего охранения. Все это должно быть продумано...

Военный бюджет. Военный бюджет является выражением одного из планов государства - военного плана, но не выражение всего плана войны государства, так как план войны охватывает подготовку к ней всего го­сударства в целом, и каждое из ведомств государственного аппарата в своем бюджете может иметь известные параграфы и статьи, предназначен­ные для подготовки к войне.

Военный бюджет, помимо его удовлетворения военным данным, нужно всегда сочетать с условиями экономической жизни страны и ее развитием. Если войну проигрывают из-за перенапряжения экономической мощи страны, то такой проигрыш может получиться уже до начала войны из-за высокого военного бюджета, тяжесть которого не соответствует платежеспособности населения и который не идет нога в ногу с хозяйственным развитием.

Й учебный вопрос

"ОПЫТ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВЕРТЫВАНИ Я


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: